Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть 6. Государственное регулирование охраны окружающей среды
6.1. Система управления охраной окружающей среды и природопользованием в Пермском крае
(по материалам Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края)
6.1.1. Органы власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования
В соответствии с Конституцией Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Управление в сфере природопользования, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, обеспечения экологической безопасности в Пермском крае осуществляют во взаимодействии территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в Пермском крае и исполнительные органы государственной власти Пермского края.
В таблице 6.1.1 приведены органы власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования и нормативные правовые акты, определяющие их полномочия.
Таблица 6.1.1
Органы власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Нормативные правовые акты, определяющие их полномочия
Органы исполнительной власти |
Нормативный правовой акт, определяющий полномочия органа власти |
Федеральные органы исполнительной власти | |
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 "Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" |
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372 "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" |
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию" |
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" |
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" |
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству" |
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" |
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" |
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" |
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в Пермском крае | |
Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования |
Приказ Росприроднадзора от 21.01.2022 N 28 "Об утверждении Положения о Западно-Уральском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования" |
Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов |
Приказ Федерального агентства водных ресурсов от 11.03.2014 N 66 "Об утверждении Положений о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов" |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю |
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 N 713 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю" |
Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору |
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.07.2022 N 206 "Об утверждении Положения о Западно-Уральском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" |
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю |
Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016 N П/0263 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации" |
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю |
Приказ Россельхознадзора от 22.08.2022 N 1289 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю" |
Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Пермскому краю Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству |
Приказ Федерального агентства по рыболовству от 16.09.2013 N 684 "Об утверждении Положения о Средневолжском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству" |
Отдел инспекций в Пермском крае Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору |
Приказ Ростехнадзора от 28.06.2016 N 270 "Об утверждении Положения о Волжском межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" |
Отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу по Пермскому краю |
Приказ Федерального агентства по недропользованию от 31 марта 2014 г. N 192 "Об утверждении Положения о Департаменте по недропользованию по Приволжскому федеральному округу в новой редакции" |
Учреждения | |
Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" |
Приказ ФГБУ "Уральское УГМС" от 31.01.2013 N 1 "Об утверждении положения о Пермском центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиале Федерального государственного бюджетного учреждения "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" |
Камско-Уральский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Московское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" |
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. N 412 "О реорганизации Федерального государственного бюджетного учреждения "Московское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов", федерального государственного бюджетного учреждения "Верхне-Волжское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов", федерального государственного бюджетного учреждения "Коми бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов", федерального государственного бюджетного учреждения "Камско-Уральское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" |
Пермский филиал Федерального бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому федеральному округу" |
Приказ Федерального агентства по недропользованию от 19.05.2011 N 506 "Об утверждении уставов Федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по недропользованию" |
Исполнительные органы государственной власти Пермского края | |
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края |
Постановление Правительства Пермского края от 03.09.2012 N 756-п "О Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края" |
Министерство образования и науки Пермского края |
Постановление Правительства Пермского края от 21 октября 2013 г. N 1460-п "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Пермского края" |
Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края |
Постановление Правительства Пермского края от 16.04.2012 N 212-п "О Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края" |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края |
Постановление Правительства Пермского края от 26.10.2018 N 630-п "Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края" |
Структура федеральных, территориальных и региональных исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования в Пермском крае и их учреждений приведена на рис. 6.2.1.
Рис. 6.1.1. Структура исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования в Пермском крае
6.3. Государственный экологический надзор
(по материалам Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю, отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Пермскому краю Волго-Камского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Федерального государственного бюджетного учреждения "Басеги", Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, Государственной ветеринарной инспекции Пермского края)
В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством:
- федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на объектах, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти;
- регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования осуществлялось в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяемым законодательством Российской Федерации.
В 2022 году государственный надзор в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и природопользованием, в Пермском крае осуществляли: Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Басеги", отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Пермскому краю, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края и Государственная ветеринарная инспекция Пермского края.
Федеральный государственный экологический надзор
Государственный надзор в сфере охраны атмосферного воздуха
В 2022 году государственными инспекторами Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление Росприроднадзора) были проведены 154 проверки (3 - плановые, 151 - внеплановая), 3 выездных обследования соблюдения требований законодательства об охране атмосферного воздуха. В том числе проверки, проводимые в рамках исполнения законодательства при производстве работ по капитальному строительству на объектах первой категории.
В ходе контрольно-надзорных мероприятий всего было выявлено 69 нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе нарушения в части непредоставления отчетных форм в установленный законом срок, по материалам, направленным в адрес Управления Росприроднадзора из других ФОИВ, и по иным материалам, направленным в адрес Управления Росприроднадзора в части его компетенции.
Для устранения выявленных нарушений по результатам проверок выдано 18 предписаний.
