г. Краснодар |
|
10 июля 2019 г. |
Дело N А63-16490/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Артамкиной Е.В. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от истца - Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" - Ухова В.И. (доверенность от 29.04.2019), от третьего лица - Министерства обороны Российской Федерации - Ухова В.И. (доверенность от 06.06.2019), в отсутствие ответчика - администрации Кировского городского округа Ставропольского края, третьего лица - Сабурова Алексея Геннадьевича, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.12.2018 (судья Безлепко В.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 (судьи Белов Д.А., Параскевова С.А., Семенов М.У.) по делу N А63-16490/2018, установил следующее.
ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации Кировского городского округа Ставропольского края (далее - администрация) о возложении обязанности принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство) и Сабуров А.Г.
Решением суда первой инстанции от 11.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.03.2019, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что администрация возражает против принятия имущества в муниципальную собственность, спорные объекты утратили свои основные технические свойства, не пригодны для проживания, не могут быть использованы для решения вопросов местного значения в социально-экономическом плане.
В кассационных жалобах учреждение и министерство просят отменить состоявшиеся судебные акты, исковые требования - удовлетворить. По мнению заявителей, выводы судов не обоснованы, администрация является правопреемником публично-парового образования Комсомольский сельсовет Кировского района, который выразил согласие на принятие спорных объектов, которые относятся к муниципальной собственности. В части квартир проживают квартиросъемщики, неудовлетворительное состояние квартир не подтверждает их аварийность, факт технологического присоединения к электрическим сетям подтверждается договором и актом.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель истца и третьего лица поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить обжалуемые акты.
Изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, выслушав представителя истца и третьего лица, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" издан приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации 17.01.2018 N 26 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Комсомольский сельсовет Кировского района Ставропольскою края".
В соответствии с указанным приказом от 17.01.2018 N 26 передаче в муниципальную собственность подлежат:
- квартира N 1 общей площадью 66,3 кв. м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, пос. Комсомолец, в/г N 1А, д. 1;
- квартира N 3 общей площадью 96 кв. м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, пос. Комсомолец, в/г N 1А, д. 2;
- квартира N 2 общей площадью 38,7 кв. м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, пос. Комсомолец, в/г N 1А, д. 4;
- квартира N 4 общей площадью 47,1 кв. м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, пос. Комсомолец, в/г N 1А, д. 4:
- квартира N 3 общей площадью 45,4 кв. м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, пос. Комсомолец, в/г N 1 А, д. 5;
- квартира N 4 общей площадью 42,4 кв. м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Кировский р-и, пос. Комсомолец, в/г N 1А, д. 5;
- квартира N 1 общей площадью 38 кв. м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, пос. Комсомолец, в/г N 1А, д. 6;
- квартира N 1 общей площадью 66,3 кв. м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, пос. Комсомолец, в/г N 1А, д. 10;
- квартира N 2 общей площадью 66 кв. м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, пос. Комсомолец, в/г N 1А, д. 11;
- квартира N 1 общей площадью 62,4 кв. м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, пос. Комсомолец, в/г N 1А, д. 12;
- квартира N 2 общей площадью 62,7 кв. м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, пос. Комсомолец, в/г N 1А, д. 12;
- квартира N 1 общей площадью 70,5 кв. м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, пос. Комсомолец, в/г N 1А, д. 13;
- квартира N 2 общей площадью 69,3 кв. м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, пос. Комсомолец, в/г N 1А, д. 13;
- квартира N 1 общей площадью 67,4 кв. м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, пос. Комсомолец, в/г N 1А, д. 14;
- квартира N 1 общей площадью 73,5 кв. м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, пос. Комсомолец, в/г N 1А, д. 15;
- квартира N 1 общей площадью 65,8 кв. м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, пос. Комсомолец, в/г N 1А, д. 17;
- квартира N 1 общей площадью 104,1 кв. м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, пос. Комсомолец, в/г N 1А, д. 18;
- квартира N 2 общей площадью 102,6 кв. м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, пос. Комсомолец, в/г N 1А, д. 18 (далее - спорные объекты).
В соответствии с пунктом 3 приказа учреждения необходимо обеспечить передачу имущества в собственность муниципального образования Комсомольский сельсовет Кировского района Ставропольского края, подписание передаточного акта (в 4 экземплярах), направление его в Департамент имущественных отношений министерства.
05 июня 2017 года учреждение направило письмо N 141/3/11-7423 главе публично-правового образования Комсомольский сельсовет Кировского района Ставропольского края Казанцевой Н.М. с просьбой сообщить о согласии принять из федеральной собственности в муниципальную объекты недвижимого имущества, согласованные в приложении к письму.
