г. Краснодар |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А15-6072/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании истца - федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства (ИНН 2309033598, ОГРН 1022301436673), ответчика - акционерного общества "Мостоотряд-99" (ИНН 0536005963, ОГРН 1020501836266) и третьих лиц: управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, Федерального дорожного агентства, общества с ограниченной ответственностью "Автоотряд", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.11.2017 (судья Ахмедов Д.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 (судьи Джамбулатов С.И., Бейтуганов З.А., Сомов Е.Г.) по делу N А15-6072/2016, установил следующее.
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд к акционерному обществу "Мостоотряд-99" (далее - общество) с исковым заявлением об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 05:40:000042:893, площадью 1669 кв. м, назначение земель: земли населенных пунктов - для производственных целей, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, МКР вдоль автомагистрали "Кавказ" в районе ДРСУ-11, с предоставлением выкупной цены за изымаемый земельный участок, посредством перечисления со стороны учреждения денежной суммы в размере 2 837 300 рублей на счет ответчика.
Иск обоснован ссылками на статьи 279 - 282 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 56.2, 56.3, 56.6, 56.8, 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Требования мотивированы необходимостью изъятия принадлежащего обществу на праве собственности участка земельного с кадастровым номером 05:40:000042:893 для государственных (федеральных) нужд на основании распоряжения Федерального дорожного агентства (далее - агентство) от 29.03.2016 N 472-р.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, агентство и ООО "Автоотряд".
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.11.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019, суд изъял для нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000042:893, с предоставлением выкупной цены за изымаемый земельный участок и расположенных на нем объектов в размере 11 662 тыс. рублей.
Суды установили, что 31.03.2015 за обществом зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 1669 кв. м с кадастровым номером 05:40:000042:893, категория земель: земли населенных пунктов, с назначением - для производственных целей, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, МКР вдоль автомагистрали "Кавказ", в районе ДРСУ-11. Данное обстоятельство подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН, запись за N 05-05/001-05/160/002/2015-9248/1). Распоряжением агентства от 20.10.2015 N 1949-р утверждена документация по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) на участке км 805+000- км 817+000". Распоряжением агентства от 29.03.2016 N 472-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, в том числе принадлежащего ответчику на праве собственности участка с кадастровым номером 05:40:000042:893 (пункт 1). В пункте 2 отражено, что учреждение обязано обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия выкупа земельных участков; обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта; заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Учреждение 07.04.2016 направило в адрес общества уведомление N 214/ММ о том, что в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории земельный участок с кадастровым номером 05:40:000042:893 подлежит изъятию. На основании отчета об оценке от 14.07.2016 N С-302-Э/11, подготовленного независимым оценщиком ООО "Межрегиональный Центр оценки и экспертизы", определен размер выкупной цены за изъятие земельного участка с кадастровым номером 05:40:000042:893, составивший 2 837 300 рублей. Отчет прошел экспертизу на соответствие требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) и Федеральных стандартов оценки (далее - ФСО) в НП "Деловой Союз Оценщиков". Учреждение 02.09.2016 направило в адрес общества для подписания проект соглашения от 01.09.2016 об изъятии путем выкупа земельного участка с кадастровым номером 05:40:000042:893 (с приложением отчета об оценке). Проект соглашения получен обществом 07.09.2016, что подтверждается распиской о получении, подписанной представителем общества Мусаевой А.М.. В связи с отказом подписания обществом проекта соглашения учреждение повторно 11.11.2016 обратилось с просьбой подписать соглашение об изъятии земельного участка от 01.09.2016, которое оставлено без ответа и удовлетворения. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьями 279, 281 Гражданского кодекса, статьями 56.2, 56.3, 56.6 - 56.10 Земельного кодекса. Суды признали, что решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 05:40:000042:893 принято уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (агентством), наделившим учреждение полномочиями по его изъятию (по заключению соглашения о выкупе имущества). В связи с наличием у сторон разногласий относительно размера возмещения, причитающегося обществу за изымаемый для федеральных нужд земельный участок, судом первой инстанции назначена оценочная экспертиза. В соответствии с заключением от 20.04.2017 N 250/17, подготовленным экспертом ООО "Республиканский центр судебной экспертизы" Гаджиевым М.