г. Краснодар |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А32-17476/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Сидоровой И.В. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Импульс" (ИНН 2340014501, ОГРН 1022304241948) - Черненко В.В. (доверенность от 01.04.2019), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Сергиенко И.Г. (доверенность от 08.11.2018), в отсутствие третьих лиц: администрации муниципального образования Кущевский район, администрации Краснодарского края, акционерного общества "Кущевскаярайгаз", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2019 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Ильина М.В.) по делу N А32-17476/2017, установил следующее.
ООО "Импульс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным отказ от 15.02.2017 N 52-4351/17-32-20 в приобретении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 927 084 кв. м с кадастровым номером 23:17:0804007:0005, расположенного по адресу: Кущевский район, Шкуринский сельский округ;
- возложить на департамент обязанность по направлению обществу проекта договора купли-продажи земельного участка.
Заявление мотивировано следующим. Отказ департамента в предоставлении в собственность общества (за плату) испрашиваемого земельного участка не соответствует положениям статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), нормам Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Отказ уполномоченного органа нарушает права (интересы) заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Кущевскаярайгаз", администрация муниципального образования Кущевский район (далее - администрация района) и администрация Краснодарского края (далее - администрация края).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что 11.10.2004 зарегистрировано право собственности Краснодарского края на земельный участок с площадью 92,71 га с кадастровым номером 23:17:0804007:0005. Управление муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район и общество 24.09.2007 заключили договор N 8817000238 аренды указанного земельного участка. Участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, расположен по адресу: Кущевский район, Шкуринский сельский округ, и предоставлен арендатору сроком на 10 лет для ведения сельскохозяйственного производства. Договор прошел процедуру государственной регистрации. Общество 27.12.2016 обратилось в департамент с заявлением о приобретении земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804007:0005 в собственность на основании пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса. Письмом от 15.02.2017 N 52-4351/17-32-20 департамент отказал в предоставлении государственной услуги, указав, что договор аренды от 24.09.2007 N 8817000238 является ничтожным. Судами при разрешении спора установлено, что департаментом в краевой газете "Кубанские новости" от 19.09.2006 N 142 (3869) было опубликовано сообщение о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Краснодарского края, в том числе участка с кадастровым номером 23:17:0804007:0005. В материалах дела отсутствуют доказательств наличия по состоянию на дату публикации (19.09.2006) между администрацией района и департаментом соглашения по оперативному управлению и распоряжению земельными участками из фонда перераспределения земель Краснодарского края. Соответствующее соглашение было подписано между указанными лицами 14.03.2007, тогда как общество обратилось 27.09.2006 с заявлением в администрацию района. Довод общества о том, что администрация района являлась органом, осуществляющим распорядительную функцию в отношении испрашиваемого земельного участка на момент рассмотрения заявления (договор поручения от 26.03.2006), отклонен судами. В соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края от 12.01.2006 N 12-р "О мерах по обеспечению оперативного управления и распоряжения земельными участками из фонда перераспределения земель Краснодарского края" (вместе с "Перечнем муниципальных образований Краснодарского края") департамент (доверитель) и администрация района (поверенный) 28.03.2006 заключили договор поручения на совершение отдельных юридических действий, связанных с управлением и распоряжением земельными участками из фонда перераспределения земель Краснодарского края. Департамент наделил администрацию района, в том числе полномочиями на публикацию сообщений о наличии свободных земельных участков из фонда перераспределения земель Краснодарского края и заключению (от имени департамента) договоров аренды земельных участков (пункт 1.1). При поступлении одного заявления от гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка в адрес поверенного в соответствии с опубликованным сообщением поверенный обязан сформировать и направить доверителю пакет документов согласно приложению N 1 в течение сорока пяти дней после истечения месяца со дня опубликования сообщения, указанного в пункте 2.1.2 договора. После получения от поверенного пакета документов доверитель принимает решение о предоставлении участка в аренду и в течение семи дней направляет поверенному четыре подлинных экземпляра этого решения для заключения в установленном порядке от имени доверителя договора аренды земельного участка (пункт 2.2.4). Таким образом, из положений договора от 