г. Краснодар |
|
06 августа 2019 г. |
Дело N А32-37748/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дорстройматериалы" (ИНН 2339016871, ОГРН 1072339000425) - Молчановой И.Н. (доверенность от 10.09.2018), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Таракановской Н.С. (доверенность от 28.12.2018), в отсутствие третьего лица - администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района Краснодарского края (ИНН 2339015349, ОГРН 1052321985506), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2018 (судья Боровик А.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 (судьи Соловьева М.В., Гуденица Т.Г., Ильина М.В.) по делу N А32-37748/2018, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Дорстройматериалы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным отказ департамента от 14.06.2018 N 52-26466/18-32-12 в предоставлении в аренду на новый срок земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25, площадью 680 тыс. кв. м;
- обязать департамент в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду на новый срок земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25.
Заявление мотивировано незаконностью решения департамента, отказавшего в заключении на новый срок (без торгов) договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25, арендуемого с 2008 года обществом для целей сельскохозяйственного производства. Решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка не соответствует положениям статей 39.6, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности (статьи 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Определением от 31.10.2018 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района Краснодарского края (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019, требования удовлетворены. Признан незаконным отказ департамента от 14.06.2018 N 52-26466/18-32-12. На департамент возложена обязанность в течение месяца с момента вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении обществу в аренду на новый срок земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25.
Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25 из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - ведение сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: Краснодарский край, Курганинский район, в границах СПК колхоза "Маяк", бригада 4, поле 2. Правообладателем данного земельного участка является субъект Российской Федерации - Краснодарский край, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН, запись от 15.03.2008 N 23-23-08/007/2008-313). Данный земельный участок предоставлен обществу в аренду в соответствии с договором от 18.03.2008 N 8816000092, прошедшим государственную регистрацию. Сведения об обременении земельного участка правом аренды содержатся в ЕГРН (запись N 23-23-08/025/2008-447). Договор аренды заключен сроком на 10 лет, до 01.10.2018 (пункт 7.2). Если арендатор продолжает пользоваться участком после истечения срока действия договора, указанного в пункте 7.2, при отсутствии письменных возражений арендодателя, направленных до истечения срока действия договора, последний считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (пункт 7.3). Арендатор обязан направить не менее чем за 90 календарных дней до окончания срока действия договора, указанного в пункте 7.2, письменное предложение арендодателю о расторжении договора, либо о заключении договора на новый срок (пункт 4.3.21). В период действия договора общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок (без торгов) на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Решением департамента от 14.06.2018 N 52-26466/18-32-12 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25 в аренду отказано со ссылкой на пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган указал, что разрешенное использование испрашиваемого обществом земельного участка не соответствует целям его использования, указанным в заявлении о предоставлении в аренду. Согласно выписке из ЕГРН от 23.05.2018 N 23/001/072/2018-4378 участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25 имеет вид разрешенного использования - ведение сельскохозяйственного производства. В соответствии с Правилам землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Курганинского района, утвержденными решением Совета Родниковского сельского поселения Курганинского района от 15.05.2013 N 13 (с изменениями от 01.11.2017 N 42), земельный участок располагается в границах территориальной зоны - "зона предприятий, производств и объектов II-III классов опасности (П-1)". Данное обстоятельство подтверждено письмами департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 01.06.2018 N 71-04-01-7455/18 и администрации от 05.06.2018 N 2947/01-25. Ссылаясь на незаконность отказа департамента от 14.06.2018 N 52-26466/18-32-12, общество оспорило его в судебном порядке. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 39.6, 39.16, 39.17, 85 Земельного кодекса, статей 30, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс). Материалы дела подтверждают, что испрашиваемый участок предоставлялся обществу из земель сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения земель Краснодарского края). Впоследствии данный участок был включен в границы населенного пункта (станицы Родниковской Курганинского района Краснодарского края). Поэтому были изменены категория земель (земли населенных пунктов) и вид разрешенного использования (для сельскохозяйственного производства), что подтверждается сведениями ЕГРН. Согласно справке о регламентах и параметрах разрешенного строительства земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25 расположен в территориальной зоне П-1. В данной территориальной зоне установлены основные виды разрешенного использования земельных участков (животноводство, пищевая промышленность, а также склады, земельные участки (территории) общего пользования), соответствующие виду разрешенного использования испрашиваемого обществом в аренду участка - для сельскохозяйственного использования. Вид разрешенного использования "животноводство" предполагает осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала). Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) разрешенными видами деятельности общества (по ОКВЭД) являются, в том числе, выращивание сельскохозяйственных культур (масличных, однолетних и кормовых), выращивание плодовых и ягодных культур, разведение молочного крупного рогатого скота, овец, коз и свиней, а также сельскохозяйственной птицы. Надлежащее использование обществом земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25 подтверждается представленными в дело актами обследования ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль". В них отражено, что арендуемый обществом участок используется как поросшее естественным разнотравьем пастбище для выпаса отары овец, а также покоса травостоя на сено. Следовательно, общество фактически использует испрашиваемый земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования (разведение скота), а также действующим в территориальной зоне П-1 градостроительным регламентом. Договор аренды заключен с обществом в 2008 году в отношении земельного участка с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. В связи с наличием договорных отношений изменение разрешенного вида использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. Общество соответствует критериям, закрепленным в подпункте 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, поэтому у департамента отсутствовали основания для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду (на новый срок) испрашиваемого земельного участка (без торгов). Довод департамента о несоответствии разрешенного использования земельного участка целям его использования, указанным в заявлении общества, со ссылкой на документы, свидетельствующие о том, что испрашиваемый участок частично расположен в границах горного отвода, а обществу выдана лицензия на добычу гравийно-песчаной смеси, отклонен апелляционным судом. Обществом в департамент подавалось заявление о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38 и 23:16:0801005:39 (то есть иных земельных участков) для целей, связанных с недропользованием. Отказ уполномоченного органа в предоставлении данных участков для указанных целей в настоящее время рассматривается Арбитражным судом Краснодарского края (дело N А32-41126/2018). Земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25 не использовался обществом (не используется в настоящее время) для целей, связанных с недропользованием. Установив, что оспариваемое решение департамента от 14.06.2018 N 52-26466/18-32-12 не соответствует нормам земельного и градостроительного законодательства, а также нарушает права (интересы) заявителя в сфере предпринимательской деятельности, судебные инстанции удовлетворили требования общества. Судебные расходы распределены по правилам статьи 110 Кодекса.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Курганинского района, утвержденными решением Совета Родниковского сельского поселения Курганинского района от 15.05.2013 N 13 (с изменениями от 01.11.2017 N 42), земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25 располагается в границах территориальной зоны - "Зона предприятий, производств и объектов II-III классов опасности (П-1)". Данное обстоятельство подтверждено письмами департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 01.06.2018 N 71-04-01-7455/18 и администрации от 05.06.2018 N 2947/01-25. Доказательств изменения вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, материалы дела не содержат. Нахождение земельного участка в границах территориальной зоны предприятий, производств и объектов II-III классов опасности (П-1) исключает возможность предоставления его для целей сельскохозяйственного производства (пункт 1 статьи 39.16, пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса). В обоснование необходимости предоставления земельного участка в аренду на новый срок общество приложило к заявлению в департамент документы, свидетельствующие о том, что оно имело намерение использовать испрашиваемый участок не в соответствии с видом его разрешенного использования (для сельскохозяйственного производства), а в иных целях - для разработки карьера полезных ископаемых. Таким образом, оспариваемый обществом отказ департамента соответствует закону (пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. При разрешении спора судебные инстанции обоснованно исходили из того, что решение департамента об отказе в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка в аренду на новый срок не соответствует нормам земельного и градостроительного законодательства. Довод уполномоченного органа о том, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25 не соответствует целям его использования, указанным в заявлении общества о предоставлении, противоречит материалам дела, свидетельствующим о том, что данный участок использовался арендатором для целей, указанных в договоре от 18.03.2008 N 8816000092 (ведение сельскохозяйственного производства). Общество полагает, что доводы уполномоченного органа, приведенные в кассационной жалобе, повторяют правовую позицию департамента по существу спора. Однако эти доводы проверялись судебными инстанциями при рассмотрении заявленных требований и были отклонены со ссылкой на положения действующего законодательства и имеющиеся в деле материалы.
От администрации отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Администрация, извещенная о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечила.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25 из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - ведение сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: Краснодарский край, Курганинский район, в границах СПК колхоза "Маяк", бригада 4, поле 2.
Правообладателем данного земельного участка является субъект Российской Федерации - Краснодарский край, что подтверждается сведениями из ЕГРН (запись регистрации от 15.03.2008 N 23-23-08/007/2008-313).
