Инвестиции и страхование
Финансовые инвестиции представляют собой покупку активов в виде имущественных или ценных кредитных бумаг. Учитывая, что риск при этом является одним из ключевых понятий финансового рынка, возникает необходимость разработать адекватную систему страховой защиты.
Развитому финансовому рынку присущи многие способы страховой защиты. Один из них проявляется в регулировании государством финансового рынка в целях, с одной стороны, поддержания ликвидности финансового рынка, а с другой - сохранения доверия к нему со стороны инвесторов и эмитентов. Это достигается, например, следующими методами: лицензирование участников финансового рынка; установление правил выпуска ценных бумаг; введение обязанности предоставлять информацию об эмитентах ценных бумаг.
Второй способ организации страховой защиты представляет собой своеобразное самострахование инвесторов, что проявляется, в частности, в проведении операций хеджирования, когда инвестор вместе с ценной бумагой приобретает опцион на ее покупку или продажу. Взаимное страхование инвесторов проявляется и в организации системы котировок ценных бумаг на фондовой бирже. Наличие ценных бумаг той или иной компании в листинге фондовой биржи с ее заранее установленными жесткими требованиями, как правило, свидетельствует о достаточной надежности этих бумаг.
Все перечисленные способы страховой защиты характеризуются тем, что они заложены в саму модель функционирования финансового рынка и осуществляются в отсутствие профессионального страховщика, который принимает на себя риски. К тому же они не дают полной гарантии от убытков.
К особому виду страховой защиты относится заключение договоров страхования со страховыми компаниями. Цель такого страхования - защита инвестиционных вложений от возможных потерь, возникающих вследствие неблагоприятного, непредсказуемого изменения конъюнктуры рынка и ухудшения других условий для осуществления инвестиционной деятельности.
Данный вид подразделяется по характеру страховых рисков на страхование от политических и коммерческих рисков.
Договоры страхования от политических рисков заключают при осуществлении инвестиций в зарубежные страны. Для такого страхования характерны невозможность математической оценки вероятности наступления страховых случаев и крайне высокий размер ущерба. Поэтому частные страховщики этим страхованием, за редким исключением, не занимаются. Его проводят в основном государственные страховые структуры страны-инвестора и международные финансовые организации. В настоящее время на три государственные организации (США, ФРГ и Японии) приходится 80% от общего объема операций, осуществляемых в рамках национальных государственных программ страхования инвестиционных рисков.
Страховыми рисками здесь являются события, исходящие от органов власти, управления, иных государственных образований, от народных масс. При определении в договоре конкретного перечня рисков учитываются политическое и экономическое положение страны; ее потенциальные финансовые возможности; уровень развития промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры; величина валового внутреннего продукта; объемы внутренней и внешней задолженности государства и ее структура; своевременность погашения имеющихся займов; уровень инфляции; объект и субъект страхования; сумма инвестиций; географическое местонахождение объекта инвестиций; срок страхования и т.д. При этом указанные ранее факторы могут повлиять не только на объем страхового покрытия, но и в целом на экономическую целесообразность и возможность страхования, а следовательно, на сам факт инвестирования.
В мировом экономическом хозяйстве выделяют зоны "рискованных инвестиций", которые характеризуются общей неблагоприятной оценкой политических и экономических условий инвестиций. К этим зонам относится и Россия. Причем такая оценка инвестиций одинаково применима в отношении как иностранных инвестиций в Россию, так и инвестиций иностранных инвесторов.
Страхование политических рисков крайне проблематично, ибо их наступление может повлечь за собой катастрофический, опустошительный ущерб. Действительно, наступление такого политического риска, как изменение политического режима или режима конвертируемости внутренней валюты и вывоза прибыли, окажет влияние на все производственные инвестиции и, с точки зрения страховщика, будет носить катастрофический характер. Из-за непредсказуемости политических рисков, невозможности математической вероятности наступления страховых случаев их страхование проводится чрезвычайно редко.
Традиционно политическими считаются риски, возникающие в результате событий непреодолимой силы и имеющие политический характер, т.е. исходящие от органов власти и управления либо от иных государственных образований или народных масс.
В обычном договоре страхования этот перечень рисков, как правило, относится к так называемой форс-мажорной оговорке, согласно которой нанесение ущерба имущественным интересам страхователя при наступлении перечисленных форс-мажорных событий не влечет за собой возникновения обязанности страховщика компенсировать такой ущерб.
Иногда договор страхования заключают на специальных условиях, например страхование от политических рисков (часто употребляется определение "страхование политических рисков") или от так называемых некоммерческих рисков. Строго говоря, употребление термина "некоммерческий риск" не вполне оправданно. Ведь любой риск, принятый на страхование страховщиком, не может рассматриваться как коммерческий, поскольку обязательства страховщика компенсировать причиненный ущерб не преследует цели извлечения прибыли.