28.03.2006 следует, что администрация района в период обращения общества с заявлением от 27.09.2006 вправе была предоставить спорный участок заявителю только при наличии соответствующего решения департамента, принятого после выполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 2.2.4 договора. Доказательств исполнения администрацией района соответствующей обязанности и принятия департаментом решения о предоставлении земельного участка обществу с целью последующего заключения договора аренды от имени департамента, в дело не представлено. Следовательно, у администрации района отсутствовали полномочия на предоставление земельного участка в аренду обществу. На момент публикации (19.09.2006) и подачи обществом заявки о предоставлении в аренду земельного участка (27.09.2006) полномочиями по распоряжению земельными участками сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Краснодарского края обладал департамент, передавший в силу договора поручения от 28.03.2006 администрации района полномочия на совершение отдельных юридических действий. В соответствии с Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" (далее - Закон N 1101-КЗ) полномочия по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края были переданы органам местного самоуправления. Согласно статье названного Закона он вступает в силу после его официального опубликования, но не ранее 01.01.2007. Законом N 1101-КЗ был установлен перечень муниципальных образований, в том числе Кущевский район, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края. Таким образом, полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными в Кущевском районе, администрация района была наделена после вступления в силу Закона N 1101-КЗ. Договор аренды заключен администрацией района 14.09.2007, то есть после вступления в силу Закона N 1101-КЗ. Однако в период после наделения администрации района соответствующими полномочиями обязательная процедура предоставления земельного участка в виде опубликования сообщения о наличии свободных земельных участков не была соблюдена. Публикация в краевой газете "Кубанские новости" от 19.09.2006 N 142 (3869) была осуществлена департаментом в период, когда администрация района не обладала полномочиями на принятие решения о предоставлении земельного участка. Департаментом соответствующее решение также не принималось. В период после 01.01.2007 и после заключения между департаментом и администрацией района соглашения от 14.03.2007 орган местного самоуправления не публиковал сведений о наличии земельного участка, поэтому решение о его предоставлении в аренду обществу было принято с нарушением процедуры, установленной Законом N 101-ФЗ. Следовательно, постановление администрации района от 14.09.2007 N 1209 о предоставлении земельного участка в аренду обществу, на основании которого заключен договор аренды, принято с нарушением действовавшего на тот момент законодательства и является недействительным, а договор аренды от 24.09.2007 N 8817000238 - ничтожным. При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к выводу о том, что публикация департамента от 19.09.2006 о наличии свободного земельного участка не была реализована администрацией района в разумные сроки (в порядке и с учетом полномочий, предоставленных ей на основании договора поручения от 28.03.2006). Довод общества о том, что решение о предоставлении земельного участка в аренду было выражено в письме управления муниципального имущества от 20.10.2006 N 423/23, не принят апелляционным судом. В этот период администрация района не вправе была принимать решение о распоряжении земельным участком с кадастровым номером 23:17:0804007:0005. В целях соблюдения установленного законом порядка в период после вступления в силу Закона N 1101-КЗ и заключения соглашения от 14.03.2007, публикация о наличии свободного земельного участка администрацией района не осуществлялась. В данном случае, публикация сообщения не являлась бы повторной применительно к действующему законодательству и изменившимся полномочиям администрации. Ссылки общества на то, что договор аренды не мог быть заключен до издания методических рекомендаций по организации работы по распоряжению земельными участками и до исправления адресного ориентира земельного участка, также не приняты судом апелляционной инстанции. Указанные заявителем обстоятельства не относятся к основаниям, позволяющим предоставлять земельный участок в аренду без соблюдения обязательной процедуры. Довод общества о том, что на протяжении срока действия договора аренды департамент не заявлял о его недействительности, отклонен апелляционным судом, поскольку действия департамента не легализуют договор аренды, учитывая, что решение о предоставлении земельного участка в аренду принималось неуправомоченным лицом. В этой связи судом не приняты доводы общества о надлежащем исполнении договора аренды, в том числе уплате арендных платежей, которые вносились только с 15.09.2007 после подписания договора. Признав, что решение департамента от 15.02.2017 N 52-4351/17-32-20 об отказе в предоставлении в собственность общества земельного участка соответствует нормам земельного законодательства и не нарушает прав (интересов) заявителя, судебные инстанции отказали в удовлетворении его требований.