Управлением Росприроднадзора ведется работа по предупреждению нарушений законодательства в части охраны атмосферного воздуха. Так, в 2022 году выдано 242 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Составлено всего 46 протоколов об административных правонарушениях, из них в том числе по фактам выявленных нарушений в 2021 году:
- по ст. 8.1 КоАП РФ - 20,
- по ст. 8.21 КоАП РФ - 4,
- по ст. 8.46 КоАП РФ - 7,
- по ст. 8.5 КоАП РФ - 8,
- по ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ - 1,
- по ст. 19.7 КоАП РФ - 1,
- по ч. 1 с. 20.25 - 5.
Рассмотрено всего 63 дела об административных правонарушениях, из них по 4 делам вынесены постановления о прекращении производства по делу:
- по ст. 8.1 КоАП РФ - 28,
- по ст. 8.21 КоАП РФ - 14,
- по ст. 8.46 КоАП РФ - 6,
- по ст. 8.5 КоАП РФ - 14,
- по ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ - 1.
В том числе по 34 постановлениям вынесены решения с мерой административной ответственности в виде предупреждения.
Результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере охраны атмосферного воздуха представлены в таблице 6.3.1.1.1.
Таблица 6.3.1.1.1
Результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере государственного надзора в сфере охраны атмосферного воздуха
Ст. КоАП РФ |
Возбуждено |
Рассмотрено |
20 |
28 |
|
4 |
14 |
|
7 |
6 |
|
8 |
14 |
|
1 |
1 |
|
1 |
- |
|
5 |
- |
Наиболее типичными являются нарушения:
- ст. 8.1 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
- ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ - выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения;
- ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ - нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.
Также в 2022 году юридические лица привлекались по ст. 8.46 КоАП РФ за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую, по ст. 8.5 КоАП РФ - в части непредоставления, несвоевременного представления отчета производственного экологического контроля.
Управлением Росприроднадзора ведется работа по профилактике правонарушений по части охраны атмосферного воздуха. Так, в 2022 году инспекторами проведено 82 профилактических визита.
Государственный надзор в области обращения с отходами
В 2022 году было проведено всего 152 проверки (3 - плановые, 145 - внеплановые, 4 выездных обследования). В том числе проверки, проводимые в рамках исполнения законодательства при производстве работ по капитальному строительству на объектах первой категории.
В ходе контрольно-надзорных мероприятий было выявлено всего 77 нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе нарушения в части непредоставления отчетных форм в установленный законом срок, по материалам, направленным в адрес Управления из других ФОИВ, и по иным материалам, направленным в адрес Управления Росприроднадзора по части его компетенции.
Для устранения выявленных нарушений по результатам проверок выдано 29 предписаний.
В рамках предотвращения нарушений в области обращения с отходами производства и потребления Управлением Росприроднадзора выданы 86 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Составлен всего по результатам КНД 61 протокол об административных правонарушениях, в том числе по фактам нарушений, выявленных в 2021 году, и материалам, полученным из других ФОИВ, из них:
- по ст. 8.2 КоАП РФ - 33,
- по ст. 8.1 КоАП РФ - 1,
- по ст. 8.41 КоАП РФ - 1,
- по ст. 8.5 КоАП РФ - 7,
- по ст. 8.5.1 КоАП РФ - 8,
- по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - 1,
- по ст. 19.7 КоАП РФ - 1,
- по ст. 8.46 КоАП РФ - 2,
- по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ - 6,
- по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ - 1.
Рассмотрено всего 64 дела об административных правонарушениях, в том числе по делам, переходящим с 2021 года, по материалам, поступившим на рассмотрение из других ОИВ в адрес Управления Росприроднадзора по вопросам его компетенции, из них:
- по ст. 8.2 КоАП РФ - 43,
- по ст. 8.1 КоАП РФ - 2,
- по ст. 8.5 КоАП РФ - 7,
- по ст. 8.4 КоАП РФ - 2,
- по ст. 8.5.1 КоАП РФ - 6,
- по ст. 8.41 КоАП РФ - 1,
- по ст. 8.46 КоАП РФ - 3.
В том числе по 3 делам вынесены постановления о прекращении производства по делу.
В том числе по 24 постановлениям вынесены решения с мерой административной ответственности в виде предупреждения.
Результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях в области обращения с отходами представлены в таблице 6.3.1.2.1.
Таблица 6.3.1.2.1
Результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях в области обращения с отходами
Ст. КоАП РФ |
Возбуждено |
Рассмотрено |
1 |
2 |
|
33 |
43 |
|
- |
2 |
|
7 |
7 |
|
8 |
6 |
|
1 |
1 |
|
1 |
- |
|
1 |
- |
|
1 |
- |
|
2 |
3 |
|
6 |
- |
Наиболее типичными являются нарушения:
- ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами;
- ст. 8.5 КоАП РФ - в части непредоставления, сокрытия, искажения экологической информации при сдаче отчетности по форме 2-ТП (отходы);
- ст. 8.5.1 КоАП РФ - нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров.
