г. Краснодар |
|
03 июля 2019 г. |
Дело N А53-30852/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (ИНН 6167049710, ОГРН 1026103159840) - Никушиной Е.А. (доверенность от 19.04.2019), от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029) - Усачевой А.В. (доверенность от 22.01.2019), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Сакварелидзе Светланы Владимировны, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2018 (судья Андрианова Ю.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Ильина М.В.) по делу N А53-30852/2018, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 03.08.2018 N 1923.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора собственника квартиры N 121 в многоквартирном доме N 6 по ул. Дебальцевской в г. Ростове-на-Дону. Решением от 14.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2019, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Судебные акты мотивированы правомерным указанием инспекцией в оспариваемом обществом предписании на необходимость перерасчета начисленной платы за потребленный газ за ноябрь 2017 года - январь 2018 года (первые три месяца) из расчета среднемесячного объема потребления. Суды указали, что моментом, с которого прекращается определение объема газа по показаниям прибора учета газа, является дата истечения срока его очередной поверки.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили номы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Общество указывает, что прибор учета газа, установленный в квартире Сакварелидзе С.В., считается отсутствующим с 27.11.2017 по причине непрохождения очередной поверки, новый прибор учета газа установлен абонентом 25.06.2018, в связи с чем общество правомерно произвело перерасчет потребленного абонентом газа за период отсутствия счетчика газа по нормативу потребления в соответствии с пунктом 32 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549). Суды пришли к ошибочному выводу о том, что Правилами N 549 не определен порядок определения объема потребленного газа при истечении межповерочного интервала поверки приборов учета газа, поэтому подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); оспариваемым предписанием инспекция возложила на общество обязанность произвести перерасчет начислений в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 59 Правил N 354, который предусматривает порядок определения платы при наличии приборов учета до истечения срока поверки. Предписание инспекции противоречит действующему законодательству и нарушает права и экономические интересы общества.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В отзыве на кассационную жалобу Сакварелидзе С.В. просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они являются законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемых актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа установил следующее.
Как видно из материалов дела, инспекция на основании распоряжения заместителя Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 10.07.2018 N 4841 провела внеплановую документарную проверку в отношении общества, по результатам которой составила акт от 03.08.2018 N 4841 о нарушении обществом пункта 59 Правил N 354, выразившемся в том, что расчет платы за индивидуальное потребление коммунальной услуги по газоснабжению квартиры N 121 многоквартирного дома N 6 по ул. Дебальцевской в г. Ростове-на-Дону в период с ноября 2017 года по январь 2018 года произведен не исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, а по нормативу.
Инспекция выдала обществу предписание от 03.08.2018 о необходимости выполнить перерасчет платы собственнику квартиры N 121 многоквартирного дома N 6 по ул. Дебальцевской г. Ростова-на-Дону за индивидуальное потребление газа с ноября 2017 года по январь 2018 года, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления.
Полагая, что предписание инспекции является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции установили, и это подтверждается материалами дела, что квартира Сакварелидзе С.В. была оборудована прибором учета газа - счетчиком марки СГК-2,5 G4 N 206445, дата выпуска 14.04.1999. Согласно информации, имеющейся в информационных базах данных заявителя, а также письма общества с ограниченной ответственностью "Метрогазсервис" от 07.12.2018 (исх. N 6), прибор учета проходил поверку 26.11.2009, следующая дата поверки прибора учета газа - 26.11.2017, исходя из восьмилетнего межповерочного интервала. Поскольку в установленный срок Сакварелидзе С.В. не предоставила газовый счетчик СГК-2,5 G4 N 206445 для очередной поверки, с 27.11.2017 общество перешло к определению объема потребленного Сакварелидзе С.В. природного газа по нормативам потребления. Данное обстоятельство документально не опровергнуто.