Глава публично-правового образования Комсомольский сельсовет Кировского района Ставропольского края Казанцевой Н.М. письмами от 06.06.2017 N 319 и от 26.06.2017 N 368 выразил согласие о принятии в собственность муниципального образования незаселенных жилых помещений в соответствии с перечнем, прилагаемым к письму учреждения.
22 февраля 2018 года в соответствии с приказом в адрес муниципального образования Кировского городского округа Ставропольского края направлены для подписания передаточные акты в 4-х экземплярах.
Глава Кировского городского округа Ставропольского края Лукинов В.Ф. в учреждение направил письмо об отказе принимать имущество в муниципальную собственность, со ссылкой на невозможность использовать по целевому назначению спорные объекты ввиду их технического состояния и несоответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Ссылаясь на уклонение администрации от принятия спорных объектов в муниципальную собственность, учреждение обратилось в суд с иском.
В силу статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений.
Законом Ставропольского края от 05.12.2016 N 116-кз "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Кировского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Кировского муниципального района Ставропольского края" (далее - Закон N 116-кз), вступившим в силу с 01.05.2017, муниципальные образования, ранее входившие в состав Кировского муниципального района преобразованы путем объединения в муниципальное образование Кировский городской округ Ставропольского края.
Статьей 8 Закона N 116-кз внесены изменения в Закон Ставропольского края от 04.10.2004 N 88-кз "О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" и признан утратившим силу раздел "Кировский район" приложения 2 "Перечень муниципальных образований Ставропольского края, наделенных статусом сельского поселения".
Таким образом, на момент издания приказа от 17.01.2018 N 26, публично-правового образования - Комсомольский сельсовет в силу принятых законов уже не существовало.
Решением Думы Кировского городского округа Ставропольского края от 06.12.2017 N 32 "О правопреемстве в отношении прав и обязанностей органов местного самоуправления, которые на день создания Кировского городского округа Ставропольского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях" установлены случаи и основания при которых возникает безусловное правопреемство вновь созданного Кировского городского округа Ставропольского края по обязательствам органов местного самоуправления упраздненных публично-правовых образований, возникшим до вступления в силу Закона N 116-кз, а также в переходный период.
Суды определили, что согласие Комсомольского сельсовета Кировского района Ставропольского края на принятие в собственность муниципального образования незаселенных жилых помещений военного городка не влечет возникновение обязательств у Кировского городского округа Ставропольского края по принятию спорного имущества в муниципальную собственность округа.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"" (далее - Закон N 122) находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (абзац 19 части 11 статьи 154 Закона N 122).
Порядок безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, земельных участков, находящихся в границах военных городков, а также в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, устанавливается федеральным законом (абзац 39 пункт 11 статьи 154 Закона N 122).
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 423, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Положения Закона N 423 подлежат применению с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определении от 04.12.2007 N 828-О-П, согласно которой, положения части 11 статьи 154 Закона N 122, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества, предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Необходимость выявления в этом случае позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования. Безоговорочное принятие имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения, могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления. Согласование позиций органов власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношения.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 234-О-Р разъяснено, что арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (акты осмотра, фотоматериал), установив, что спорное имущество не может быть использовано органом местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, объективная необходимость использования имущества для этих целей отсутствует, учитывая отсутствие волеизъявления администрации, состояние передаваемого в муниципальную собственность имущества (не пригодно для проживания), суды правомерно отказали в удовлетворении требований учреждения. Данный вывод соответствует правовой позиции, выраженной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2015 N 304-ЭС15-11722, от 13.08.2015 N 304-ЭС15-8986, от 31.08.2015 N 302-ЭС15-9966 и N 304-ЭС15-9975, от 23.03.2015 N 302-ЭС15-1100 и от 12.03.2015 N 302-ЭС15-1093.
При этом довод заявителя о возможном подключении электроэнергии не принимается во внимание, поскольку не исключает факт недопустимости использования органом местного самоуправления спорных объектов в целях решения вопросов местного значения. Суды оценили представленную в материалы дела доказательственную базу, с учетом мотивированного возражения ответчика против передачи имущества в муниципальную собственность, и сделали верный вывод о том, что исходя из финансово-экономической возможности муниципального образования передача требующего ремонта, непригодных для своего функционального назначения спорных помещений, не может рассматриваться как мера, объективно необходимая для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований (определения Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2017 N 304-ЭС-19910 и от 25.04.2017 N 303-ЭС17-2876).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения в силу норм статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.12.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 по делу N А63-16490/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.