Управлением Росприроднадзора ведется работа по профилактике правонарушений сфере обращения с отходами производства и потребления. Так, в 2022 году инспекторами проведено 82 профилактических визита.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
6.3.1.3. Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
В 2022 году Управлением Росприроднадзора по направлению геологического надзора и охраны недр проведено 9 проверок, в том числе 1 плановая, 8 внеплановых проверок выполнения предписаний, 197 профилактических визитов (1 отказ от проведения профилактического визита), 14 консультирований, 470 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, из них: 436 наблюдений за соблюдением обязательных требований, 34 выездных обследования.
Выявлено 504 нарушения законодательства о недрах, из них: по результатам проверок - 36, наблюдений за соблюдением обязательных требований - 214, выездных обследований - 254.
Для устранения выявленных нарушений выдано 6 предписаний об устранении нарушений и внесено 4 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, объявлено 36 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
В 2022 году возбуждено 16 дел об административных правонарушениях, в том числе:
- по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ - 2,
- по ст. 8.9 КоАП РФ - 1,
- по ст. 8.46 КоАП РФ - 1,
- по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - 12.
Рассмотрено 6 дел об административных правонарушениях, в том числе:
- по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ - 3,
- по ст. 8.9 КоАП РФ - 2,
- по ст. 8.46 КоАП РФ - 1.
Привлечено к административной ответственности 5 лиц (3 юридических, 2 должностных), в том числе:
по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ - 3 (2 юридических, 1 должностное),
по ст. 8.9 КоАП РФ - 1 (юридическое),
по ст. 8.46 КоАП РФ - 1 (должностное).
12 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ направлены на рассмотрение мировым судьям.
Наложены штрафы на сумму 575000 рублей, взыскано штрафов на сумму 674000 рублей.
По состоянию на 31.12.2022 на учете стоят 440 объектов, подлежащих федеральному государственному геологическому надзору.
Результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях в рамках надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр представлены в таблице 6.3.1.3.1.
Таблица 6.3.1.3.1
Результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях в рамках надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
Ст. КоАП РФ |
Возбуждено |
Рассмотрено |
2 |
3 |
|
1 |
2 |
|
1 |
1 |
|
12 |
- |
Наиболее типичным является нарушение ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ - нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
В качестве примера эффективности выполнения предписаний можно привести:
- ООО "УДС нефть" выполнило 12 пунктов предписания в части соблюдения требований лицензии на право пользования недрами.
6.3.1.4. Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов
В области государственного надзора за использованием и охраной водных объектов в 2022 году Управлением Росприроднадзора проведено 202 проверки, из них 3 - плановые, 153 - внеплановые, 46 - выездные обследования. В том числе проверки, проводимые в рамках исполнения законодательства при производстве работ по капитальному строительству на объектах первой категории.
В ходе контрольно-надзорных мероприятий было выявлено всего 81 нарушение законодательства в области охраны водных объектов, в том числе нарушения в части непредоставления отчетных форм в установленный законом срок, по материалам, направленным в адрес Управления Росприроднадзора из других ФОИВ, и по иным материалам, направленным в адрес Управления Росприроднадзора по части его компетенции.
Для устранения выявленных нарушений выдано 13 предписаний.
В рамках предотвращения нарушений в области надзора за использованием и охраной водных объектов Управлением выдано 99 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Составлено всего по результатам КНД 62 протокола об административных правонарушениях, в том числе по фактам нарушений, выявленных в 2021 году, из них:
- по ст. 7.6 КоАП РФ - 5,
- по ст. 8.1 КоАП РФ - 3,
- по ст. 8.13 КоАП РФ - 12,
- по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ - 13,
- по ст. 8.42 КоАП РФ - 9,
- по ст. 8.46 КоАП РФ - 2,
- по ст. 8.5 КоАП РФ - 3,
- по ст. 8.45 ч. 1 КоАП РФ - 2,
- по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ - 12,
- по ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ - 1.
Рассмотрено всего 60 дел об административных правонарушениях, в том числе по делам, переходящим с 2021 года, по материалам, поступившим на рассмотрение в адрес Управления по вопросам его компетенции, из них:
- по ст. 7.6 КоАП РФ - 9,
- по ст. 8.12.1 КоАП РФ - 3,
- по ст. 8.13 КоАП РФ - 18,
- по ст. 7.20 КоАП РФ - 3,
- по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ - 13,
- по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ - 13,
- по ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ - 1.
В том числе по 3 делам вынесены постановления о прекращении производства по делу.
В том числе по 8 постановлениям вынесены решения с мерой административной ответственности в виде предупреждения.
Результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях в области использования и охраны водных объектов и рассмотрения административных дел представлены в таблице 6.3.1.4.1.
Таблица 6.3.1.4.1
Результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях в области использования и охраны водных объектов и рассмотрения административных дел
Ст. КоАП РФ |
Возбуждено |
Рассмотрено |
5 |
9 |
|
- |
3 |
|
3 |
- |
|
2 |
- |
|
- |
3 |
|
12 |
18 |
|
13 |
13 |
|
9 |
- |
|
- |
13 |
|
2 |
- |
|
3 |
- |
|
12 |
- |
|
1 |
1 |
Наиболее распространенными нарушениями в части охраны водных объектов являются:
- ст. 7.6 КоАП РФ - самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий;
- ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ - нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты;
- ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ - использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности;
- по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ - нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение;
- ст. 8.12.1 КоАП РФ - несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Управлением Росприроднадзора ведется работа по профилактике правонарушений по части использования охраны водных объектов. Так, в 2022 году инспекторами проведено 82 профилактических визита.