Данный земельный участок предоставлен обществу в аренду сроком на 10 лет в соответствии с договором от 18.03.2008 N 8816000092, прошедшим государственную регистрацию. Сведения об обременении земельного участка правом аренды общества содержатся в ЕГРН (запись N 23-23-08/025/2008-447).
Договор аренды заключен сроком на 10 лет, до 01.10.2018 (пункт 7.2). Если арендатор продолжает пользоваться участком после истечения срока действия договора, указанного в пункте 7.2, при отсутствии письменных возражений арендодателя, направленных до истечения срока действия договора, последний считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (пункт 7.3). Арендатор обязан направить не менее чем за 90 календарных дней до окончания срока действия договора, указанного в пункте 7.2, письменное предложение арендодателю о расторжении договора, либо о заключении договора на новый срок (пункт 4.3.21).
В период действия договора общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25 в аренду на новый срок (без торгов) на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Решением департамента от 14.06.2018 N 52-26466/18-32-12 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25 в аренду отказано со ссылкой на пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган указал, что разрешенное использование испрашиваемого обществом земельного участка не соответствует целям его использования, указанным в заявлении о предоставлении в аренду. Согласно выписке из ЕГРН от 23.05.2018 N 23/001/072/2018-4378 участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25 имеет вид разрешенного использования - ведение сельскохозяйственного производства. В соответствии с Правилам землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Курганинского района, утвержденными решением Совета Родниковского сельского поселения Курганинского района от 15.05.2013 N 13 (с изменениями от 01.11.2017 N 42), земельный участок располагается в границах территориальной зоны - "зона предприятий, производств и объектов II-III классов опасности (П-1)". Данное обстоятельство подтверждено письмами департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 01.06.2018 N 71-04-01-7455/18 и администрации от 05.06.2018 N 2947/01-25.
Ссылаясь на незаконность отказа департамента от 14.06.2018 N 52-26466/18-32-12, общество оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Статьей 39.17 (пункты 1 и 2) Земельного кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 19.16 данного Кодекса (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Отказ в предоставлении обществу испрашиваемого участка в аренду уполномоченный орган мотивировал тем, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25 не соответствует целям его использования, указанным в заявлении обществ о предоставлении данного участка (пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что испрашиваемый участок предоставлялся обществу в аренду из земель сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения земель Краснодарского края). Впоследствии данный участок был включен в границы населенного пункта (станицы Родниковской Курганинского района Краснодарского края). Поэтому были изменены категория земель (земли населенных пунктов) и вид разрешенного использования (для сельскохозяйственного производства), что подтверждается сведениями ЕГРН. Согласно справке о регламентах и параметрах разрешенного строительства земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25 расположен в территориальной зоне П-1. В данной зоне установлены основные виды разрешенного использования земельных участков (животноводство, пищевая промышленность, а также склады, земельные участки (территории) общего пользования), соответствующие виду разрешенного использования испрашиваемого обществом в аренду участка - для сельскохозяйственного использования. Вид разрешенного использования "животноводство" предполагает осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала). Согласно выписке из ЕГРЮЛ разрешенными видами деятельности общества (по ОКВЭД) являются, в том числе, выращивание сельскохозяйственных культур (масличных, однолетних и кормовых), выращивание плодовых и ягодных культур, разведение молочного крупного рогатого скота, овец, коз и свиней, а также сельскохозяйственной птицы. Надлежащее использование обществом земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25 (для сельскохозяйственного производства) подтверждается представленными в дело актами обследования ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль". В них отражено, что арендуемый обществом участок используется как поросшее естественным разнотравьем пастбище для выпаса отары овец, а также покоса травостоя на сено. Следовательно, общество использует испрашиваемый земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования, а также действующим в территориальной зоне П-1 градостроительным регламентом. Таким образом, правовых оснований для применения к спорным отношениям положений пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса не имеется. Общество соответствует критериям, закрепленным в подпункте 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, поэтому департамент не вправе был принимать решение об отказе в предоставлении в аренду (на новый срок) испрашиваемого земельного участка (без торгов). При этом апелляционный суд отклонил довод департамента о несоответствии разрешенного использования земельного участка целям его использования, указанным в заявлении общества, со ссылкой на документы, свидетельствующие о том, что испрашиваемый участок частично расположен в границах горного отвода, а обществу выдана лицензия на добычу гравийно-песчаной смеси. Обществом в департамент подавалось заявление о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38 и 23:16:0801005:39 (то есть иных участков) для целей, связанных с недропользованием. Отказ уполномоченного органа в предоставлении данных участков для указанных целей в настоящее время рассматривается Арбитражным судом Краснодарского края (дело N А32-41126/2018). Доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25 использовался обществом (используется в настоящее время) для целей, связанных с недропользованием, материалы дела не содержат.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, судебные инстанции признали, что отказ департамента в предоставлении обществу в аренду на новый срок (без торгов) земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25, выраженный в письме от 14.06.2018 N 52-26466/18-32-12, является незаконным.
