г. Краснодар |
|
23 августа 2019 г. |
Дело N А32-43640/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Андреевой Е.В. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - Острягина Игоря Николаевича - Барсукова Д.В. (доверенность от 28.12.2017), в отсутствие временного управляющего должника - общества с ограниченной ответственностью "Девелопмент Эксперт" (ИНН 2311170200, ОГРН 1142311003889) - Казан И.И., иных участвующих в деле о банкротстве лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте суда в сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу Острягина Игоря Николаевича на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 (судья Гарбовский А.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019 (судьи Николаев Д.В., Сулименко Н.В., Стрекачев А.Н.) по делу N А32-43640/2017, установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Девелопмент Эксперт" (далее - должник) в Арбитражный суд Краснодарского края обратился Острягин Игорь Николаевич с заявлением о включении в реестр требований должника о передаче жилых помещений требования Острягина И.Н. о передаче квартиры N 4 площадью 48,58 кв. м, находящейся по адресу: г. Краснодар, пос. Пригородный, литер 1.
Определением суда от 25.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.05.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что Острягин И.Н. является лицом, инициировавшим дело о банкротстве должника. Денежные требования Острягина И.Н. в размере 1 128 938 рублей основного долга (с учетом частичной оплаты) и 250 тыс. рублей процентов включены в третью очередь реестра. Заявитель фактически выразил свою волю на отказ от исполнения должником обязательств в натуре, заменив обязательство по передаче квартиры на денежное обязательство, положенное впоследствии в обоснование заявления о возбуждении процедуры банкротства должника. Договор долевого участия расторгнут. Нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не предусмотрена возможность для лица, инициировавшего дело о банкротстве застройщика, преобразования денежного требования в требование о передаче жилых помещений в случае расторжения договора по инициативе дольщика.
В кассационной жалобе Острягин Игорь Николаевич просит отменить судебные акты, исключить требование заявителя в размере 1 128 938 рублей 40 копеек из третьей очереди реестра требований кредиторов должника; включить требований Острягина И.Н. о передаче квартиры N 4 площадью 48,58 кв. м, расположенной по адресу: г. Краснодар, пос. Пригородный (литера 1), в реестр требований о передаче жилых помещений. По мнению заявителя, статья 201.5 Закона о банкротстве не содержит прямого запрета на преобразование денежных требований в требование о передаче жилых помещений. Право выбора формы учета требования кредитора в деле о банкротстве застройщика принадлежит участнику строительства. Притязаний на квартиру N 4, кроме Острягина И.Н., не имеется.
В судебном заседании представитель Острягина И.Н. поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Краснодарского края в отношении общества введена процедура наблюдения с применением правил параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве, временным управляющим утвержден Казан И.И. Сообщение о введении процедуры наблюдения опубликовано на сайте газеты "Коммерсантъ" 02.05.2018, в печатной версии 26.05.2018 N 90.
6 октября 2017 года Острягин И.Н. (дольщик) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ООО "Девелопмент Эксперт" (застройщик, должник) несостоятельным (банкротом). Определением суда от 14.05.2018 требования Острягина И.Н. признаны обоснованными; в третью очередь реестра требований кредиторов должника включены требования Острягина И.Н. в размере 1 128 938 рублей 40 копеек основного долга (с учетом частичной оплаты) и отдельно в четвертую очередь - 250 тыс. рублей процентов и штрафа (основание - вступившее в законную силу решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 29.05.2017 по делу N 2-5039/16, которым в связи с расторжением по инициативе дольщика договора участия в долевом строительстве от 29.10.2015 N 1/19 с должника в пользу Острягина И.Н. (дольщик) взыскан основной долг в счет цены договора (1 796 655 рублей) и проценты за просрочку исполнения обязательства). Из текста решения суда видно, что сумма основного долга взыскана в связи с расторжением Острягиным С.Н. договора долевого участия.
27 ноября 2018 года Острягин И.Н. обратился в суд с заявлением о включении его требования в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений (квартиры N 4 по адресу: г. Краснодар, пос. Пригородный, литер 1). Таким образом, заявитель, не оспаривая факта расторжения договора долевого участия, просит изменить форму учета требования кредитора в банкротстве застройщика - исключить его требования из денежного реестра и включить в реестр о передаче жилых помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 201.4 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения в отношении застройщика, в ходе проведения наблюдения и всех последующих процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика, требования о передаче жилых помещений и (или) денежные требования участников строительства, за исключением требований в отношении текущих платежей, могут быть предъявлены к застройщику только в рамках дела о банкротстве застройщика.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2013 N 15510/12, процедура банкротства застройщика согласно нормам параграфа 7 главы IХ Закона о банкротстве призвана обеспечить соразмерное пропорциональное удовлетворение требований всех участников строительства, имеющих к должнику (застройщику) как требования о передаче жилого помещения, так и денежные требования, квалифицируемые в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 201.1 названного Закона.
