Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 августа 2019 г. N Ф08-4936/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
08 апреля 2019 г. |
дело N А32-37748/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края Трифонова А.С. по доверенности от 28.12.2018, паспорт;
от ООО "Дорстройматериалы" Молчанова И.Н. по доверенности от 10.09.2018, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.12.2018 по делу N А32-37748/2018, принятое судьей Боровик А.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дорстройматериалы"
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района
о признании незаконным отказа; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дорстройматериалы" (далее - заявитель, ООО "Дорстройматериалы", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) от 14.06.2018 N 52-26466/18-32-12 о предоставлении в аренду на новый срок земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25, площадью 680 000 кв.м.; об обязании департамента в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду на новый срок земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25, площадью 680 000 кв.м.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2018 признан незаконным отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.06.2018 N 52-26466/18-32-12 о предоставлении в аренду на новый срок земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25, площадью 680 000 кв.м. Суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ООО "Дорстройматериалы" в аренду на новый срок земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25, площадью 680 000 кв.м. С Департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу ООО "Дорстройматериалы" взысканы 3 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. В обоснование апелляционной жалобы департамент ссылается на то, что доказательств изменения вида разрешенного использования земельного участка, материалы дела не содержат, а также на то, что нахождение участка в границах территории "Зона предприятий, производств и объектов II-Ш классов опасности (П-1)" исключает возможность предоставить его для сельскохозяйственного производства (пункт 11 статьи 85 Кодекса Земельного кодекса, пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса). В дополнениях к апелляционной жалобе департамент ссылается на то, что заявитель имел намерение использовать земельный участок не в соответствии с видом его разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, а в иных целях -разработка карьера полезных ископаемых, и сообщил об этом в утвердительной форме представлению собственника земельного участка -департаменту.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство Администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель ООО "Дорстройматериалы" в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района, извещенной надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25. категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - ведение сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Краснодарский край. Курганинский район, в границах СПК колхоза "Маяк", бригада 4, поле 2, правообладателем которого является субъект Российской Федерации - Краснодарский края, что подтверждается записью о государственной регистрации 23-23-08/007/2008-313 от 15.03.2008 года.
Данный земельный участок передан в соответствии с договором аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности N 8816000092 от 18.03.2008 года Обществу с ограниченной ответственностью "Дорстройматериалы", что подтверждается записью государственной регистрации 23-23-08/025/2008-447.
Общество с ограниченной ответственностью "Дорстройматериалы" обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении указанный земельный участок в аренду на новый срок в соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.06.2018 исх. 52-26466/18-32-12 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25, находящегося в государственной собственности Краснодарского края ООО "Дорстройматериалы" отказано. Основанием для отказа со ссылкой на пункт 14 ст. 39.16 ЗК РФ послужило то обстоятельство, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. Как следует из текста письма департамента имущественных отношений Краснодарского края, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23.05.2018 N 23/001/072/2018-4378 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25 установлен "ведение сельскохозяйственного производства", согласно договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края от 05 августа 1992 года N 5, заключенному между администрацией Динского района и главой КХ Пустоваровым Виктором Алексеевичем земельный участок площадью 451400 кв. м категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ЗАО "Воронцовское" предоставлен в аренду. В тоже время, заинтересованным лицом указано, что в соответствии с Правилам землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Курганинского района, утвержденными решением Совета Родниковского сельского поселения Курганинского района от 15.05.2013 N 13 (с изменениями от 01.11.2017 N 42), земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25 располагается в границах территориальной зоны - "зона предприятий, производств и объектов II-III классов опасности (П-1)" (письма департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 01.06.2018 N 71-04-01-7455/18 и администрации муниципального образования Курганинский район от 05.06.2018 N2947/01-25).
Не согласившись с данным отказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.06.2018 N 52-26466/18-32-12, ООО "Дорстройматериалы" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Разрешенное использование земель определяется градостроительным регламентом. Под действие градостроительных регламентов подпадают земельные участки в границах населенных пунктов и, возможно, часть пригородных зон (например, несельскохозяйственные угодья в составе категории земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные для садоводства, огородничества, дачного хозяйства). Земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 названного Кодекса).
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1). Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 Кодекса.
Как следует из содержания ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специальною назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового. производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительная документация является элементом планировки территории, а правила землепользования и застройки элементом градостроительного зонирования. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Как следует из пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
В пункте 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации реализован один из основополагающих принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Письмом Росреестра от 17.01.2018 N 01-00357-ГК/18, до 1 января 2020 года органы местного самоуправления обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки (ПЗЗ) в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с классификатором видов разрешенного использования земельных участков (утв. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540). При этом, проведение публичных слушаний не требуется. Если установленные ПЗЗ виды разрешенного использования земельных участков не приведены в соответствие с классификатором, Росреестр полагает возможным указание в карте (плане) территориальной зоны видов разрешенного использования, установленных ПЗЗ.