Руководствуясь положениями пункта 3 части 5 статьи 201 Кодекса, с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции возложил на департамент обязанность по осуществлению испрашиваемой обществом государственной услуги.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы департамента об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, окружным судом отклоняются. Уполномоченный орган полагает, что обоснованно отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25 не соответствует целям его использования, указанным обществом в заявлении о предоставлении (пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Между тем, обстоятельства, на которые ссылается департамент, были проверены и отвергнуты судебными инстанциями, которые по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, пришли к выводу об отсутствии оснований для применения к спорным отношениям норм пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса. При оценке соответствия заявленным целям вида разрешенного использования испрашиваемого участка судами учитывались сведения, содержащиеся в ЕГРН, условия договора аренды от 18.03.2008 N 8816000092, виды разрешенного использования, определенные для конкретной территориальной зоны градостроительным регламентом, а также обстоятельства фактического использования обществом данного участка.
Суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Кодекса).
Обстоятельства спора и представленные сторонами доказательства были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Материалы дела не подтверждают позицию департамента о том, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25 не соответствует целям его использования, заявленным обществом. При этом фактическое использование обществом земельного участка соответствует виду его разрешенного использования и условиям договора аренды от 18.03.2008 N 8816000092. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.06.2019, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 по делу N А32-37748/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что испрашиваемый участок предоставлялся обществу в аренду из земель сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения земель Краснодарского края). Впоследствии данный участок был включен в границы населенного пункта (станицы Родниковской Курганинского района Краснодарского края). Поэтому были изменены категория земель (земли населенных пунктов) и вид разрешенного использования (для сельскохозяйственного производства), что подтверждается сведениями ЕГРН. Согласно справке о регламентах и параметрах разрешенного строительства земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25 расположен в территориальной зоне П-1. В данной зоне установлены основные виды разрешенного использования земельных участков (животноводство, пищевая промышленность, а также склады, земельные участки (территории) общего пользования), соответствующие виду разрешенного использования испрашиваемого обществом в аренду участка - для сельскохозяйственного использования. Вид разрешенного использования "животноводство" предполагает осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала). Согласно выписке из ЕГРЮЛ разрешенными видами деятельности общества (по ОКВЭД) являются, в том числе, выращивание сельскохозяйственных культур (масличных, однолетних и кормовых), выращивание плодовых и ягодных культур, разведение молочного крупного рогатого скота, овец, коз и свиней, а также сельскохозяйственной птицы. Надлежащее использование обществом земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25 (для сельскохозяйственного производства) подтверждается представленными в дело актами обследования ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль". В них отражено, что арендуемый обществом участок используется как поросшее естественным разнотравьем пастбище для выпаса отары овец, а также покоса травостоя на сено. Следовательно, общество использует испрашиваемый земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования, а также действующим в территориальной зоне П-1 градостроительным регламентом. Таким образом, правовых оснований для применения к спорным отношениям положений пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса не имеется. Общество соответствует критериям, закрепленным в подпункте 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, поэтому департамент не вправе был принимать решение об отказе в предоставлении в аренду (на новый срок) испрашиваемого земельного участка (без торгов). При этом апелляционный суд отклонил довод департамента о несоответствии разрешенного использования земельного участка целям его использования, указанным в заявлении общества, со ссылкой на документы, свидетельствующие о том, что испрашиваемый участок частично расположен в границах горного отвода, а обществу выдана лицензия на добычу гравийно-песчаной смеси. Обществом в департамент подавалось заявление о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38 и 23:16:0801005:39 (то есть иных участков) для целей, связанных с недропользованием. Отказ уполномоченного органа в предоставлении данных участков для указанных целей в настоящее время рассматривается Арбитражным судом Краснодарского края (дело N А32-41126/2018). Доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25 использовался обществом (используется в настоящее время) для целей, связанных с недропользованием, материалы дела не содержат."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 августа 2019 г. N Ф08-4936/19 по делу N А32-37748/2018