Страхование имущественных интересов инвестора от политических рисков может осуществляться специализированными национальными, как правило, государственными агентствами, международными организациями или частными страховыми компаниями. Среди таких агентств можно назвать Корпорацию частных зарубежных инвестиций (ОПИК). Как специализированное агентство ОПИК учреждено в 1969 г. специальной поправкой к законодательному акту Федерального правительства США 1961 г. о зарубежной помощи.
Подобные страховые компании осуществляют свою страховую деятельность по трем следующим программам:
страхование имущественных интересов инвесторов от политических рисков, связанных с экспроприацией или национализацией, необратимостью местной валюты в свободно конвертируемую валюту, с повреждением имущества или потерей прибыли в результате гражданских волнений, гражданской войны, изменения политического режима;
финансирование проектов и кредитование частных инвесторов путем предоставления краткосрочных и прямых долгосрочных гарантированных займов;
оказание инвесторам консультационных услуг по изучению инвестиционного и политического климата в предполагаемой странереципиенте инвестиций.
Под риском "неконвертируемости валюты" понимается невозможность конвертации капитала или прибыли в твердую валюту вследствие либо принятого национальным правительством решения о блокаде вывоза капитала, либо установленного им неблагоприятного или дискриминационного обменного курса. Однако страховое покрытие не распространяется на девальвацию национальной валюты или рыночное колебание курса, поскольку эти потери - следствие спекулятивного риска, а сам по себе этот риск может принести не только потери, но и прибыль.
Включение в договор страхования риска "экспроприации или национализации" инвестиций предполагает предоставить инвестору страховую защиту в случаях, когда подобные действия осуществлены национальным правительством без выплаты предусмотренной компенсации.
В зависимости от перечисленных факторов в объем страхового покрытия могут входить следующие риски:
- изменения в валютном законодательстве, которые могли бы препятствовать инвесторам осуществлять деятельность согласно ранее обусловленной программе;
- изменения в валютном законодательстве, которые препятствовали бы переводу дивидендов иностранным инвесторам;
- принятие нормативных актов, которые препятствовали бы инвесторам использовать инвестированные средства и возможный доход от них для последующего инвестирования;
- национализация предприятий, созданных с участием иностранных инвесторов, или экспроприация их активов в результате предпринятых государством изменений в экономике или политике;
- принятие законодательства, которое лишало бы права владения землей, принадлежащей предприятию;
- принятие законодательства, позволяющего полностью или частично конфисковать продукцию предприятия, в которое вложены иностранные инвестиции;
- введение законодательства в области налогообложения, которое препятствовало бы дальнейшему капиталовложению или прибыльному ведению дела;
- введение нормативных актов, устанавливающих запрет для предприятий, в которых доминируют иностранные инвесторы, принимать участие в биржевых сделках;
- принятие законодательства, которое ущемляло бы финансовое и любое другое положение иностранных инвесторов по сравнению с первоначальными предпосылками;
- принятие нормативных актов, ущемляющих право инвесторов входить в руководящие органы предприятий, в которые инвесторы вложили соответствующие средства;
- внесение изменений в арбитражную практику;
- военные действия, гражданские волнения и социальные беспорядки, повлекшие за собой причинение ущерба имущественным интересам инвестора.
Данный перечень возможных рисков может быть дополнен исходя из особенностей политической и экономической обстановки.
В соответствии с договором страхования, заключаемого ОПИК с американскими частными предпринимателями, агентство обязуется возместить страхователю понесенные им убытки в результате наступления страхового случая. После выплаты страхового возмещения к страховщику, т.е. к США в лице ОПИК, на основе принципа суброгации переходят все права и требования страхователя в отношении третьих лиц в связи с наступлением страхового случая.
Объектом страхования могут быть следующие виды инвестиций:
акции и другие ценные бумаги и права участия;
прямые инвестиции, в том числе связанные с проведением строительно-монтажных работ, модернизацией производства и т.п.;
имущественные права, связанные с лицензированием, международным лизингом;
ссуды, кредиты и другие виды инвестиций.
Страховая сумма не превышает 90% общего объема инвестиций, при этом разница остается на риске инвестора, которая может быть застрахована или гарантирована иным образом. Страховые премии составляют от 0,3% страховой суммы при страховании от "неконвертируемости валюты" до 0,6% при страховании на случай экспроприации инвестиций и дифференцируется в зависимости от степени страхового риска.
Страховое покрытие предоставляется только при условии одобрения страной-реципиентом будущих инвестиций. Кроме того, предлагаемый к страхованию проект должен быть связан с инвестициями в страну, в которой показатель валового национального продукта в расчете на душу населения не превышает 2850долл. США, и этот проект не должен оказывать отрицательного влияния на американскую экономику.