Постановлением Арбитражного суд Северо-Кавказского округа от 02.10.2018 решение от 08.02.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Суд округа указал, что постановление от 14.09.2007 N 1209 о предоставлении обществу в аренду спорного земельного участка вынесено администрацией района в соответствии с Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ), Законом N 1101-КЗ и пунктами 3.1, 3.2 постановления главы администрации района от 25.06.2007 N 745. Решение принималось администрацией района на основании единственной заявки, поданной обществом после публикации департаментом в краевой газете "Кубанские новости" от 19.09.2006 N 142 (3869) сообщения о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Краснодарского края, в том числе участка с кадастровым номером 23:17:0804007:0005. В свою очередь договор N 8817000238 аренды указанного земельного участка заключен управлением муниципальным имуществом администрации района и обществом 27.09.2017, то есть в период действия Закона N 1101-КЗ, предоставляющего муниципальному образованию право на принятие решение по предоставлению земельного участка и заключения договора аренды. При этом вопреки выводам судов повторного выполнения администрацией района обязанности по предварительному и заблаговременному опубликованию сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, не требовалось, поскольку данная обязанность уже была надлежаще реализована департаментом. Названная публикация содержала все необходимые сведения и соответствовала требованиям статьи 34 Земельного кодекса и пункту 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Поэтому довод департамента о том, что оспариваемый отказ является законным ввиду ничтожности договора аренды от 27.09.2017, несостоятелен. Названный договор заключен с соблюдением публичной процедуры лицом, обладавшим соответствующими полномочиями. Доказательства наличия иных лиц, претендующих на данный земельный участок, департамент в нарушение статьей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в материалы дела не представил. Неправильное применение норм материального права влечет отмену решения и апелляционного постановления в силу положений статьи 288 Кодекса. В то же время дело направлено судом округа на новое рассмотрение в связи со следующим. Из представленного государственным казенным учреждением Краснодарского края "Кубаньземконтроль" в дело сообщения от 19.01.2017 N 141/17-03-20, а также акта обследования от 17.01.2017 N 4, следует, что на земельном участке с кадастровым номером 23:17:0804007:0005 размещаются подземный газопровод высокого давления АО "Кущевскаярайгаз", подземный водопровод, а также курган. Названные доказательства суды первой и апелляционной инстанций не исследовали, вопрос о наличии ограничений в обороте земельного участка не обсудили.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 308-КГ18-21840 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано. В определении суд указал, что приведенные департаментом в жалобе доводы не опровергают выводы суда кассационной инстанции в части мотивов и правовых оснований, которыми руководствовался окружной суд, отменяя решение от 08.02.2018 и постановление апелляционного суда от 07.06.2018 и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением от 21.02.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.05.2019, требования общества удовлетворены. Признан незаконным отказ департамента, выраженный в письме от 15.02.2017 N 52-4351/17-32-20. На уполномоченный орган возложена обязанность по направлению в адрес общества проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804007:0005 с предложением о его заключении.
Судебные инстанции при разрешении спора руководствовались положениями статей 27, 34, 39.3, 39.16, 94, 99 Земельного кодекса, нормами статьи 10 Закона N 101-ФЗ, статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ). Суды установили, что постановление от 14.09.2007 N 1209 о предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804007:0005 принято администрацией района в соответствии с Законом N 532-КЗ, Законом N 1101-КЗ и пунктами 3.1 и 3.2 постановления главы администрации района от 25.06.2007 N 745. Данное решение принято на основании единственной заявки, поданной обществом после публикации департаментом в краевой газете "Кубанские новости" от 19.09.2006 N 142 (3869) сообщения о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Краснодарского края, в том числе участка с кадастровым номером 23:17:0804007:0005. Договор N 8817000238 заключен в период действия Закона N 1101-КЗ, предоставляющего муниципальному образованию право на принятие решение по предоставлению земельного участка и заключения договора аренды. Таким образом, довод департамента о том, что оспариваемый обществом отказ является законным ввиду ничтожности договора аренды от 27.09.2017, признан судами несостоятельным, поскольку договор заключен с соблюдением публичной процедуры лицом, обладавшим соответствующими полномочиями. С целью установления обстоятельств, связанных с ограничением в обороте земельного участка, в судебное заседание суда первой инстанции был вызван главный специалист государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" Андросов А.Н., который пояснил следующее. В акте обследования от 17.01.2017, в котором указано на расположение на участке кургана, водопровода и газопровода, допущена ошибка. Достоверные сведения указаны в акте обследования от 22.11.2018, где отражено отсутствие кургана, водопровода и газопровода в границах испрашиваемого обществом земельного участка. Аналогичные сведения содержатся в объяснительной записке, подготовленной главным специалистом государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" Андросовым А.