г. Краснодар |
|
20 августа 2019 г. |
Дело N А32-16816/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фреш" (ИНН 2310179009 ОГРН 1142310006300) - Хейшхо З.М. (доверенность от 01.04.2019) и Евстигнеевой Е.Е. (доверенность от 04.04.2019), от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Гришко Н.В. (доверенность от 24.08.2018), рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2019 (судья Лукки А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 (судьи Ильина М.В., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А32-16816/2018, установил следующее.
ООО "Фреш" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/031115/0002351, 10309180/031115/0002352 10309180/061115/0002376, 10309180/061115/0002377, 10309180/071115/0002390, 10309180/091115/0002427, 10309180/091115/0002428, 10309180/091115/0002429, 10309180/141115/0002488, 10309180/141115/0002489, 10309180/141115/0002490, 10309180/181115/0002549, 10309180/201115/0002579, 10309180/201115/0002580, 10309180/231115/0002621, 10309180/291115/0002673, 10309180/291115/0002675, 10309180/021215/0002686, 10309180/061215/0002698, 10309180/061215/0002699, 10309180/091114/0002701, 10309180/061215/0002702, 10309180/061215/0002703, 10309180/101215/0002744, 10309180/101215/0002745, 10309180/101215/0002746, 10309180/101215/0002747, 10309180/141215/0002772, 10309180/141215/0002773, 10309180/141215/0002774, 10309180/191215/0002845, 10309180/191215/0002846, 10309180/191215/0002847, 10309180/191215/0002848, 10309180/191215/0002853, 10309180/201215/0002863, 10309180/241215/0002916, 10309180/241215/0002917, 10309180/241215/0002919, 10309180/271215/0002966, 10309180/271215/0002967, 10309180/271215/0002968, 10309180/281215/0002997, 10309180/140216/0000054, 10309180/210216/0000073, 10309180/280216/0000093 (далее - спорные ДТ) в размере 11 518 078 рублей 83 копеек (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 05.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.04.2019, суд удовлетворил заявленное обществом требование. Судебные акты мотивированы нарушением таможней положений статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), обоснованностью требования общества, при наличии вступившего в законную силу решения арбитражного суда о признании незаконной корректировки таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным ДТ и начислении таможенных платежей.
В кассационной жалобе таможня просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. По мнению таможни, на дату обращения общества в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ДТ у таможни отсутствовали основания для их возврата. Решением арбитражного суда от 07.10.2016, оставленного без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2018 по делу N А32-28413/2016 на таможню возложена обязанность по возврату обществу излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 53 53 18 158 рублей 53 копеек. Решениями от 12.03.2018 N 283 и 284 таможня возвратила обществу излишне уплаченные таможенные платежи в указанном размере, поступившем на счет общества 14.03.2018. Таможня полагает, что срок возврата излишне уплаченных по спорным ДТ таможенных платежей по заявлению общества от 06.07.2016 не был нарушен, поскольку на момент его подачи у таможенного органа отсутствовали основания для возврата таможенных платежей, поэтому у общества не возникло право на начисление процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей. Суды необоснованно не приняли во внимание, что излишняя уплата таможенных платежей произошла по вине общества, не представившего таможне своевременно необходимые документы на стадии таможенного контроля до выпуска товара.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, то они являются законными и обоснованными. Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенному в постановлении от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании, Закон N 311-ФЗ) процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. В данном случае спорные таможенные платежи являются излишне взысканными, поскольку уплачены в связи с принятыми таможенным органом решениями о корректировке таможенной стоимость ввезенных товаров. Расчет процентов обоснованно произведен со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата, что проверено судом.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение внешнеторгового контракта от 26.09.2014 N 1, заключенного ООО "Фреш" и фирмой "STAR TARIM URUNLERI NAK. VE TIC. LTD. STI., TURKEY", (Турция), общество в 2014 году ввезло на таможенную территорию Российской Федерации задекларированный по спорным ДТ товар (фрукты и овощи).