Б., рыночная стоимость земельного участка площадью 1669 кв. м. с кадастровым номером 05:40:000042:893 по состоянию на момент рассмотрения спора составляет 10 716 997 рублей. Размер убытков, причиненных обществу изъятием данного земельного участка, составляет 13 129 997 рублей. По ходатайству истца судом назначено проведение комиссионной экспертизы. Согласно комиссионному экспертному заключению от 14.07.2017 N 579, подготовленному экспертами ООО "Республиканский центр судебной экспертизы" Саввон С.В. и Алиевым Г.М., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000042:893 составляет 10 370 тыс. рублей. Размер убытков, причиненных обществу изъятием данного земельного участка, составляет 1 292 тыс. рублей. Исследовав экспертные заключения от 20.04.2017 N 250/17 и от 14.07.2017 N 578, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) наряду с иными представленными в материалы дела доказательствами, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии указанных заключений экспертов требованиям статьи 86 Кодекса. Учреждение документально не опровергло выводы судебных экспертов, содержащихся в заключениях от 20.04.2017 N 250/17 и от 14.07.2017 N 578, а также не подтвердило иную (более низкую) рыночную стоимость земельного участка, изымаемого для государственных нужд, чем определено в экспертных заключениях. При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции удовлетворил требования истца об изъятии земельного участка, с установлением цены выкупа, равной 11 662 тыс. рублей. В целях полного и всестороннего рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по ходатайству учреждения также назначена строительно-оценочная экспертиза. В соответствии с выводами экспертного заключения от 09.01.2019 N 96/18А, подготовленного ООО "ГлавЭксперт", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000042:893 составила 7 841 тыс. рублей. Рыночная стоимость объектов недвижимости, принадлежащих обществу и находящихся на изымаемом земельном участке, составила 2 271 614 рублей. Размер убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) составил 1 093 499 рублей (всего 11 206 113 рублей). На основании результатов судебных экспертиз апелляционный суд посчитал возможным принять экспертное комиссионное заключение от 14.07.2017 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего размер возмещения, подлежащего выплате обществу за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 05:40:000042:893. Судебные расходы распределены по правилам статьи 110 Кодекса.
Учреждение обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты в части установления выкупной стоимости за изъятие в размере 11 662 тыс. рублей отменить, дело в этой части - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Заключение ООО "Республиканский центр судебной экспертизы" от 14.07.2017 N 579, положенное в основу решения арбитражного суда, составлено в нарушение требований Закона N 135-ФЗ, положений ФСО, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности: ФСО N 1 "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки", ФСО N 2 "Цель оценки и виды стоимости", ФСО N 3 "Требования к отчету об оценке", ФСО N 7 "Оценка недвижимости". При использовании сравнительного подхода экспертами не взяты объекты-аналоги для целей оценки сходные объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. В качестве объектов-аналогов использованы объекты недвижимости, которые не относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и несопоставимы с ним по ценообразующим факторам. Вывод суда первой инстанции о том, что изложенная экспертом позиция соответствует содержанию распоряжения Минимущества России от 06.03.2002 N 568-р "Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков" является необоснованным. Согласно пункту 2.7.1 названных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее. Согласно данным публичной кадастровой карты кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000042:893 составляет 4 141 690 рублей 26 копеек. Это указывает на завышение рыночной стоимости по результатам оценки ООО "Республиканский центр судебной экспертизы". При этом достоверность отчета от 14.07.2016 N С-302Э/11, предоставленного истцом в обоснование заявленных требований, подтверждена положительным заключением саморегулируемой организации оценщиков ООО "Деловой Союз Оценщиков" от 22.08.2016 N 5708. Таким образом, заключение оценщика, подтверждающее действительную рыночную стоимость подлежащего изъятию имущества, соответствует требованиям Закона N 135-ФЗ, ФСО и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно правовому регулированию оценочной деятельности, что также не было учтено судами при разрешении спора.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, выводы которых основаны на нормах действующего законодательства и соответствуют материалам дела.