В 2022 году за загрязнения водных объектов Управлением Росприроднадзора предъявлены требования о добровольном возмещении вреда на общую сумму 1508,061 тыс. руб.
В судебном порядке за загрязнение водных объектов предъявлено исков на сумму 49242,192 тыс. руб.
6.3.1.5. Государственный земельный надзор
В 2022 году Управлением Росприроднадзора по направлению государственного земельного надзора проведено 64 проверки, в том числе 3 - плановые, 33 - внеплановые и 28 выездных обследований.
В ходе контрольно-надзорных мероприятий было выявлено всего 25 нарушений земельного законодательства, в том числе по материалам, направленным в адрес Управления Росприроднадзора из других ФОИВ, и иным поступившим материалам.
Для устранения выявленных нарушений выдано 12 предписаний об устранении нарушений.
В рамках предотвращения нарушений в области надзора за использованием и охраной земель Управлением Росприроднадзора выдано 21 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Управлением Росприроднадзора ведется работа по профилактике правонарушений по части охраны земель. Так, в 2022 году инспекторами проведено 11 профилактических визитов.
Составлено всего по результатам КНД 14 протоколов об административных правонарушениях, в том числе:
- по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ - 9,
- по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ - 3,
- по ст. 8.1 КоАП РФ - 2.
Рассмотрено всего 16 дел об административных правонарушениях, в том числе:
- по ст. 8.1 КоАП РФ - 2,
- по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ - 10,
- по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ - 3,
- по ст. 8.46 КоАП РФ - 1.
В том числе по 1 постановлению вынесено решение с мерой административной ответственности в виде предупреждения.
Результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях в области государственного земельного надзора приведены в таблице 6.3.1.5.1.
Таблица 6.3.1.5.1
Результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях в области государственного земельного надзора
Статья КоАП РФ |
Возбуждено |
Рассмотрено |
- |
1 |
|
9 |
10 |
|
3 |
3 |
|
2 |
2 |
Наиболее типичными нарушениями являются:
- ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ - уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ - невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В 2022 году за загрязнения почвы как компонента окружающей среды Управлением Росприроднадзора предъявлены требования возмещении вреда на общую сумму 18177,27 тыс. руб.
Инспекторами по использованию и охране земель Управления Росреестра по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) в 2022 году проведены следующие контрольные (надзорные) мероприятия.
Контрольные (надзорные) мероприятия при взаимодействии с контролируемым лицом - 246, из них 16 плановых, 230 внеплановых.
Виды контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с контролируемым лицом: инспекционный визит - 113, рейдовый осмотр - 1, документарная проверка - 113, выездная проверка - 19.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом - 2355, в том числе 624 выездных обследования, 1731 наблюдение.
Инспекторами Управления Росреестра выявлено 239 нарушений, выдано 196 предписаний об их устранении.
Наибольшее число нарушений выявлено по факту самовольного занятия, в том числе использования, земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, - 124 нарушения.
По факту использования земельных участков не по целевому назначению, невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ), госземинспекторами Управления Росреестра выявлено 9 нарушений.
По факту нарушения иных требований законодательства госземинспекторами Управления Росреестра выявлено 106 нарушений, 72 нарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 19.5 КоАП РФ, 34 нарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 20.25 КоАП РФ.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных Управлением Росреестра, а также мероприятий, проведенных органами местного самоуправления, осуществляющими муниципальный земельный контроль, госземинспекторами возбуждено 110 дел об административных правонарушениях (96 - по ст. 7.1 КоАП РФ, 14 - по ст. 8.8 КоАП РФ).
Должностными лицами Управления Росреестра рассмотрено 200 дел об административных правонарушениях, из них 181 - по ст. 7.1 КоАП РФ, 19 - по ст. 8.8 КоАП РФ. Привлечено к административной ответственности 193 нарушителя, в том числе вынесено 113 постановлений о назначении наказания, 80 дел прекращено в связи с малозначительностью. Также 5 дел прекращено в связи с отсутствием состава, 2 дела - в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Сумма наложенных штрафов за нарушения земельного законодательства, выявленные в рамках государственного земельного надзора, составила 402,00 тыс. руб., из них 312 тыс. рублей - за нарушения по ст. 7.1 КоАП РФ, 90 тыс. рублей - за нарушения ст. 8.8 КоАП РФ.
Сумма взысканных штрафов за нарушения земельного законодательства, выявленные в рамках государственного земельного надзора, составила 990,85 тыс. руб., из них 625,30 тыс. рублей - за нарушения по ст. 7.1 КоАП РФ, 365,55 тыс. рублей - за нарушения ст. 8.8 КоАП РФ.
