г. Краснодар |
|
22 августа 2019 г. |
Дело N А53-6689/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области, заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Семейная аптека круглосуточно" (ИНН 6168091915, ОГРН 1176196013608), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Семейная аптека круглосуточно" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.04.2019 (судья Колесник И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019 (судьи Соловьева М.В., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А53-6689/2019, установил следующее.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области (далее - административный орган) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Семейная аптека круглосуточно" (далее - общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде приостановления деятельности структурного подразделения общества находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 5/7, сроком на 30 суток.
Решением суда от 12.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.06.2019, заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса в виде административного приостановления деятельности аптеки готовых лекарственных форм общества, расположенной по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 5/7, сроком на 30 суток.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса, соблюдением процедуры и сроков привлечения общества к административной ответственности и отсутствием оснований для признания вменяемого обществу правонарушения малозначительным.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 12.04.2019 и постановление апелляционной инстанции от 11.06.2019, производство по делу прекратить. Заявитель жалобы считает, что им были приняты исчерпывающие меры для недопущения совершения правонарушения. Общество, как юридическое лицо, никак не могло оказать воздействие на волю и волеизъявление сотрудника в момент совершения действий, образующих состав административного правонарушения. Довод административного органа о нарушении обществом правил ведения и хранения журнала учета не обоснован и не выдерживает критики. Отказ предоставить журнал учета операций при проведении "контрольной закупки" сотрудником Кардопольцевой А.А. не свидетельствует о том, что журнал учёта операции отсутствует вовсе либо обществом не ведётся.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании поступивших 20.02.2019 из УКОН ГУ МВД России по Ростовской области материалов по факту нарушения обществом в структурном подразделении по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 5/7 лицензионных требований, административный орган выявил в деятельности общества признаки административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса, выразившегося в нарушении лицензионных требований, установленных подпунктами "г" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение N 1081), пунктов 4, 8 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н (далее - Правила N 403н), подпункта 2 пункта 3 Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах и правила ведения и хранения специальных журналов, (приложение N 1 к приказу Минздрава России от 17.06.2013 N 378н, далее - Правила регистрации), пункта 7 Правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (приложение N 2 к приказу Минздрава России от 17.06.2013 N 378н, далее - Правила ведения журналов), пункта 6 Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 (далее - Правила установления предельных размеров оптовых и розничных надбавок).
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 26.02.2019 и в соответствии со статьями 202 и 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием 1 к статье 14.1 Кодекса установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 6 Положения N 1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 данного Положения.
Подпунктом "г" пункта 5 Положения N 1081 установлено, что для осуществления фармацевтической деятельности лицензиат, осуществляющий розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, в том числе аптечная организация, имеющая лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, обязан соблюдать в частности правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требования части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Судебные инстанции правильно применили пункты 4, 8 Правил N 403н, подпункт 2 пункта 3 Правил регистрации, пункт 7 Правил ведения журналов, пункты 5 - 7 Правил установления предельных размеров оптовых и розничных надбавок, постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.02.2010 N 2/1 "Об утверждении предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" и установили не только превышение обществом розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат "Лирика" (МНН Прегабалин) (входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 10.12.2018 N 2738-р) (составляет 146,5% и превышает размер розничной надбавки на 133,4% (146,5% -13%), но и нарушение лицензионных требований и условий, утвержденных подпунктом "г" пункта 5 Положения - согласно материалам УКОН ГУ МВД России по Ростовской области отсутствует журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в аптечном учреждении общества по адресу осуществления фармацевтической деятельности: г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 5/7.
Вместе с тем подпунктом 2 пункта 3 Правил регистрации установлено, что регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, указанных в пункте 2 Правил), осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, по форме согласно приложению N 2 к данным Правилам в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств (далее - журналы учета).
Согласно пункта 7 Правил ведения журналов поступление лекарственного средства отражается в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход лекарственного средства записывается ежедневно. Аптечные организации, имеющие лицензии на фармацевтическую деятельность, записывают ежедневный расход лекарственного средства с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работникам, и по требованиям медицинских организаций.
Поскольку лекарственный препарат для медицинского применения "Лирика" (МНН Прегабалин) включен в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденный приказом Минздрава России от 22.04.2014 N 183н, его поступление и реализация должны ежедневно отражаться в указанном журнале.