Сделав правильный вывод о том, что моментом, с которого прекращается определение объема потребляемого Сакварелидзе С.В. газа по показаниям прибора (узла) учета газа, является дата истечения срока его очередной поверки, - 27.11.2017, судебные инстанции указали на необходимость определения объема потребленного третьим лицом природного газа за период с ноября 2017 года по январь 2018 года, исходя из среднемесячного объема потребления.
Сделав вывод о том, что Правилами N 549 не определен порядок определения объема потребленного газа и расчета размера платы за газ при истечении межповерочного интервала поверки прибора учета газа, тогда как отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов урегулированы Правилами N 354 (подпункт "а" пункта 59 Правил N 354), суды пришли к выводу об обоснованности выданного обществу предписания от 03.08.2018 N 1923.
Вместе с тем суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В случае, когда абонент по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (пункт 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдение установленного режима потребления энергии.
В соответствии со статьями 2, 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом. Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение Закона N 69-ФЗ.
Правила N 549 регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Права и обязанности сторон при исполнении договора газоснабжения определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, условиями договора и Правилами N 549 (пункт 19 Правил N 549).
Пунктом 24 Правил N 549 установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Согласно пункту 25 Правил N 549 определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 23 Правил N 549 при наличии приборов учета газа поставщик вправе осуществлять определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в пунктах 28, 30 и 31 Правил N 549.
Согласно пункту 30 Правил N 549 объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Таким образом, потребитель должен направить в установленном порядке прибор учета на поверку до истечения межповерочного интервала, чего в данном случае сделано не было.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 41 Правил N 549 предусмотрено, что размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном пунктами 32 - 38 Правил N 549 и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 549 абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки. В соответствии с пунктами 24, 25 Правил N 549 при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями Закона N 102-ФЗ, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку (пункт 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ).
Поверка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (пункт 17 статьи 2 Закона N 102-ФЗ).
Из системного толкования положений Закона N 102-ФЗ (пункты 2, 17 статьи 2, пункт 1 статьи 5 и статьи 9, пункт 1 статьи 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается, поскольку истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета.
Пунктом 32 Правил N 549 предусмотрено, что при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предусмотренное пунктом 23 Правил N 549 право поставщика газа определять объем потребленного газа по нормативам потребления в определенных случаях не исключает наличие обязанности у покупателя и поставщика газа не применять при расчетах за поставленный газ прибор учета в период истечения межповерочного интервала.
Указанное правило обосновано тем, что по истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться поверенными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Действующее законодательство, регулирующее порядок поставки газа для нужд граждан, возлагает обязанность именно на потребителя следить за состоянием приборов учета, а значит, и за сроком их поверки, и предусматривает последствия пропуска срока такой поверки.
Моментом, с которого прекращается определение объема поставляемого газа по показаниям прибора (узла) учета газа, является дата истечения срока его очередной поверки (межповерочного интервала) (статья 191 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что Правила, утвержденные настоящим постановлением не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами N 549.
Основание и порядок применения среднемесячного начисления регулируются Правилами N 549, которыми установлены два основания применения среднемесячного начисления: несообщение абонентом показаний прибора учета (пункт 31) и демонтаж прибора учета для поверки (пункт 30). Таким образом, вопрос применения среднемесячного начисления Правилами N 549 урегулирован и, следовательно, в данном случае, не могут применяться Правила N 354, на которые ссылается инспекция.
Минрегион России в своем разъяснении от 28.05.12 N 12793-АП/14 (Приложение N 3) указал, что пункт 30 Правил N 549 является специальным по отношению к подпункту "а" пункта 59 Правил N 354 и в силу этого подлежат применению его нормы. В пункте 30 Правил N 549 относительно применения среднемесячного начисления при истечении срока поверки прибора учета сказано, что среднемесячное начисление применяется только на период демонтажа прибора учета для проведения его поверки и только в случае, если к моменту демонтажа показания прибора принимались к учету. Если же к моменту демонтажа показания прибора не принимались, а начисление происходило по нормативам потребления (например, из-за истечения срока поверки) то среднемесячное начисление не применяется.