В 2022 году устранено 416 нарушений земельного законодательства, возбуждено 22 дела по ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания.
Исполнение предписания осуществляется путем освобождения земельного участка либо оформления документов на земельный участок в случае использования участка лицом, не имеющим прав, а также путем приведения фактического использования земельного участка в соответствие с видом разрешенного использования земельного участка, предусмотренного документом на земельный участок, в случае использования участка не по целевому назначению.
6.3.1.6. Государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения
Государственная инспекция по охране территории государственного природного заповедника "Басеги" на 31 декабря 2022 года состояла из 13 человек: директор - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды, три заместителя директора - заместители главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды, 9 государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.
Организация охраны заповедника на территории ведется по двум направлениям: патрулирование территории, границ заповедника и его охранной зоны и осуществление постоянных дежурств на основных контрольно-пропускных пунктах (кордонах). Проведение пешего и автопатрулирования заповедника в составе патрульной группы, состоящей из государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, осуществляется под руководством старшего группы. Состав патрульной группы ежегодно обновляется и назначается приказом руководителя учреждения. Данная работа проводится круглогодично, с разной интенсивностью. Патрулирование в зимне-весенний период 2022 года проходило на автотранспорте, снегоходах и в пешем порядке. В летний период выезды на ООПТ проводились не менее чем раз в неделю как для выявления и пресечения нарушений заповедного режима, так и для мониторинга пожарной обстановки в лесах и в целях обеспечения пожарной безопасности на территории заповедника и его охранной зоны. В период охотничьего сезона количество выездов инспекции также увеличивается. Дежурства на основных кордонах заповедника осуществляются постоянно, за исключением кратких периодов весеннего половодья. Патрулирование территории, границ заповедника и его охранной зоны также осуществлялось в течение всего календарного года. В рамках пешего и автопатрулирования пройдено 21649,94 километра. Нарушений заповедного режима в 2022 году не выявлено, протоколы об административных правонарушениях не составлялись.
В 2022 году во исполнение п. 3.5 протокола оперативного совещания Совета безопасности Российской Федерации от 19.01.2022 N Пр-195, а также распоряжения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 02.03.2022 N 23-р о проведении проверки готовности дирекций ООПТ к пожароопасному сезону 2022 года Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведены 2 внеплановые проверки в отношении ФГБУ "ГПЗ "Вишерский", ФГБУ "ГПЗ "Басеги". В ходе проверок нарушений не выявлено.
6.3.1.7. Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов
Федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов подлежат как субъекты, осуществляющие промышленное рыболовство и аквакультуру (товарное рыбоводство), так и субъекты, использующие водные объекты для забора воды, сброса сточных вод, размещения плавсредств, иных объектов и сооружений, добычи полезных ископаемых, эксплуатирующие объекты и использующие земельные участки в границах водоохранных зон, защитной прибрежной полосы. На учете в Отделе государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Пермскому краю Волго-Камского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - Отдел) 136 субъектов хозяйственной деятельности, могущих оказать влияние на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Плановые проверки лиц, оказывающих или могущих оказать негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в 2022 г. не проводились в связи с внесением изменений ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части форм осуществления федерального (государственного) контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов с 01.01.2020. Внеплановые проверки в 2022 году Отделом не проводились в силу введенных постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 ограничений в проведении контрольно-надзорных мероприятий.
В 2022 году было проведено 9 профилактических мероприятий в форме консультирования, основные вопросы - обязательные требования при осуществлении промышленного рыболовства лицами, заключившими договоры пользования рыболовными участками в 2022 году.
С целью информирования населения по ограничениям рыболовства было дано 4 интервью по ТВ, в газетах размещено 3 статьи, на сайтах администраций округов края и подведомственных администрациям СМИ по обращению отдела размещены 28 заметок отдела.
На учете состоят 76 юридических лиц, осуществляющих забор воды из поверхностных водных объектов. В 2022 году на водозаборных сооружениях обустройство новых рыбозащитных устройств не проводилось, новые водозаборные сооружения в эксплуатацию не вводились.
В 2022 году государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов осуществляли 9 должностных лиц отдела.
В 2022 году сотрудниками отдела с участием сотрудников органов Министерства внутренних дел РФ, Росгвардии и других органов было проведено 766 выездов на водоемы края, в ходе которых выявлено 674 нарушения правил рыболовства, совершенных гражданами. По ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ наложено административных штрафов на сумму 1172,5 тыс. руб., предъявлено исков за ущерб, нанесенный незаконным выловом водных биологических ресурсов, в сумме 1703,73 тыс. руб. В течение года было взыскано 2324,28 тыс. руб. по наложенным штрафам и искам. У нарушителей правил рыболовства было изъято 689 орудий лова, 1013 кг водных биологических ресурсов, арестовано 96 транспортных средств. Основные выявляемые при проведении патрулирования водоемов нарушения заключаются в допуске гражданами нарушений Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна: лов в запретные сроки, на запретных для осуществления рыболовства участках водоемов (нижние бьефы Камской и Воткинской ГЭС, отводящий канал Пермской ГРЭС) или запретными для рыбаков-любителей орудиями лова. В 2022 году в следственные органы для привлечения к уголовной ответственности было направлено 24 материала на 24 граждан, из них было возбуждено 24 уголовных дела. В период с 27 по 29 мая в рамках проведения мероприятия "Всероссийский день без сетей" должностными лицами Отдела было проведено 16 мероприятий по пресечению незаконного лова водных биологических ресурсов совместно с представителями правоохранительных органов (территориальные отделы МВД), с Росгвардией, ГИМС Пермского края, охотинспекторами, представителями общественности. По результатам проведения мероприятий было составлено 10 протоколов за нарушение правил рыболовства, изъято 28 орудий лова, 55 кг водных биоресурсов, 2 транспортных средства.