От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на жалобу не поступили.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 31.03.2015 за обществом зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 1669 кв. м с кадастровым номером 05:40:000042:893, категория земель: земли населенных пунктов, с назначением - для производственных целей, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, МКР вдоль автомагистрали "Кавказ", в районе ДРСУ-11. Данное обстоятельство подтверждается сведениями из ЕГРН (запись о регистрации N 05-05/001-05/160/002/2015-9248/1).
Распоряжением агентства от 20.10.2015 N 1949-р утверждена документация по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) на участке км 805+000- км 817+000".
Распоряжением агентства от 29.03.2016 N 472-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, в том числе принадлежащего обществу на праве собственности участка с кадастровым номером 05:40:000042:893 (пункт 1). В пункте 2 отражено, что учреждение обязано обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия выкупа земельных участков; обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта; заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
7 апреля 2016 года учреждение направило в адрес общества уведомление N 214/ММ о том, что в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории земельный участок с кадастровым номером 05:40:000042:893 подлежит изъятию в целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) на участке км 805+000- км 817+000".
На основании отчета об оценке от 14.07.2016 N С-302-Э/11, подготовленного независимым оценщиком ООО "Межрегиональный Центр оценки и экспертизы", определен размер возмещения за изъятие земельного участка с кадастровым номером 05:40:000042:893, который составил 2 837 300 рублей. Отчет оценщика прошел экспертизу на соответствие требованиям Закона N 135-ФЗ, ФСО и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно правовому регулированию оценочной деятельности (на подтверждение стоимости объекта оценки) в НП "Деловой Союз Оценщиков", которым подготовлено положительное экспертное заключение.
2 сентября 2016 года учреждение направило в адрес общества для подписания проект соглашения от 01.09.2016 об изъятии путем выкупа земельного участка с кадастровым номером 05:40:000042:893 (с приложением отчета об оценке). Проект соглашения получен обществом 07.09.2016, что подтверждается распиской о получении, подписанной представителем общества Мусаевой А.М.
Ввиду отказа общества от подписания проекта соглашения учреждение повторно 11.11.2016 обратилось с просьбой подписать соглашение об изъятии земельного участка от 01.09.2016, которое также оставлено обществом без ответа и удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно статьей 279 Гражданского кодекса принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
По правилам статьи 49 Земельного кодекса изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов.
На основании пункта 1 статьи 56.2 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, таким федеральным органом исполнительной власти является агентство. Согласно пункту 5.4.1.1 названного Положения к полномочиям агентства относится принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства (реконструкции) автомобильных дорог федерального значения.
Статья 56.3 Земельного кодекса (пункт 1) предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с положениями статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Распоряжением от 29.03.2016 N 472-р агентство возложило на подведомственное учреждение обязанности по обеспечению выполнения в установленном порядке комплекса мероприятий, направленных на изъятие и выкуп земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, в том числе спорного участка. Учреждению предписано: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта, заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу о том, что решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 05:40:000042:893 принято уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (агентством), наделившим учреждение полномочиями по его изъятию (заключению соглашения о выкупе). Изъятие земельного участка для государственных нужд осуществляется учреждением в целях строительства и реконструкции объекта федерального значения (автомобильной дороги) в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (пункт 1 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 2, 3 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости направляется ряд документов, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых участков, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков (пункт 4 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма. Организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении (пункты 6, 7 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (пункт 8 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9 статьи 56.10 Земельного кодекса).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Исходя из приведенных норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, судебные инстанции пришли к выводу о соблюдении учреждением порядка и сроков принудительного изъятия принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка для федеральных нужд.
