Постановление Верховного Суда РФ от 16 августа 2023 г. N 4-АД23-17-К1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н., рассмотрев жалобу защитника государственного унитарного предприятия г. Москвы "Экотехпром" Тарасовой М.Д. на вступившие в законную силу постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 марта 2023 года, вынесенные в отношении государственного унитарного предприятия г. Москвы "Экотехпром" (далее - ГУП "Экотехпром", предприятие) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 марта 2023 года, предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник ГУП "Экотехпром" Тарасова М.Д. выражает несогласие с судебными актами, вынесенными в отношении предприятия, ставя вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения предприятия к административной ответственности) несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Запрещаются, в числе прочего сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2 статьи 51 указанного Федерального закона).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Как следует из материалов дела, ГУП "Экотехпром" осуществляет эксплуатацию полигона ТБО "Хметьево" (далее также полигон), расположенного в 65 км от г. Москвы (ближайшие населенные пункты - дер. Хметьево на расстоянии 500 км к западу и д. Карпово на расстоянии 1,5 км к югу-западу от границ земельного участка полигона).
В ходе осмотра должностным лицом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области (в присутствии представителя учреждения и представителя ООО "АГК-1") территории названного полигона и прилегающего к нему земельного участка, на котором расположена строительная площадка ООО "АГК-1", установлено, что на территории строительной площадки (на стороне граничащей с территорией полигона) в одной из выемок на рельефе имеются очаги выхода жидкости коричневого цвета, имеющей характерный неприятный запах, визуально напоминающей отходы фильтрата. Аналогичной жидкостью затоплена часть строительной площадки. Территория, затопленная указанной жидкостью, находится ниже тела полигона, перепад высот составляет примерно 10-15 метров. Иных объектов, осуществляющих обращения с отходами, в результате которых могут образоваться инфильтрационные (сточные) воды вблизи строительной площадки ООО "АГК-1", не имеется.
23 марта 2022 года инженером-химиком ООО "ХАЛ "РПН-Сфера" в присутствии представителя предприятия на полигоне ТБО "Хметьево" были отобраны пробы загрязненной сточной воды (предположительно отходы фильтрата) в период времени с 11 часов 10 минут до 11 часов 20 минут в точке отбора N 1 (КНС N 3), в период времени с 11 часов 30 минут до 11 часов 40 минут в точке отбора N 2 (накопитель фильтрата).
В период времени с 12 часов 40 минут до 12 часов 50 минут в присутствии представителя ООО "АГК-1" была отобрана проба загрязненной сточной воды (предположительно отходы фильтрата) на территории строительной площадки названного общества.
По результатам проведенных лабораторных испытаний отобранных проб установлено, что все пробы можно отнести к отходу "Фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный", соответствуют 4 классу опасности, в них присутствуют загрязняющие вещества: азот аммонийный, нитрат-ион, хлорид-ион, ртуть общая, нефтепродукты, марганец, свинец, цинк, медь.
Обстоятельства совершения предприятием вмененного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра, протоколами отбора проб, результатами лабораторных исследований, договором аренды лесного участка и иными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 этого Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Выводы судебных инстанций сомнений не вызывают.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили судам сделать вывод о том, что предприятием не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Утверждение защитника ГУП "Экотехпром" Тарасовой М.Д. о недоказанности вины предприятия в совершении вмененного административного правонарушения со ссылкой на то, что утечка фильтрата могла происходить с территории несанкционированной свалки, располагающейся на смежном с полигоном земельном участке, или образоваться в результате деятельности ООО "АГК-1" основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений не являются, поскольку сводятся к оспариванию установленных судом фактических обстоятельств дела и несогласию заявителя с оценкой доказательств.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом, были предметом проверки в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, при производстве по делу не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ГУП "Экотехпром" в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 марта 2023 года, состоявшиеся в отношении государственного унитарного предприятия г. Москвы "Экотехпром" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника государственного унитарного предприятия г. Москвы "Экотехпром" Тарасовой М.Д. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.Н. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 16 августа 2023 г. N 4-АД23-17-К1
Опубликование:
-