В 2022 году к административной ответственности по ст. 8.48 КоАП РФ было привлечено 2 юридических лица, осуществляющих деятельность при отсутствии согласования с Федеральным агентством по рыболовству, наложены штрафы на сумму 100 тыс. руб.
6.3.1.8. Федеральный государственный охотничий контроль (надзор)
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в части федерального государственного охотничьего контроля (надзора) (далее - госохотнадзор) в соответствии с Положением о федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1065.
По итогам 2022 г. в рамках госохотнадзора была проведена 1 внеплановая проверка по требованию Прокуратуры Пермского края. В результате проверки нарушений требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов не выявлено. Кроме того, в рамках профилактических мероприятий двум юридическим лицам выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства. Среди нарушений: не исполняются в полном объеме мероприятия, обеспечивающие охрану охотничьих ресурсов; не соблюдаются в полном объеме правила пользования охотничьими ресурсами. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проведены 18 профилактических визитов.
В 2022 г. проведено 6020 контрольно-надзорных мероприятий на территориях охотничьих угодий.
В результате контрольно-надзорной деятельности выявлено 318 административных правонарушений (в сравнении с тем же периодом 2021 г. количество выявленных нарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов снизилось на 17%). Основные причины снижения количества выявленных нарушений: привлечение к административной ответственности в 2021 г. физических лиц за несвоевременную сдачу документов на право охоты (разрешение), что способствовало стимулированию добросовестности осуществления охоты гражданами в 2022 году. Кроме того, работа инспекторского состава, а также 3 антибраконьерских групп по выявлению и пресечению нарушений требований законодательства.
В рамках госохотнадзора за нарушение ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ (нарушение правил охоты) рассмотрено 317 дел об административных правонарушениях, вынесено 297 постановлений о назначении административного наказания:
- за нарушение ч. 1.1 ст. 8.37 КоАП РФ (повторное в течение года совершение административного правонарушения) рассмотрено 2 дела об административном правонарушении, вынесено 2 постановления о назначении административного наказания;
- за нарушение ч. 1.2 ст. 8.37 КоАП РФ (осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты) 15 дел об административном правонарушении переданы для рассмотрения в суд;
- за неуплату административного штрафа в установленный законом срок возбуждено и направлено в мировой суд 14 дел об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Кроме того, в рамках госохотнадзора выявлено 50 нарушений законодательства, за которые предусмотрена уголовная ответственность по ст. 258 УК РФ (в сравнении с 2021 г. количество выявленных нарушений снизилось на 4%). Причина снижения - активная работа инспекторского состава, антибраконьерских групп. В результате возбуждено 42 уголовных дела, 7 уголовных дел переданы в суд, 6 граждан привлечены к уголовной ответственности.
Министерством проводится работа по взысканию вреда (ущерба), причиненного охотничьим ресурсам Российской Федерации в результате осуществления незаконной охоты. По факту браконьерства в рамках административного делопроизводства предъявлено исков на сумму 129,5 тыс. руб., взыскано по искам 32,4 тыс. рублей. В результате преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, предъявлено исков на сумму 1840,0 тыс. руб., взыскано по искам 1411,8 тыс. рублей.
6.3.1.9. Федеральный государственный лесной контроль (надзор)
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений в части осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) (далее - государственный лесной контроль) в соответствии с Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1098.
Должностными лицами Министерства на территории Пермского края в рамках осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) в 2022 г., в соответствии с требованием заместителя прокурора Пермского края, проведено 9 внеплановых проверок в сфере воспроизводства лесов.
По результатам проведенных проверок выявлено 17 нарушений лесного законодательства:
1. Пятнадцать нарушений ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно: не выполнены работы по компенсационному лесовосстановлению в рамках наступивших обязательств по договорам аренды лесных участков в установленный законом срок.
2. Два нарушения ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно: не выполнены в полном объеме работы по подготовке почвы, а также не выполнены работы по созданию лесных культур.
По выявленным в результате проведения выездной проверки нарушениям к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ - нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению - привлечено 5 лиц. Вынесено 5 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму 205 тыс. рублей, а также вынесено 2 постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения.