Общество не оспаривают наличие предусмотренных законом оснований для изъятия принадлежащего ему земельного участка.
Из материалов дела следует, что между сторонами возникли (имеются) разногласия относительно стоимости размера возмещения, подлежащего компенсации при изъятии земельного участка для государственных нужд.
В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, указано следующее. По требованию уполномоченного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления суд принимает решение о выкупе земельного участка, определяя при этом размер выкупной цены и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (пункт 2 статьи 281 Гражданского кодекса).
Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Законом N 135-ФЗ с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 56.8 Земельного кодекса).
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8 Земельного кодекса).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, указано следующее. По смыслу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как будто бы изъятия не было. Если собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 также разъяснено, что выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора судом.
Размер выкупной цены земельного участка с кадастровым номером определен учреждением на основании отчета об оценке от 14.07.2016 N С-302-Э/11, подготовленного независимым оценщиком ООО "Межрегиональный Центр оценки и экспертизы" и составил 2 837 300 рублей.
Возражая против размера возмещения, предложенного учреждением за изъятие земельного участка, общество ссылается на отчет об оценке N 2016-1-118, выполненный ООО "Институт профессиональной оценки", в соответствии с которым размер возмещения в связи с изъятием земельного участка (с расположенными на нем объектами недвижимости) составил 13 306 тыс. рублей.
В силу статьи 13 Закона N 135-ФЗ в случае наличия спора о достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (статья 82 Кодекса).
В связи с наличием у сторон разногласий относительно размера возмещения, причитающегося ответчику за изымаемый для федеральных нужд земельный участок, и учитывая, что разрешение данного вопроса требует специальных познаний, суд первой инстанции по ходатайству общества назначил судебную оценочную экспертизу.
В соответствии с заключением от 20.04.2017 N 250/17, подготовленным экспертом ООО "Республиканский центр судебной экспертизы" Гаджиевым М.Б., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000042:893 по состоянию на момент рассмотрения спора составляет 10 716 997 рублей. Размер убытков, причиненных обществу изъятием данного земельного участка, составляет 13 129 997 рублей.
Определением суда первой инстанции от 12.07.2017 по ходатайству учреждения назначена комиссионная судебная оценочная комиссия.
Согласно комиссионному экспертному заключению от 14.07.2017 N 579, подготовленному экспертами ООО "Республиканский центр судебной экспертизы" Саввон С.В. и Алиевым Г.М., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000042:893 по состоянию на момент рассмотрения спора составляет 10 370 тыс. рублей. Размер убытков, причиненных обществу изъятием данного участка (с расположенными на нем объектами недвижимости), составляет 1292 тыс. рублей, а общий размер возмещения за изъятие имущества ответчика равен 11 662 тыс. рублей.
В связи с возражениями учреждения, в целях полного и всестороннего рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по ходатайству истца назначено проведение строительно-оценочной экспертизы.
В соответствии с выводами заключения экспертов от 09.01.2019 N 96/18А, подготовленного ООО "ГлавЭксперт", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000042:893 составила 7841 тыс. рублей. Рыночная стоимость объектов недвижимости принадлежащих на праве собственности (ином вещном праве), находящихся на земельном участке составила 2 271 614 рублей. Размер убытков (реального ущерба и упущенной выгоды), причиненных обществу в связи с изъятием имущества, составил 1 093 499 рублей (всего 11 206 113 рублей).