Демонтаж прибора учета возможен только после соответствующего обращения абонента и проверки (пункт 29 Правил N 549). В данном случае, срок поверки прибора учета истек 26.11.2017, заявление на демонтаж от собственника поступило только в июне 2018 года. Судебные инстанции установили, и это подтверждено участвующими в деле лицами в суде кассационной инстанции, что поскольку в установленный срок Сакварелидзе С.В. не предоставила газовый счетчик СГК-2,5 G4 N 206445 для проведения поверки, общество с 27.11.2017 перешло к определению объема потребленного третьим лицом природного газа в соответствии с пунктом 32 Правил N 549 - по нормативам потребления. Учитывая вышеизложенное применение среднемесячного начисления в данной ситуации не допускается, так как к моменту возможного демонтажа прибор учета уже не применялся, а применялись нормативы потребления.
С момента истечения срока поверки прибора учета определение объема потребленного газа по его показаниям не осуществляется. Аналогичное положение содержится и в подпункте "д" пункта 81.12. Правил N 354, согласно которому прибор учета газа считается вышедшим из строя (неисправным), в случае истечения межповерочного интервала поверки прибора учета.
Судебные инстанции установили, что абонент в нарушение пункта 25 Правил N 549 не провел поверку прибора учета газа в установленный срок, что послужило основанием для начисления платы за газ в спорном периоде по нормативу потребления.
Действующим законодательством предусмотрено, что учет объема потребленного газа должен производиться по приборам учета газа прошедшим поверку и, срок проведения очередной поверки по которым не наступил. В случае истечения срока поверки прибора учета, расчет объема потребленного газа производится по нормативам потребления. При этом начало расчета объема потребленного газа по нормативам потребления связывается с моментом истечения срока очередной поверки прибора учета.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленного обществом требования.
Поскольку судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, но неправильно применили нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 03.08.2018 N 1923.
Таким образом, действия общества по применению нормативов потребления газа в период истечения срока поверки прибора учета третьего лица с 27.11.2017 законны, нарушение порядка расчета объема потребленного газа обществом не допущено, а потому у инспекции отсутствовали основания для выдачи ему оспариваемого предписания, а у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленного обществом требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с инспекции в пользу общества подлежат взысканию судебные расходы по делу в сумме 6 тыс. рублей (государственная пошлина, уплаченная в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций).
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 по делу N А53-30852/2018 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 03.08.2018 N 1923.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" судебные расходы по делу в сумме 6 тыс. рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Демонтаж прибора учета возможен только после соответствующего обращения абонента и проверки (пункт 29 Правил N 549). В данном случае, срок поверки прибора учета истек 26.11.2017, заявление на демонтаж от собственника поступило только в июне 2018 года. Судебные инстанции установили, и это подтверждено участвующими в деле лицами в суде кассационной инстанции, что поскольку в установленный срок Сакварелидзе С.В. не предоставила газовый счетчик СГК-2,5 G4 N 206445 для проведения поверки, общество с 27.11.2017 перешло к определению объема потребленного третьим лицом природного газа в соответствии с пунктом 32 Правил N 549 - по нормативам потребления. Учитывая вышеизложенное применение среднемесячного начисления в данной ситуации не допускается, так как к моменту возможного демонтажа прибор учета уже не применялся, а применялись нормативы потребления.
С момента истечения срока поверки прибора учета определение объема потребленного газа по его показаниям не осуществляется. Аналогичное положение содержится и в подпункте "д" пункта 81.12. Правил N 354, согласно которому прибор учета газа считается вышедшим из строя (неисправным), в случае истечения межповерочного интервала поверки прибора учета.
Судебные инстанции установили, что абонент в нарушение пункта 25 Правил N 549 не провел поверку прибора учета газа в установленный срок, что послужило основанием для начисления платы за газ в спорном периоде по нормативу потребления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июля 2019 г. N Ф08-4289/19 по делу N А53-30852/2018