В рамках осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) в 2022 году должностными лицами рассмотрено 344 дела об административных правонарушениях, по результатам которых вынесено 311 постановлений о назначении административных наказаний (в отношении юридических лиц - 29, должностных лиц - 58, граждан - 224), из них:
- 232 в виде предупреждения (74,5% от общего количества);
- 79 в виде штрафов на общую сумму 3029,5 тыс. рублей.
Наибольшее количество нарушений на территории Пермского края выявлено за нарушения правил использования лесов (25,8% от общего количества нарушений) и нарушения правил пожарной безопасности в лесах (50,8% от общего количества нарушений).
Министерством проводится работа по взысканию вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства:
- предъявлено 299 требований о возмещении вреда на сумму 184744,4 тыс. рублей;
- уплачено вреда в добровольном порядке 72 на сумму 3907,5 тыс. рублей;
- направлено 266 исков в суд о возмещении вреда на сумму 62259,3 тыс. рублей;
- удовлетворено 120 исков по решению судов на сумму 26405,3 тыс. рублей;
- взыскано по решению судов 380 на сумму 18496,5 тыс. рублей.
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований Министерство осуществляет мероприятия по профилактике таких нарушений.
В 2022 году проведено 4 обязательных профилактических визита, 2 консультирования, выдано 19 предостережений.
Показатели федерального государственного надзора
Основные результаты государственного надзора в 2022 г. |
|
|
Показатель |
Ед. изм. |
2022 год |
1. Количество объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих государственному экологическому надзору |
ед. |
1744 |
2. Численность инспекторов, осуществляющих государственный экологический надзор |
ед. |
469 |
3. Количество проверенных объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих государственному экологическому надзору |
ед. |
719 |
4. Количество выявленных нарушений законодательства при проведении государственного экологического надзора, всего (сумма 4.1 - 4.11) |
ед. |
2004 |
В том числе: | ||
4.1. в области охраны атмосферного воздуха |
ед. |
69 |
4.2. в области использования и охраны водных объектов |
ед. |
81 |
4.3. земельный надзор |
ед. |
264 |
4.4. за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр |
ед. |
504 |
4.5. в области обращения с отходами |
ед. |
77 |
4.6. в области охраны, воспроизводства и использования объектов и животного мира и среды их обитания |
ед. |
|
4.7. охотничий надзор |
ед. |
318 |
4.8. в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий |
ед. |
|
4.9. в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов |
ед. |
674 |
4.10. лесной надзор (лесная охрана) |
ед. |
17 |
4.11. общий вид надзора |
ед. |
|
5. Сумма наложенных штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды, выявленные в рамках государственного экологического надзора, всего (сумма 5.1 - 5.11) |
тыс. руб. |
10399 |
В том числе: | ||
5.1. в области охраны атмосферного воздуха |
тыс. руб. |
604 |
5.2. в области использования и охраны водных объектов |
тыс. руб. |
1752,7 |
5.3. земельный надзор |
тыс. руб. |
828 |
5.4. за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр |
тыс. руб. |
575 |
5.5. в области обращения с отходами |
тыс. руб. |
1865 |
5.6. в области охраны, воспроизводства и использования объектов и животного мира и среды их обитания |
тыс. руб. |
|
5.7. охотничий надзор |
тыс. руб. |
572,3 |
5.8. в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий |
тыс. руб. |
|
5.9. в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов |
тыс. руб. |
1172,5 |
5.10. лесной надзор (лесная охрана) |
тыс. руб. |
3029,5 |
5.11. общий вид надзора |
тыс. руб. |
|
6. Сумма взысканных штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды, выявленные в рамках государственного экологического надзора, всего (сумма 6.1 - 6.11) |
тыс. руб. |
16511,92 |
В том числе: | ||
6.1. в области охраны атмосферного воздуха |
тыс. руб. |
893,25 |
6.2. в области использования и охраны водных объектов |
тыс. руб. |
3332 |
6.3. земельный надзор |
тыс. руб. |
1421,85 |
6.4. за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр |
тыс. руб. |
674 |
6.5. в области обращения с отходами |
тыс. руб. |
2929 |
6.6. в области охраны, воспроизводства и использования объектов и животного мира и среды их обитания |
тыс. руб. |
|
6.7. охотничий надзор |
тыс. руб. |
406,5 |
6.8. в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий |
тыс. руб. |
|
6.9. в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов |
тыс. руб. |
871,02 |
6.10. лесной надзор (лесная охрана) |
тыс. руб. |
5984,3 |
6.11. общий вид надзора |
|
|
7. Сумма предъявленного к возмещению вреда окружающей среде, выявленного в рамках государственного экологического надзора, всего (сумма 7.1 - 7.10) |
тыс. руб. |
255837,092 |
В том числе: | ||
7.1. в области охраны атмосферного воздуха |
тыс. руб. |
49242,192 |
7.2. в области использования и охраны водных объектов |
тыс. руб. |
18177,27 |
7.3. земельный надзор |
тыс. руб. |
|
7.4. за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр |
тыс. руб. |
|
7.5. в области обращения с отходами |
тыс. руб. |
|
7.6. в области охраны, воспроизводства и использования объектов и животного мира и среды их обитания |
тыс. руб. |
|
7.7. охотничий надзор |
тыс. руб. |
1969,5 |
7.8. в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий |
тыс. руб. |
|
7.9. в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов |
тыс. руб. |
1703,73 |
7.10. лесной надзор (лесная охрана) |
тыс. руб. |
184744,4 |
6.3.2. Региональный государственный экологический надзор
6.3.2.1. Государственный надзор в области обращения с отходами, государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, государственный надзор в области охраны водных объектов
Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края (далее - Инспекция) в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Положением об Инспекции, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 16 апреля 2012 года N 212-п, осуществляет региональный государственный экологический надзор, в том числе в области:
- использования и охраны водных объектов;
- обращения с отходами;
- охраны атмосферного воздуха.
