г. Краснодар |
|
19 июля 2019 г. |
Дело N А63-24464/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Афониной Е.И. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Ростовская дирекция связи Центральной станции связи - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Шапкиной Т.С. (доверенность от 24.12.2018), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.02.2019 (судья Турчин И.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А63-24464/2018, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" Ростовская дирекция связи Центральной станции связи - филиала ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконными отказов в государственном кадастровом учете и государственной регистрации объектов недвижимости от 31.08.2018 N 26/РКФ/18-43501, от 04.09.2018 N 26/РКФ/18-43880 и от 04.09.2018 N 26/РКФ/18-43874, возложении обязанности произвести регистрационные действия.
Решением суда первой инстанции от 15.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.05.2019, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что не предусмотрен порядок выделения земельного участка под строительство такого подземного объекта недвижимости, как подземные внутриквартальные сети инженерного обеспечения. Земельный участок, на котором находится кабельная канализационная сеть, относится к территории общего пользования. Требование управления о предоставлении правоустанавливающих документов на земельный участок не обоснованно. Апелляционный суд согласился с выводами, изложенными в решении, и отклонил довод жалобы о непривлечении к участию в деле иных лиц, поскольку в суде первой инстанции ходатайство о привлечении к участию в деле указанных лиц не заявлялось, и принятый по рассматриваемому делу судебный акт не может повлиять на права или обязанности не участвующих в деле лиц по отношению к одной из сторон.
В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении требований - отказать. По мнению заявителя, выводы судов не обоснованы, порядок и условия размещения линейных объектов нормативными актами Ставропольского края не урегулированы, государственный кадастровый учет и регистрация права должны осуществляться в общем порядке. Применены нормы права, утратившие силу, не привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора собственники земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель общества возражал против ее удовлетворения, ссылаясь на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что 22.05.2018 общество через многофункциональный центр МБУ "МФЦ МГО" Минеральные Воды подало заявление о кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости: устройство кабельной канализации ст. Минеральные Воды, протяженностью 0,75 км, 1976 года постройки, КН/УН: 26-26/021000000002565392-000; устройство кабельной канализации ст. Минеральные Воды, протяженностью 4,2 км, 1976 года постройки, КН/УН: 26-26/021-26/149/002/2018-459; устройство кабельной канализации ст. Минеральные Воды, протяженностью 2,5 км, 1976 года постройки, КН/УН: 26-26/021000000002562436-000, расположенные по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды.
04 июня 2018 года общество получило уведомление N 26/РКФ/18-27822 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
10 августа 2018 года общество, для устранения выявленных причин приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, направило документы в регистрационную службу, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от 10.08.2018 N 26-0-1-149/3001/2018-2591.
Управление 31.08.2018 и 04.09.2018 приняло отказы в государственной регистрации права собственности, выраженные в уведомлениях N 26/РКФ/18-43501 и 26/РКФ/18-43880.
Считая отказы незаконными, нарушающими его права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в статье 17 Закона N 122-ФЗ и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с абзацами 2 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано, в частности, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с данным законом; не представлены документы, необходимые в силу названного закона для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Спорные объекты представляют собой канализационные трубы, предназначенные для прокладки в них кабелей связи. Объекты построены в 1976 году и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" находятся на балансе общества.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В указанный перечень, в том числе, включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 3).
Нахождение подземных инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций. Линейные объекты в силу их технических особенностей и, как правило, большой протяженности, размещаются на значительном количестве земельных участков, в том числе под их поверхностью. Поскольку сооружение канализационных сетей является линейным сооружением, то оно может располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними.
При строительстве инженерных коммуникаций, расположенных под земельным участком, оформление на него прав не требуется, поскольку на земельном участке, понятие которого дано в статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации, ничего не строилось. Действующее законодательство не предусматривает порядок выделения земельного участка под строительство такого подземного объекта недвижимости, как подземные внутриквартальные сети инженерного обеспечения. Земельный участок, на котором находится канализационная сеть, относится к территории общего пользования.
Учитывая изложенное, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок при рассмотрении заявления о регистрации права на объекты.
Довод заявителя жалобы о том, что государственный кадастровый учет и регистрация права должны осуществляться в общем порядке надлежит отклонить. Принимая во внимание многообразие видов сооружений, их функциональные и технические характеристики, федеральный законодатель предусмотрел возможность размещения ряда сооружений без предоставления земельных участков и установления сервитутов, т. е. без оформления прав собственников (владельцев) таких сооружений на эти участки, и делегировал Правительству Российской Федерации полномочие по формированию перечня данных сооружений (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 722-О).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения в силу норм статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.02.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 по делу N А63-24464/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При строительстве инженерных коммуникаций, расположенных под земельным участком, оформление на него прав не требуется, поскольку на земельном участке, понятие которого дано в статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации, ничего не строилось. Действующее законодательство не предусматривает порядок выделения земельного участка под строительство такого подземного объекта недвижимости, как подземные внутриквартальные сети инженерного обеспечения. Земельный участок, на котором находится канализационная сеть, относится к территории общего пользования.
...
Довод заявителя жалобы о том, что государственный кадастровый учет и регистрация права должны осуществляться в общем порядке надлежит отклонить. Принимая во внимание многообразие видов сооружений, их функциональные и технические характеристики, федеральный законодатель предусмотрел возможность размещения ряда сооружений без предоставления земельных участков и установления сервитутов, т. е. без оформления прав собственников (владельцев) таких сооружений на эти участки, и делегировал Правительству Российской Федерации полномочие по формированию перечня данных сооружений (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 722-О)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июля 2019 г. N Ф08-6019/19 по делу N А63-24464/2018