Общество полагает, что все необходимые требования и условия для осуществления фармацевтической деятельности им соблюдены. Тот факт, что сотрудник нарушил локальные нормативные акты общества, в том числе должностную инструкцию продавца-консультанта, и нормы действующего законодательства, не может служить безусловным основанием для вывода о ненадлежащем выполнении обществом требований в области лицензируемого вида деятельности. Не дана оценка правилам отпуска лекарственных средств, трудовому договору от 05.10.2018 между работником Кардопольцевой А.А. (провизором) и работодателем, должностной инструкции продавца-консультанта, приказу от 20.03.2018 N 31 "Об усилении мер контроля за соблюдением действующего законодательства", приказу, которым Кардопольцевой А.А. объявлено дисциплинарное взыскание. Принятие обществом всех зависящих мер свидетельствует об отсутствии его вины.
Однако, как видно из материалов дела, общество не впервые привлекается к ответственности за реализацию покапсульно препаратов, относящихся к медицинской наркомании, поэтому должно так организовать работу своих сотрудников, чтобы не допускать нарушений. Препарат закуплен обществом, реализован покапсульно без рецепта врача и без отражения в специальных журналах учета: сколько закуплено, сколько реализовано и на основании каких рецептов и кем выданных. Провизор Кардопольцева А.А., находясь с обществом в трудовых отношениях, осуществляя реализацию лекарственных средств, действовала от имени и по поручению общества. При этом, издание приказа от 20.03.2018 N 31 "Об усилении мер контроля за соблюдением действующего законодательства" и приказа, которым Кардопольцевой А.А. объявлено дисциплинарное взыскание, разработка правил отпуска лекарственных средств, журнала инструктажа по технике отпуска/реализации лекарственных средств и других медицинских изделий не свидетельствуют о принятии обществом необходимых и достаточных мер для соблюдения требований подпункта "г" пункта 5 Положения N 1081.
Кроме того, осуществление противоправных действий (бездействия) работником не освобождает юридическое лицо от административной ответственности, так как операции по оказанию услуг, осуществляемые юридическим лицом, производятся от его имени, и, соответственно, юридическое лицо несет ответственность за выполнение им своих обязанностей, в том числе, в части продажи лекарственных средств без рецепта врача.
Кроме того, общество не лишено возможности взыскать убытки со своего работника в регрессном порядке.
Доказательств невозможности соблюдения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 2 статьи 26.2 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о доказанности факта несоблюдения обществом требований подпункта "г" пункта 5 Положения N 1081, что является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении деятельности и, соответственно, свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Суды обоснованно указали, что при назначении обществу административного наказания в виде приостановки деятельность на 30 суток учтено наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств, выразившихся в повторности и неоднократности совершения им однородных правонарушений, по которым не истекли сроки административного наказания, неуплаты назначенных судом административных штрафов, а также отсутствие смягчающих вину обстоятельств.
Срок давности привлечения общества к ответственности за грубое нарушение лицензионных правил соблюден (правонарушение выявлено 20.02.2019), общество привлечено к ответственности судом первой инстанции 12.04.2019).
Ссылка общества на судебную практику, принятую при иных фактических обстоятельствах дела, отклонена.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Иные доводы для отмены обжалуемых судебных актов не приведены.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019 по делу N А53-6689/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции правильно применили пункты 4, 8 Правил N 403н, подпункт 2 пункта 3 Правил регистрации, пункт 7 Правил ведения журналов, пункты 5 - 7 Правил установления предельных размеров оптовых и розничных надбавок, постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.02.2010 N 2/1 "Об утверждении предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" и установили не только превышение обществом розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат "Лирика" (МНН Прегабалин) (входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 10.12.2018 N 2738-р) (составляет 146,5% и превышает размер розничной надбавки на 133,4% (146,5% -13%), но и нарушение лицензионных требований и условий, утвержденных подпунктом "г" пункта 5 Положения - согласно материалам УКОН ГУ МВД России по Ростовской области отсутствует журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в аптечном учреждении общества по адресу осуществления фармацевтической деятельности: г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 5/7.
...
Поскольку лекарственный препарат для медицинского применения "Лирика" (МНН Прегабалин) включен в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденный приказом Минздрава России от 22.04.2014 N 183н, его поступление и реализация должны ежедневно отражаться в указанном журнале.
...
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 2 статьи 26.2 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о доказанности факта несоблюдения обществом требований подпункта "г" пункта 5 Положения N 1081, что является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении деятельности и, соответственно, свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 августа 2019 г. N Ф08-7267/19 по делу N А53-6689/2019