Договоры заключаются на срок от 12 до 20 лет.
Размер страховой суммы составляет от 100 млн долл. до 150 млн на один проект и от 300 млн до 350 млн на одну страну, но не более 90% от общей величины инвестиций. С 1997 г. страховая сумма при страховании инвестиций в России увеличена до 200 млн долл. на один проект. Ставки страховых взносов находятся в диапазоне от 0,3 до 0,6% от страховой суммы. За все время деятельности ОПИК им были застрахованы капиталовложения на сумму 9 млрд долл., что составило около 10% общих объемов американских инвестиций.
Более широкий круг страховых рисков покрывает страхование, осуществляемое в рамках подразделения страхования экспорта Министерства внешней торговли и промышленности Японии. Это страхование является обязательным для любого японского экспортера. Помимо рисков, связанных с экспроприацией иностранной собственности принимающим государством, с военными действиями, революциями и неконвертируемостью валюты, оно предусматривает страхование от невозможности продолжать вести предпринимательскую деятельность, от временной (на срок более 6 месяцев) приостановки этой деятельности, от приостановления проведения банковских операций.
Сеульской конвенцией 1985 г. по инициативе Мирового банка было учреждено Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), которое является акционерным обществом с капиталом в 1 млрд долл. В число его акционеров входит более 100государств, купивших акции в размере, пропорциональном тому капиталу, который они имеют во Всемирном банке. Первое место по величине капитала занимает США - 17%. Россия, подписавшая конвенцию 15 сентября 1992 г., - самый крупный его акционер среди развивающихся стран, она владеет 2,78% акций.
Задачей МИГА является поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления частным инвесторам дополнительных гарантий и оказания услуг по улучшению инвестиционного климата в стране, принимающей иностранный капитал.
В основу предлагаемой агентством системы защиты имущественных интересов иностранных инвесторов положен договор страхования, сторонами в котором выступают МИГА (страховщик) и иностранный инвестор (страхователь).
Агентство принимает на страхование инвестиции в основной капитал, ссуды и гарантии ссуд, выданные владельцам основного капитала, техническую помощь, контракты по оказанию услуг по менеджменту, соглашения о лицензировании и об открытии сети предприятий. Страхованию подлежат только новые инвестиционные проекты, в том числе предусматривающие расширение уже существующих предприятий, их приватизацию и реконструкцию.
Страховыми рисками являются:
введение ограничений в переводе сумм прибыли за границу;
экспроприация имущества иностранного инвестора принимающим государством;
нарушение контракта, заключенного иностранным инвестором с принимающим государством;
военные действия и гражданские волнения.
Стандартный срок страхования 15-20 лет. Страховая сумма обычно не может превышать 90% стоимости проекта и находится в пределах 50 млн долл. на один инвестиционный проект и 175 млн долл. в одну страну. Тарифные ставки устанавливаются в диапазоне от 0,5 до 3% от страховой суммы в год. Общий лимит страхования - 350% от акционерного капитала МИГА, т.е. 3,5 млрд долл. В настоящее время МИГА застраховало инвестиции на сумму примерно 2 млрд долл. При этом гарантии МИГА обладают высоким мультипликационным эффектом: на каждый застрахованный доллар обычно инвестируется еще 4долл. Высоко ценят гарантии МИГА и банки, охотно выделяя кредиты под застрахованные проекты.
Страхование инвестиционной деятельности от коммерческих рисков проводится, как правило, частными страховыми компаниями. Цель такого страхования - защита инвестиционных вложений от возможных потерь, возникающих вследствие неблагоприятного, непредсказуемого изменения конъюнктуры рынка и ухудшения других условий для осуществления предпринимательской деятельности.
Страховая сумма как предел ответственности по договору может быть определена несколькими способами:
в размере величины инвестиций, вложенных в приобретение акций, других ценных бумаг и т.п.;
в размере суммы инвестиций и нормативной прибыли, которая может быть установлена на уровне, обеспечиваемом безрисковым вложением капитала.
При этом размер страхового возмещения исчисляется в виде разницы между страховой суммой и фактическим финансовым результатом от застрахованных инвестиций, т.е. страхователю возмещаются потери, если через определенный период застрахованные инвестиции не дадут предусмотренной окупаемости вследствие происшедшего страхового случая.
Н.Л. Маренков,
профессор кафедры финансовых дисциплин
Московской гуманитарно-социальной академии
Н.Н. Косаренко,
доцент кафедры государственных правовых дисциплин РАГС
"Законодательство и экономика", N 8, август 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инвестиции и страхование
Авторы
Н.Л. Маренков - профессор кафедры финансовых дисциплин Московской гуманитарно-социальной академии
Н.Н. Косаренко - доцент кафедры государственных правовых дисциплин РАГС
"Законодательство и экономика", 2003, N 8