Дополнительным соглашением от 22.07.2015 к контракту от 26.09.2014 N 1, стороны предусмотрели, что общая стоимость поставки составила 50 млн долларов США на условиях CFR Туапсе и включает стоимость данной погрузки, упаковки, маркировки, тары, поддонов, расходов, связанных с экспортным оформлением в стране продавца.
При определении таможенной стоимости товаров общество применило первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Впоследствии таможенная стоимость товаров, ввезенных по спорным ДТ, скорректирована на основании решений таможни о корректировке таможенной стоимости.
Решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, везенных по спорным ДТ оспорены обществом в судебном порядке. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2016, по делу N А32-28413/2016 (оставлено без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.04.2018; определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.08.2018 N 308-КГ18-12410 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано) признано незаконным бездействие таможни, выраженное в письме от 12.07.2016 N 21.4-28/14455 о невозврате излишне взысканных таможенных платежей по спорным ДТ. Суд обязал таможню возвратить обществу 53 591 673 рублей 45 копеек излишне взысканных таможенных платежей.
Во исполнение решения Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2016, по делу N А32-28413/2016 таможня приняла решения от 12.03.2018 N 283 и 284 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Полагая, что за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных платежей по спорным ДТ подлежат взысканию проценты в размере 11 518 078 рублей 83 копейки, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об обоснованности заявленного обществом требования о взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ДТ. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 89 Таможенного кодекс Таможенного Союза (далее - Кодекс), излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 Кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства-члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 2 статьи 355 Кодекса излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 4 статьи 355 Кодекса возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в периоде нарушения срока возврата.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств-членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 129 Закона N 311-ФЗ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании норм пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Согласно пункту 2 статьи 150 Закона N 311-ФЗ, принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
В определении от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912 Верховный Суд Российской Федерации указал, что из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, нарушался таможенным органом месячный срок возврата излишне взысканных таможенных платежей или нет.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судебные инстанции оценили, в том числе в совокупности представленные в материалы дела доказательства, учли обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-28413/2016, а именно о том, что корректировка заявленной обществом таможенной стоимости товаров является незаконной, начисленные решениями таможни таможенные платежи по спорным ДТ являются излишне взысканными, а отказ таможни (письмо от 12.07.2016 N 21.4-28/14455) в возврате излишне уплаченных таможенных платежей - незаконным, и сделали правильный вывод о том, что взыскание спорных таможенных платежей с общества в данном случае является принудительным, поскольку произведено во исполнение принятых таможней решений, а требование общества о взыскании с таможенного органа процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей обоснованным.
Судебные инстанции проверили расчет подлежащих взысканию процентов и, установив, что он не оспаривается участвующими в деле лицами по периодам и суммам начисления, признали его правильным. Документально данный вывод таможня не опровергла.
Ссылка таможни на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, содержащуюся в определении от 14.06.2018 N 303-КГ18-119 по делу N А51-32124/2016, является необоснованной, поскольку по указанному делу вывод высшей судебной инстанции основан на других фактических обстоятельствах.
Доводы таможни были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 по делу N А32-16816/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судебные инстанции оценили, в том числе в совокупности представленные в материалы дела доказательства, учли обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-28413/2016, а именно о том, что корректировка заявленной обществом таможенной стоимости товаров является незаконной, начисленные решениями таможни таможенные платежи по спорным ДТ являются излишне взысканными, а отказ таможни (письмо от 12.07.2016 N 21.4-28/14455) в возврате излишне уплаченных таможенных платежей - незаконным, и сделали правильный вывод о том, что взыскание спорных таможенных платежей с общества в данном случае является принудительным, поскольку произведено во исполнение принятых таможней решений, а требование общества о взыскании с таможенного органа процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей обоснованным."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 августа 2019 г. N Ф08-7048/19 по делу N А32-16816/2018