Согласно пункту 2 статьи 39.17 Земельного кодекса (в применимой редакции) в случае подачи заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 или подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 данного Кодекса к этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Из текста постановления главы муниципального образования Курганинский район от 18.03.2008 N 608 "О предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Краснодарского края" следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:0025, 23:16:0801005:0026, 23:16:0801005:0024 в аренду ООО "Дорстройматериалы", земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:0025 площадью 680 000 кв.м предоставлен в аренду сроком на 10 лет. В дальнейшем, данные земельные участки были включены в границы населенного пункта ст. Родниковской Курганииского района Краснодарского края, вследствие чего, была изменена категория земель - на земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, что подтверждается данными, содержащимися в ЕГРН.
Земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25 согласно справке о регламентах и параметрах разрешенного строительства расположен в зоне П-1.
Ссылки Департамента имущественных отношений Краснодарскою края на несоответствие градостроительной документации не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Основными видами использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне 11-1 являются: животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство (коды использования согласно классификатору 1.7 - 1.11), а также пищевая промышленность, склады, земельные участки (территории) общего пользования. В соответствии со справкой о регламентах и параметрах разрешенною строительства основной вид разрешенного использования земельного участка "животноводство" предполагает: осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение здании, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
"Скотоводство" включаем в себя: осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с разведением сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей):
сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение здании, сооружении, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала).
В территориальной зоне П-1 Родниковского сельского поселения Курганииского района установлены виды разрешенного использования земельных участков согласно классификатор), которые присущи виду разрешенного использования земельною участка - для сельскохозяйственного использования. Таким образом, разрешенное использование в соответствии с выпиской из ЕГРН - не противоречит ведение сельскохозяйственного производства, а также нахождение земельною участка в функциональной зоне "зона сельскохозяйственною назначения". При этом, вид разрешенною использования земельного участка, зафиксированный в кадастре недвижимости: для сельскохозяйственного использования, сам по себе свидетельствует о предназначении земельного участка для деятельности, связанной с ведением сельскохозяйственного производства, что подтверждается приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенною использования земельных участков".
Учитывая изложенное, ссылка Департамента имущественных отношений Краснодарскою края на несоответствие вида разрешенною использования градостроительной документации отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ ООО "Дорстройматериалы" разрешенными видами деятельности по ОКВЭД являются: выращивание семян масличных культур, выращивание столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина, выращивание сахарной свеклы, выращивание грибов и трюфелей, выращивание табака и махорки, выращивание прочих однолетних культур, выращивание кормовых культур, выращивание винограда, выращивание прочих плодовых деревьев. кустарников и орехов, выращивание прочих плодовых и ягодных культур, выращивание культур для производства напитков, разведение молочного крупною рогатого скота, производство сырою молока, разведение лошадей, ослов, мулов, лошаков, разведение овец и коз, разведение свиней, разведение свиней, разведение сельскохозяйственной птицы, пчеловодство, разведение кроликов и прочих пушных зверей на фермах. разведение прочих животных, не включенных в другие группировки, смешанное сельское хозяйство, предоставление услуг в области растениеводства, сбор и заготовка дикорастущих грибов, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, рыболовство пресноводное, рыбоводство и др., то есть все вышеперечисленные виды деятельности относятся к видам деятельности, которые присуще субъектам предпринимательской деятельности занимающимся сельским хозяйством.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что надлежащее использование ООО "Дорстройматериалы" земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25 для сельскохозяйственного производства подтверждается актами обследования земельного участка ГКУ КК "Кубаньземконтроль" за период с 2009 по 2018 годы, согласно которым участок использовался по целевому назначению и в соответствии с разрешенным использованием на момент проверки.
Из актов проверки ГКУ КК "Кубаньземконтроль" следует, что на земельном участке находится пастбище, поросшее естественным разнотравьем, пастбище используется для выпаса отары овец, покоса травостоя на сено. Из изложенною следует, что фактически ООО "Дорстройматериалы" длительное время использует спорный земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельною участка, а также действующим градостроительным регламентом в зоне 11-1 Родниковского сельского поселения Курганинского района Краснодарскою края, так как выпас отары овец и покос травостоя на сено присущи виду разрешенною использования "скотоводство" в соответствии с классификатором видов разрешенного использования. ООО "Дорстройматериалы" намерено и в дальнейшем использовать спорный земельный участок в соответствии с его целевым назначением, что подтверждает заявление директора Александровой Е.А. о предоставлении в аренду земельного участка на новый срок.
Подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, допускается заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенною для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что она не содержит условий ее применения в зависимости от категории земельного участка, зонирования территорий и других не названных в норме условий. Соответственно, указанная норма может применяться не только в отношении земельных участков, имеющих категорию - земельные участки сельскохозяйственною назначения, но и в отношении земельных участков, имеющих иную категорию, но предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, т.е. не важно, к землям какого назначения (категории) относится земельный участок: это может быть земельный участок и из земель сельскохозяйственного назначения, и из земель сельскохозяйственного использования. входящих в состав земель населенных пунктов.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, к территориальной зоне сельскохозяйственного использования.
Согласно пункту 11 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Градостроительные регламенты земельных участков установлены в составе "Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Курганинского района", утверждённых решением Совета Родниковского сельского поселения Курганинского района от 15.05.2013 N 13 (с изменениями от 29.10.2015 N 50, от 22.09.2016 N 35, от 24.11.2016 N 45, 27.04.2017 N 19, от 01.11.2017 N 42). Таким образом, в рассматриваемом случае в территориальной зоне П-1 установлены виды разрешенного использования земельных участков согласно классификатору, которые присущи виду разрешенного использования земельного участка - для сельскохозяйственного использования, что является недопустимым.
В силу частей 1 и 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (данный нормативно-правовой акт действовал на момент утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Курганинского района), при принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которым устанавливается, изменяется территориальная зона или отменяется ее установление, а также при принятии решения, в связи с которым требуется внесение изменений в сведения кадастра о видах разрешенного использования земельных участков, эти органы обязаны в порядке информационного взаимодействия представлять органу кадастрового учета соответствующие документы в предусмотренные настоящей статьей сроки. Аналогичная норма содержится в частях 1 и 20 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В данном случае, можно сделать вывод о том, что сведения об установлении или изменении территориальных зон, которые могли бы повлечь изменение сведений о разрешённом виде использования спорного земельного участка, в ГКН (ЕГРН) не представлялись.
В силу пункта 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены в соответствии с назначением имущества. В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. Сделанный вывод соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.06.2013 N 1756/13.
Предметом договора по настоящему делу является земельный участок с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.
Поскольку в соответствии с положениями статей 450 и 451 ГК РФ договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке, то арендодатель не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду, в рамках действующего договора аренды.
Кроме того, договор аренды лишь подтверждает ранее указанные обстоятельства, так пунктом 3.1.4 предусмотрено, что арендодатель в одностороннем порядке имеет право принимать решение о прекращении права пользования участком и досрочном расторжении в установленном порядке Договора при следующих существенных нарушениях его условий: а) использование Участка не по целевому назначению и разрешенному использованию, указанному в пункте 1.1 договора.
До настоящего времени договор не расторгнут.
В соответствие с пунктом 7.2 договор действует 10 лет, до 01.10.2018.
Как следует из пункта 7.3 договора, в случае, если арендатор продолжает пользоваться участком после истечения срока действия договора, указанного в пункте 7.2 при отсутствии письменных возражений арендодателя, направленных до истечения срока действия договора. Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В соответствии пунктом 4.3.21 договора аренды от 18.03.2018 арендатор обязан направить не менее чем за 90 календарных дней до окончания срока действия Договора указанного в пункте 7.2 договора, письменное предложение Арендодателю о расторжении договора, либо о заключении договора на новый срок.
Судом первой инстанции установлено, что требования, содержащиеся в договоре, арендатором исполнены, заявление о предоставлении земельного участка в аренду на 5 лет направлено в Департамент имущественных отношений Краснодарского края 18.05.2018.
Доказательств, опровергающих указанный вывод, департаментом не представлены.
В настоящее время срок действия договора аренды от 18.03.2018 истек (был определен до 01.10.2018), однако, не до истечения срока действия договора не после его окончания Департамент имущественных отношений Краснодарскою края не направлял уведомлений о намерении расторгнуть договор, за весь срок действия договора нарушений в пользовании спорным земельным участком не выявлено.
В дополнении к апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений Краснодарскою края ссылается на пояснительную записку, в которой указано, о том, что спорный земельный участок частично расположен в границах горного отвода и что ООО "Дорстройматериалы" имеется лицензия на добычу гравийно-песчаной смеси, а также иная разрешительная документация.
Данный довод департамента отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку относительно предоставления земельных участков для целей, связанных с недропользованием имеется заявление о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38, 23:16:0801005:39 отказ в предоставлении которых в настоящее время рассматривается в Арбитражном суде Краснодарского края в рамках дела N А32-41126/2018.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2018 по делу N А32-37748/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37748/2018
Истец: ООО Дорстройматериалы
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ РОДНИКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КУРГАНИНСКОГО РАЙОНА, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация Родниковского сельского поселения