В течение 2022 года проведено:
- плановых проверок - 0 (в 2021 году - 17);
- внеплановых проверок - 24 (в 2021 году - 41);
- возбуждено административных дел - 438 (в 2021 году - 732);
- выдано 151 предостережение (в 2021 году - 269);
- вынесено 438 постановлений (в 2021 году - 674);
- проведено совместных контрольно-надзорных мероприятий с прокуратурой 44 (в 2021 году - 28);
- наложено административных штрафов, млн руб. - 4,38 (в 2021 году - 11,89);
- поступило денежных средств по штрафам, млн руб. - 8,38 (в 2021 году - 10,78).
Таблица 6.3.2.1.1
Результаты рассмотрения административных дел с разбивкой по статьям
Статьи КоАП РФ |
2022 год |
|
Количество дел |
Сумма штрафа (рублей) |
|
33 |
88000 |
|
155 |
745200 |
|
1 |
50000 |
|
6 |
120000 |
|
7 |
80000 |
|
175 |
1503000 |
|
1 |
70000 |
|
1 |
500 |
|
1 |
30000 |
|
6 |
545000 |
|
16 |
880500 |
|
1 |
1500 |
|
3 |
1000 |
|
1 |
3000 |
|
1 |
50000 |
|
5 |
15000 |
|
2 |
100000 |
|
3 |
3000 |
|
20 |
95000 |
В 2022 году должностными лицами Инспекции при вынесении административного наказания применялась статья 4.1.1 КоАП РФ. Так, в 55% случаев штрафные санкции в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (их должностных лиц) были заменены на "предупреждение" (186 постановлений из 340 постановлений).
К нарушениям обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха относятся нарушения, ответственность за которые предусмотрена следующими статьями КоАП РФ:
- ст. 8.1 КоАП РФ "Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов";
- ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ "Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.51 настоящего Кодекса".
Нарушения Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 г. N 498, выявляются при проведении плановых и внеплановых проверок.
В 2022 году одними из основных нарушений в области охраны атмосферного воздуха стали нарушения ст. 19 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - 96-ФЗ) в части отсутствия и непроведения мероприятий в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), а также ст. 22 Федерального закона 96-ФЗ в части отсутствия инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Среди типовых нарушений в области обращения с отходами в 2022 году остаются нарушения, ответственность за которые предусмотрена следующими статьями КоАП РФ:
- ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса";
- ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса";
- ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ "Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов";
- ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ "Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления";
- ст. 8.5.1 КоАП РФ "Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год".
Нарушение требований при организации мест накопления отходов потребления (в основном отходов лесопиления), а также сжигание таких отходов открытым способом без специальных установок является распространенным нарушением в области обращения с отходами.
В 2022 году наибольшее количество нарушений в области обращения с отходами связано с незаключением договора на услуги регионального оператора в сфере ТКО. Доля постановлений, вынесенных по указанным основаниям, составляет 60% от всех постановлений, вынесенных по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Значительный рост нарушений связан с работой органов полиции по выявлению индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, не заключивших договоры с региональным оператором. На форме общего снижения привлечения к административной ответственности рост дел, рассмотренных по материалам полиции, дает значительный рост.
К нарушениям обязательных требований в области охраны и использования водных объектов относятся нарушения, ответственность за которые предусмотрена следующими статьями КоАП РФ:
- ст. 7.6 КоАП РФ "Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий";
- ст. 8.12.1 КоАП РФ "Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе";
- ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ "Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления";
- ч. 3 ст. 8.13 КоАП РФ "Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов";
- ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ "Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 КоАП РФ";
- ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ "Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты";
- ч. 2 ст. 8.14 КоАП РФ "Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений";
- ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ "Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности".
Наибольшим числом нарушений обязательных требований природоохранного законодательства, выявляемых Инспекцией при оценке обязательных требований в области использования и охраны водных объектов, являются нарушения в части самовольного занятия водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий, нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (ст. 7.6 и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ), нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ).
Среди правонарушений по указанным статьям водопользователями чаще всего допускаются нарушения условий водопользования, квалифицируемые Инспекцией по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в части непредоставления или несвоевременного предоставления отчетов водопользователей:
- в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.