В этой связи включение при банкротстве застройщика требования участников строительства как в реестр требований кредиторов (в котором учитываются денежные требования), так и в реестр требований о передаче жилых помещений по смыслу параграфа 7 главы IХ Закона о банкротстве преследует один и тот же материально-правовой интерес участников строительства - получение соразмерного и пропорционального удовлетворения требований путем участия в деле о банкротстве застройщика, в том числе посредством возможности участия в таких способах удовлетворения требований участников строительства, как передача им объекта незавершенного строительства или жилых помещений (статьи 201.10 и 201.11 Закона о банкротстве). При этом в соответствии с указанными статьями правовое положение участников строительства при реализации названных способов погашения их требований является равным независимо от того, в какой из двух указанных реестров эти требования включены (согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 201.10 и подпункту 6 пункта 3 статьи 201.11 Закона о банкротстве погашение требований участников строительства такими способами, как передача им объекта незавершенного строительства или жилых помещений, может быть осуществлено только если помещений будет достаточно для удовлетворения требований всех участников строительства, включенных как в денежный реестр, так и в реестр требований о передаче жилых помещений.
Из приведенной позиции также следует, что, поскольку право выбора формы учета требования кредитора в деле о банкротстве застройщика принадлежит участнику строительства, суд, исходя из волеизъявления последнего, может включить в реестр требований кредиторов должника о передаче жилых помещений требования участников строительства, имеющих денежное требование к должнику согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 201.1 Закона о банкротстве, либо включить в денежный реестр требований кредиторов участников строительства, имеющих к застройщику требование о передаче жилого помещения.
Данная правовая позиция применима к ситуации, когда участник строительства, имеющий к застройщику право требования передачи жилого помещения, осуществляет самостоятельный выбор формы учета этого требования как кредитор, заявивший свое требование в деле о банкротстве в порядке статей 71, 201.1, 201.4 и 201.7 Закона о банкротстве.
Между тем в данном деле у заявителя такое право отсутствует, в том числе ввиду того, что Острягин И.Н. расторг договор долевого участия 29.05.2017 и в связи с взысканием судом общей юрисдикции в его пользу всей суммы договора. Кроме того, Острягин И.Н. при наличии денежного требования к должнику обратился в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом). Таким образом, Острягин И.Н. является лицом, инициировавшим дело о банкротстве должника, перед которым у должника имеется только денежное требование, что соответствует пункту 2 статьи 7 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором (пункт 2 статьи 407 Кодекса). Согласно пункту 2 статьи 453 Кодекса при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.
В материалах дела имеется решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 29.05.2017 по делу N 2-5039/16, согласно которому Острягин И.Н. обратился в суд с иском к ООО "Девелопмент Эксперт" о взыскании денежных средств, уплаченных по договору участия в долевом строительстве в размере 1 796 655 рублей, 627 338 рублей процентов и 50% штрафа от присужденной судом суммы. Требования мотивированы тем, что застройщик не выполнил свои обязательства по договору, объект долевого строительства истцу не передан. 07.03.2017 истцом ответчику вручено нарочно и отправлено по почте уведомление о расторжении договора участия в долевом строительства, а также требование о возврате уплаченных по договору денежных средств. Указанным решением суд в связи с расторжением договора долевого участия взыскал с ООО "Девелопмент Эксперт" в пользу Острягина И.Н. денежные средства, уплаченные им в счет цены договора в размере 1 796 655 рублей, 100 тыс. рублей процентов и 150 тыс. рублей штрафа. Тем самым на дату обращения в суд (27.11.2018) с требованием о замене денежного требования (при расторгнутом договоре долевого участия) у должника отсутствовала обязанность по передаче заявителю жилого помещения; Острягин И.Н. после расторжения договора долевого участия обладал по отношению к должнику только денежным требованием, которое и было включено в реестр требований кредиторов по его заявлению о признании должника банкротом.
При таких обстоятельствах судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019 по делу N А32-43640/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из приведенной позиции также следует, что, поскольку право выбора формы учета требования кредитора в деле о банкротстве застройщика принадлежит участнику строительства, суд, исходя из волеизъявления последнего, может включить в реестр требований кредиторов должника о передаче жилых помещений требования участников строительства, имеющих денежное требование к должнику согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 201.1 Закона о банкротстве, либо включить в денежный реестр требований кредиторов участников строительства, имеющих к застройщику требование о передаче жилого помещения.
Данная правовая позиция применима к ситуации, когда участник строительства, имеющий к застройщику право требования передачи жилого помещения, осуществляет самостоятельный выбор формы учета этого требования как кредитор, заявивший свое требование в деле о банкротстве в порядке статей 71, 201.1, 201.4 и 201.7 Закона о банкротстве.
Между тем в данном деле у заявителя такое право отсутствует, в том числе ввиду того, что Острягин И.Н. расторг договор долевого участия 29.05.2017 и в связи с взысканием судом общей юрисдикции в его пользу всей суммы договора. Кроме того, Острягин И.Н. при наличии денежного требования к должнику обратился в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом). Таким образом, Острягин И.Н. является лицом, инициировавшим дело о банкротстве должника, перед которым у должника имеется только денежное требование, что соответствует пункту 2 статьи 7 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором (пункт 2 статьи 407 Кодекса). Согласно пункту 2 статьи 453 Кодекса при расторжении договора обязательства сторон прекращаются."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 августа 2019 г. N Ф08-6851/19 по делу N А32-43640/2017
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6851/19
24.05.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7467/19
18.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18320/18
04.10.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43640/17
14.05.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43640/17