Экспертные заключения от 20.04.2017 и от 14.07.2017 исследованы судами и оценены наряду с иными представленными в материалы дела доказательствами, а также позициями сторон, изложенные ими в ходе судебного разбирательства. Судебные инстанции не усмотрели оснований для непринятия заключения от 14.07.2017 N 579 в качестве надлежащего доказательства по делу, подтверждающего действительную рыночную стоимость изымаемого для федеральных нужд недвижимого имущества на момент рассмотрения спора. Суды признали, что заключение комиссионной судебной экспертизы является полным, ясным и содержательным, не содержит противоречий в выводах экспертов. Экспертное заключение содержит ответы на поставленные судом вопросы, оно достаточно мотивировано, выводы экспертов обоснованы расчетами, исследованными ими обстоятельствами. Судебные эксперты при определении размера возмещения обоснованно применили сравнительный подход и использовали надлежащие объекты-аналоги. Эксперты посчитали необходимым отнести к ценообразующим факторам местоположение изымаемого земельного участка, престижность района, близость к центрам деловой активности и жизнеобеспечения, доступность объекта (транспортная и пешеходная), качество окружения (рекреация и экология), наличие коммуникаций и транспортной доступности. Приняв экспертное комиссионное заключение от 14.07.2017 N 579 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего действительный размер возмещения, подлежащего выплате обществу за изымаемое имущество, суд первой и апелляционной инстанций обязали учреждение перечислить на банковский счет общества 11 662 тыс. рублей.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В кассационной жалобе учреждение приводит доводы о том, что заключение комиссионной судебной экспертизы от 14.07.2017 N 579 не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. По мнению истца, при использовании сравнительного подхода не взяты объекты-аналоги, сходные для целей оценки объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. В качестве объектов-аналогов использованы объекты недвижимости, которые не относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и несопоставимы с ним по ценообразующим факторам. Податель жалобы полагает, что суды необоснованно признали выводы заключения достоверными, не приняв во внимание отчет ООО "Межрегиональный центр оценки и экспертизы" от 14.07.2016 N С-302-Э/11, подготовленный в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, ФСО и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно правовому регулированию оценочной деятельности
Приведенные доводы окружным судом отклоняются. Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, были проверены и отвергнуты при разрешении спора судами первой и апелляционной инстанции. Судебные инстанции признали обоснованным применение экспертами в заключении от 14.07.2017 сравнительного подхода и использования объектов-аналогов, сходных по характеристикам с исследуемым объектом (площадь, вид разрешенного использования и прочее). В тексте экспертного заключения присутствуют ссылки на источники информации, используемой в отчете, имеются приложения в виде фотографий, а также информация об объектах-аналогах. Суды также указали, что отчет об оценке от 14.07.2016 N С-302-Э/11 и заключение комиссионной судебной экспертизы от 14.07.2017 N 539 определили выкупную стоимость изымаемого для федеральных нужд недвижимого имущества на различные даты, поэтому они не сопоставимы в контексте определения рыночной стоимости имущества. Кроме того, правильность выводов, содержащихся в заключении от 14.07.2017 N 539, подтверждается результатами строительно-оценочной экспертизы, проведенной судом апелляционной инстанции по ходатайству учреждения (заключение от 09.01.2019 N 96/18А).
Доводы, приведенные учреждением в кассационной жалобе, выводы судебных инстанций не опровергают и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела. Между тем несогласие заявителя с выводами судов, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке имеющихся доказательств, не свидетельствует о неправильном применении последними норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, окружной суд не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Государственная пошлина уплачена заявителем в федеральный бюджет при подаче кассационной жалобы (платежное поручение 10.04.2019 N 304397).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.11.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 по делу N А15-6072/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе учреждение приводит доводы о том, что заключение комиссионной судебной экспертизы от 14.07.2017 N 579 не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. По мнению истца, при использовании сравнительного подхода не взяты объекты-аналоги, сходные для целей оценки объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. В качестве объектов-аналогов использованы объекты недвижимости, которые не относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и несопоставимы с ним по ценообразующим факторам. Податель жалобы полагает, что суды необоснованно признали выводы заключения достоверными, не приняв во внимание отчет ООО "Межрегиональный центр оценки и экспертизы" от 14.07.2016 N С-302-Э/11, подготовленный в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, ФСО и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно правовому регулированию оценочной деятельности"
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 августа 2019 г. N Ф08-4492/19 по делу N А15-6072/2016
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4492/19
14.06.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4492/19
05.03.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5670/17
21.02.2018 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-6072/16
23.01.2018 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-6072/16
21.11.2017 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-6072/16