Н., представленной в материалы дела. Администрация края также подтвердила отсутствие кургана в границах земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804007:0005. При таких обстоятельствах у департамента отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении обществу земельного участка в собственность. Государственная пошлина распределена между сторонами по правилам статьи 110 Кодекса.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе уполномоченный орган просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Договор аренды от 24.09.2007 N 8817000238 имеет признаки ничтожной сделки, поскольку постановление администрации района от 14.09.2007 N 1209 о предоставлении земельного участка в аренду обществу принято с нарушением действовавшего на тот момент законодательства. Постановление о предоставлении земельного участка в аренду обществу принято администрацией только 14.09.2007, то есть почти через год после обращения заявителя и публикация департамента от 19.09.2006 о наличии свободного земельного участка не была реализована администрацией в разумные сроки. Кроме того, отсутствуют доказательства опубликования администрацией района соответствующих сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804007:0005 в СМИ Кущевского района (газета "Вперед"). Помимо этого, на момент вынесения решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804007:0005 департамент обладал достаточной информацией, подтверждающей наличие на испрашиваемом в собственность земельном участке объекта археологического наследия, что исключает возможность предоставления его в собственность заявителя. Приобретение обществом испрашиваемого земельного участка фактически означает передачу в частную собственность части объекта археологического наследия. Это нарушает положения статьи 50 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которой объекты археологического наследия не подлежат отчуждению из государственной собственности.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Заявитель отмечает, что сообщение, опубликованное департаментом в краевой газете "Кубанские новости" отвечает требованиям статьи 34 Земельного кодекса и статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Обращение общества в администрацию района является законным. Общество при обращении с заявлением учитывало информацию, отраженную в публикации. Администрация района с учетом вступления в силу Закона N 1101-КЗ (о наделении муниципалитетов распорядительными полномочиями) в отсутствие регулирующих муниципальных норм, а также наличия разночтения идентифицирующих признаков участка, не имела возможности предоставить участок в аренду своевременно. Действия департамента, исполняющего длительный период времени условия договора аренды, но отказывающего обществу в выкупе земельного участка со ссылкой на ничтожность арендной сделки, не могут быть признаны разумными и добросовестными. Судами достоверно исследован вопрос о наличии оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804007:0005 и сделан обоснованный вывод об отсутствии в его границах водопровода, газопровода и кургана.
От иных лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 11.10.2004 зарегистрировано право собственности Краснодарского края на земельный участок с площадью 92,71 га с кадастровым номером 23:17:0804007:0005.
Департамент опубликовал в краевой газете "Кубанские новости" от 19.09.2006 N 142 (3869) сообщение о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Краснодарского края, в том числе участка с кадастровым номером 23:17:0804007:0005. В публикации указано, что граждане и юридические лица, изъявившие желание приобрести земельный участок в аренду, обращаются в адрес департамента с заявлением о предоставлении участка из фонда перераспределения земель Краснодарского края, предназначенных для сельскохозяйственного производства, по установленной форме, за исключением участков, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований, с которыми заключено соглашение по оперативному управлению и распоряжению земельными участками из фонда перераспределения земель Краснодарского края. В таком случае заявление необходимо направлять в соответствующий орган местного самоуправления (ст. Кущевская, пер. им. Москвича, 67).
Администрацией района 14.09.2007 вынесено постановление N 1209 о предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804007:0005.
Управление муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район (арендодатель) и общество (арендатор) 24.09.2007 заключили договор N 8817000238 аренды указанного земельного участка. Участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, расположен по адресу: Кущевский район, Шкуринский сельский округ, и предоставлен арендатору сроком на 10 лет для ведения сельскохозяйственного производства. Договор прошел процедуру государственной регистрации.
Общество 27.12.2016 обратилось в департамент с заявлением о приобретении земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804007:0005 в собственность на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
Письмом от 15.02.2017 N 52-4351/17-32-20 департамент отказал в предоставлении государственной услуги, указав, что договор аренды от 24.09.2007 N 8817000238 является ничтожным.
Общество, ссылаясь на незаконность отказа департамента в предоставлении земельного участка, нарушающего его права (интересы), оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом (часть 1 статьи 4 Кодекса).
