г. Краснодар |
|
09 июля 2019 г. |
Дело N А32-26676/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Артамкиной Е.В. и Коржинек Е.Л., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации Центрального района города Барнаула (ИНН 2225018441, ОГРН 1022201775969), ответчика акционерного общества "Молчаново" (ИНН 222415192, ОГРН 1122224001063), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации Центрального района города Барнаула на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2018 (судья Язвенко В.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2019 (судьи Попов А.А., Галов В.В., Малыхина М.Н.) по делу N А32-26676/2018, установил следующее.
Администрация Центрального района города Барнаула (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к АО "Молчаново" (далее - общество), в котором просила:
- возложить на общество обязанность в срок, не позднее 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу, выполнить охранно-предупредительные мероприятия, направленные на ограничение доступа посторонних лиц на территорию нежилого здания и земельного участка, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Кутузова, 14а. Указать, что администрация вправе осуществлять соответствующие действия за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока;
- возложить на общество обязанность в срок, не позднее 1 месяца с даты вступления решения в законную силу, произвести капитальный ремонт фасада спорного нежилого здания. Указать, что администрация вправе осуществлять соответствующие действия за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока;
- в случае неисполнения решения суда в части выполнения охранно-предупредительных мероприятий в установленный срок взыскивать с общества 500 тыс. рублей судебной неустойки за каждый месяц просрочки исполнения решения;
- в случае неисполнения решения суда в части капитального ремонта фасада в установленный срок взыскивать с общества 500 тыс. рублей судебной неустойки за каждый месяц просрочки исполнения решения суда.
Решением суда от 21.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.02.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя, вывод судов о том, что функции администрации носят только административный характер, не соответствует действительности. Бремя содержания имущества несет собственник в связи с чем ответчик должен обеспечить охранно-предупредительные мероприятия.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что собственником здания лыжной базы с пристроенной гостиницей, расположенной по адресу: Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Кутузова, 14а, а также земельного участка с кадастровым номером 22:63:050432:3, является общество, что подтверждается соответствующими выписками.
В ходе неоднократного визуального осмотра спорной территории администрацией установлено, что фасад нежилого здания находится в неудовлетворительном состоянии: нарушен лако-красочный слой фасада, присутствуют незакрепленные элементы крыши, отсутствует остекление окон, отсутствуют двери, происходит разрушение стен здания.
Не приняты охранно-предупредительные меры с целью недопущения третьих лиц на территорию отведенного земельного участка, о чем составлены акты визуального осмотра от 08.05.2018 и 06.06.2018.
Обществу направлена претензия от 07.12.2017 N к-1866, согласно которой общество обязано в срок до 01.07.2018 устранить нарушения, выразившиеся в невыполнении обязанности по своевременному принятию мер по ремонту фасада здания, и охранно-предупредительных мероприятий и претензия от 02.02.2018 N к-159, согласно которой общество обязано в срок до 15.03.2018 устранить нарушения, выразившиеся в невыполнении обязанности по своевременному принятию мер ремонта фасада здания, и охранно-предупредительных мероприятий. Указанные претензии возвращены администрации в связи с истечением срока хранения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. К основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей относятся, в частности, сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, события, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Статьей 209 Гражданского кодекса установлено, что собственник по своему усмотрению совершает в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно статье 8 Положения о Центральном районе в городе Барнауле и администрации Центрального района города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской думы от 27.04.2018 N 117, администрация является территориальным органом местного самоуправления, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции на соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 4.2.2 правил благоустройства контроль за выполнением Правил возлагается на администрацию города, администрации районов, сельские (поселковую) администрации и иные органы местного самоуправления в пределах их компетенции.
Аналогичные полномочия содержатся и в пункте 6 статьи 15 положения о Центральном районе в городе Барнауле и администрации, утвержденного решением Барнаульской городской думы от 27.04.2018 N 117, согласно которому администрация района организует с физическими и юридическими лицами работу по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территории района, осуществляет контроль за соблюдением Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края.
На территории городского округа - города Барнаула Алтайского края приняты и действуют правила благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской думы от 27.10.2017 N 15.
В соответствии с пунктом 3.1.8 правил благоустройства для устранения угрозы возможного обрушения выступающих конструкций фасадов зданий, строений, сооружений их собственниками (иными законными владельцами) или уполномоченными ими лицами в течение суток с момента обнаружения должны быть выполнены охранно-предупредительные мероприятия (установка ограждений, сеток, демонтаж разрушающейся части элемента).
Ремонт фасадов должен выполняться незамедлительно после выявления аварийного состояния.
Суды верно указали, что на момент рассмотрения заявленных требований действовали правила благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской думы от 27.10.2017 N 15, в пункте 2.2.4 которых указано о том, что физические и юридические лица, в собственности, владении, пользовании которых находятся здания, строения, сооружения, обязаны производить текущий и капитальный ремонт, окраску фасадов зданий.
Главой 2 правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края предусмотрено, что текущий и капитальный ремонт, окраска фасадов зданий и сооружений производятся лицами, владеющими ими на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве, или уполномоченными ими лицами.
Эксплуатация зданий, их ремонт производятся в соответствии с установленными правилами и нормами технической эксплуатации.
Как указывает истец, неисполнение обязанностей, предусмотренных правилами благоустройства, влечет за собой дальнейшее разрушение здания, угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие охранно-предупредительных мероприятий приводит к тому, что в здание базы имеется доступ людей без определенного места жительства, подростков, что способствует усилению криминогенной обстановки в этом районе.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 16 положения о центральном районе в городе Барнауле и администрации от 27.04.2018 N 117 администрация района вносит предложения в соответствующие органы о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных и строительных норм на территории района. Организует с физическими и юридическими лицами работу по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территории района, осуществляет контроль за соблюдением правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Согласно положению основной задачей администрации, зафиксировавшей факт нарушения, является: профилактика административных правонарушений, организация и осуществление контроля над деятельностью на территории г. Барнаула всех физических и юридических лиц независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в части соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в городе Барнаул, правил и норм в сфере благоустройства, содержания территории и внешнего облика города Барнаула.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют согласно правилам о подведомственности, установленным процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Статьей 12 Гражданского кодекса предусмотрены конкретные способы защиты прав, перечень которых не является исчерпывающим.
Иные способы защиты права, не указанные в статье 12 Гражданского кодекса, могут устанавливаться законом.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верным выводам о том, что установление административным органом факта несоблюдения правил следует расценивать как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях. Основания для возложения на ответчика обязанностей по проведению охранно-предупредительных мероприятий и ремонтных работ в рамках гражданского производства отсутствуют. При установленных обстоятельствах, суды верно указали, что истец избрал ненадлежащий способ защиты права, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Доводы кассационной жалобы не принимаются кассационным судом, поскольку были проверены и учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела и не опровергают выводов суда.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2019 по делу N А32-26676/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.