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом (пункт 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу осуществляется при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение такого участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о том, что у департамента отсутствовали законные основания для принятия решения об отказе в предоставлении в собственность общества испрашиваемого земельного участка. Постановление администрации района от 14.09.2007 N 1209 о предоставлении обществу в аренду земельного участка вынесено администрацией района в соответствии с Законом N 532-КЗ, Законом N 1101-КЗ и пунктами 3.1 и 3.2 постановления главы администрации района от 25.06.2007 N 745. Решение принято на основании единственной заявки, поданной обществом после публикации департаментом в краевой газете "Кубанские новости" от 19.09.2006 N 142 (3869) сообщения о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Краснодарского края, в том числе участка с кадастровым номером 23:17:0804007:0005. Повторного размещения администрацией района в средствах массовой информации публикации о наличии предлагаемого к такой передаче земельного участка не требовалось. Договор заключен управлением муниципальным имуществом администрации района и обществом 27.09.2017, то есть в период действия Закона N 1101-КЗ, закрепившего право муниципального образования на принятие решений по предоставлению земельных участков краевой собственности и заключение договоров аренды. Исходя из установленных обстоятельств, судебные инстанции отклонили довод департамента о ничтожности договора аренды от 27.09.2017. Из пояснений специалиста государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" Андросова А.Н. следует, что в акте обследования от 17.01.2017 необоснованно указано на расположение в границах земельного участка кургана, водопровода и газопровода (допущена ошибка). Достоверные сведения содержатся в акте обследования от 22.11.2018, в котором отражено отсутствие на земельном участке с кадастровым номером 23:17:0804007:0005 газопровода, водопровода и кургана. С учетом установленных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу о том, что общество обладает правом на приобретение в собственность испрашиваемого участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов общества суд первой инстанции возложил на департамент обязанность по осуществлению государственной услуги, испрашиваемой заявителем.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Приведенные в кассационной жалобе доводы департамента о ничтожности договора аренды от 24.09.2007 N 8817000238 и недействительности постановления администрации района от 14.09.2007 N 1209, исследовались судами первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Судебные инстанции при этом правомерно учли позицию суда округа, содержащуюся в постановлении от 02.10.2018, согласно которой что договор аренды от 27.09.2017 заключен с соблюдением публичной процедуры лицом, обладавшим соответствующими полномочиями. Повторного выполнения администрацией района обязанности по предварительному и заблаговременному опубликованию сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, не требовалось, поскольку данная обязанность уже была реализована департаментом. Продолжительность периода между обращением заявителя, публикацией информации о предоставлении земельного участка и заключением договора, обоснованно расценена судами как нарушение прав арендатора, данное обстоятельство в рассматриваемом случае не способно влечь ничтожность договора. При отсутствии доказательств нарушения прав иных лиц, претендующих на земельный участок с кадастровым номером 23:17:0804007:0005, суды правомерно признали довод департамента о ничтожности договора аренды несостоятельным.
Довод жалобы о проверке законности оспариваемого решения, исходя из тех документов, которыми департамент располагал на дату принятия отказа от 15.02.2017 N 52-4351/17-32-20, окружным судом не принимается. Наличие такой информации не исключает учет иных документов, содержащих достоверную информацию об испрашиваемом обществом земельном участке. Департамент, являясь уполномоченным органом на принятие решения по заявлению о предоставлении его в собственность, имел возможность проверить достоверность информации, предоставленной государственным казенным учреждением Краснодарского края "Кубаньземконтроль". Непринятие таких (надлежащих) мер привело к нарушению прав (законных интересов) общества, которые восстановлены судами при рассмотрении настоящего дела. Кроме того, из письма департамента от 15.02.2017 N 52-4351/17-32-20 не усматривается, что на принятие решения об отказе в предоставлении участка в собственность общества как-либо повлияла информация, содержащаяся в сообщении государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 17.01.2017 N 4. Отказ мотивирован исключительно ссылкой на ничтожность договора аренды от 24.09.2007 N 8817000238, обоснованную отсутствием публикации о наличии предлагаемого к предоставлению земельного участка сельскохозяйственного назначения.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В связи с завершением производства по жалобе департамента приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.06.2019, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 по делу N А32-17476/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
И.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенные в кассационной жалобе доводы департамента о ничтожности договора аренды от 24.09.2007 N 8817000238 и недействительности постановления администрации района от 14.09.2007 N 1209, исследовались судами первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Судебные инстанции при этом правомерно учли позицию суда округа, содержащуюся в постановлении от 02.10.2018, согласно которой что договор аренды от 27.09.2017 заключен с соблюдением публичной процедуры лицом, обладавшим соответствующими полномочиями. Повторного выполнения администрацией района обязанности по предварительному и заблаговременному опубликованию сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, не требовалось, поскольку данная обязанность уже была реализована департаментом. Продолжительность периода между обращением заявителя, публикацией информации о предоставлении земельного участка и заключением договора, обоснованно расценена судами как нарушение прав арендатора, данное обстоятельство в рассматриваемом случае не способно влечь ничтожность договора. При отсутствии доказательств нарушения прав иных лиц, претендующих на земельный участок с кадастровым номером 23:17:0804007:0005, суды правомерно признали довод департамента о ничтожности договора аренды несостоятельным."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 сентября 2019 г. N Ф08-5862/19 по делу N А32-17476/2017
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5862/19
20.05.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6046/19
21.02.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17476/17
02.10.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7712/18
07.06.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5633/18
08.02.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17476/17