г. Краснодар |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А61-5452/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Сидоровой И.В. и Соловьева Е.Г., в отсутствие в судебном заседании истца - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1516620419, ОГРН 1091516001708), ответчиков: администрации местного самоуправления города Владикавказа (ИНН 1501002346, ОГРН 1021500578087), индивидуального предпринимателя Ваниева Казбека Авдрахмановича (ИНН 150800655811, ОГРНИП 305151402700032) и третьего лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2018 (судья Акимцева С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2019 (судьи Годило Н.Н., Джамбулатов С.И., Бейтуганов З.А.) по делу N А61-5452/2018, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд к администрации местного самоуправления города Владикавказа (далее - администрация), индивидуальному предпринимателю Ваниеву Казбеку Авдрахмановичу (далее - предприниматель) с исковым заявлением, в котором просило:
- признать право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040601:1426 площадью 6 тыс. кв. м, расположенный по адресу: г. Владикавказ, ул. Весенняя (110 м севернее ул. Гагкаева);
- истребовать данный земельный участок из незаконного владения предпринимателя.
Требования основаны на положениях статей 12, 209, 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Иск мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040601:1426 ранее являлся частью участка с кадастровым номером 15:09:0040601:59, закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за Верховным Судом Республики Северная Осетия-Алания. Следовательно, спорный участок является собственностью Российской Федерации, а администрация не вправе была распоряжаться им путем передачи в аренду предпринимателю.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2018, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2019, в удовлетворении иска отказано.
Суды установили, что 09.04.2010 администрация приняла постановление N 448 "О предварительном согласовании места размещения объекта под строительство административного здания для следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания по ул. Весенней". Во исполнение названного постановления администрацией был сформирован земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040601:59 площадью 10 тыс. кв. м, расположенный по адресу: г. Владикавказ, ул. Весенняя. Земельный участок 18.03.2011 поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым делом, копия которого предоставлена в материалы дела кадастровой палатой. Следственным комитетом земельный участок не освоен. Сведения о распорядительных действиях, совершенных со стороны администрации, и в каких документах они отражены, в материалы дела не представлено. Администрация постановлением от 25.12.2012 N 1713 согласовала Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания строительство административного здания на земельном участке с кадастровым номером 15:09:0040601:59. Постановлением от 02.11.2012 N 1800 администрация предоставила Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040601:59 в постоянное (бессрочное) пользование. Данное право зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) с выдачей Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания 19.11.2012 свидетельства серии 15 АБ N 052829. В связи с отказом Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040601:59, администрация прекратила данное право, отменив постановления от 25.10.2012 N 1713 и от 02.11.2012 N 1800. Сурхаев Ф.Т. направил 14.03.2014 в администрацию заявление о предоставлении земельного участка в аренду. Объявление о возможном предоставлении земельного участка опубликовано в газете "Владикавказ" от 27.03.2014. Администрация 01.04.2014 приняла постановление N 685 о предварительном согласовании Сурхаеву Ф.Т. места размещения объекта для строительства торгово-офисного здания на земельном участке. Администрация осуществила раздел земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040601:59 на два участка: с кадастровым номером 15:09:0040601:1425 площадью 4 тыс. кв. м (государственный кадастровый учет произведен 28.07.2015); с кадастровым номером 15:09:0040601:1426 площадью 6 тыс. кв. м (государственный кадастровый учет произведен 10.08.2015). Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.05.2015 по делу N А61-4373/2014 на кадастровую палату возложена обязанность по снятию с кадастрового учета земельного участка площадью 10 тыс. кв. м с кадастровым номером 15:09:0040601:59. В настоящем деле спорным является участок с кадастровым номером 15:09:0040601:1426, который постановлением от 23.10.2015 N 2193 предоставлен администрацией в аренду Сурхаеву Ф.Т., сторонами 26.10.2015 заключен договор аренды N 6592 на срок до 23.10.2018. Участок передан в аренду для строительства объекта торговли (магазина). Договор от 26.10.2015 N 6592 зарегистрирован в ЕГРН. По договору перенайма от 24.01.2018 Сурхаев Ф.Т. уступил предпринимателю права и обязанности по договору аренды от 26.10.2015 N 6592. Полагая, что администрация в отсутствие законных оснований распорядилось федеральным земельным участком с кадастровым номером 15:09:0040601:1426, территориальное управление обратилось в арбитражный суд с иском о признании права федеральной собственности на данный участок и об истребовании его из незаконного владения предпринимателя. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 12, 209, 223, 301 и 302 Гражданского кодекса, статьи 11 Земельного кодекса, статей 3, 3.1 Закона N 137-ФЗ. Учтены судами при разрешении спора также разъяснения, приведенные в совместном постановлении Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22). Суды установили, что на момент введения в действие статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ (01.07.2006) земельный участок не был передан указанным в нем предприятиям, учреждениям и организациям или занят объектами недвижимости, находящимися в собственности Российской Федерации. Материалы дела не подтверждают обстоятельства разграничения государственной собственности на спорный земельный участок, который в 2012 году администрацией предоставлялся Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания. Территориальное управление не представлено каких-либо доказательств отнесения спорного земельного участка к землям, находящимся в федеральной собственности, по иным основаниям, предусмотренным законом. В реестре федерального имущества земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040601:59 не значился, что истец подтвердил в судебном заседании. Следовательно, администрация вправе была распоряжаться указанным земельным участком, как не разграниченным в порядке, установленном статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ. Ввиду недоказанности территориальным управлением права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040601:1426, оснований для удовлетворения виндикационного требования судебные инстанции не усмотрели. Материалы дела также подтверждают, что публично-правовое образование (в лице уполномоченных органов) не владеет спорным земельным участком. Поэтому требование территориального управления о признании права федеральной собственности на данное недвижимое имущество также не подлежит удовлетворению.
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Вывод о неприменимости статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ для разграничения государственной собственности на землю в отношении земельных участков, предоставленных организациям разных уровней публичной собственности, после вступления в силу этой статьи не обоснован. Положения данной статьи подлежат применению ко всем земельным участкам, предоставленным государственным или муниципальным учреждениям вне зависимости от времени их предоставления. Земельные участки, предоставленные федеральным учреждениям, вне зависимости даты их предоставления, подлежат отнесению к федеральному уровню собственности. С учетом изложенного, земельный участок с момента его предоставления Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания, являлся собственностью Российской Федерации. Кроме того, процедура отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в любом случае была существенно нарушена. Вывод суда об избрании истцом ненадлежащего способа защиты своих прав также несостоятелен. Заявленное территориальным управлением виндикационное требование соответствует нормам гражданского законодательства, а избранный истцом способ защиты нарушенного права является обоснованным.
Администрация в отзыве указала на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Ответчик полагает, что судами при разрешении спора правильно применены нормы гражданского и земельного законодательства, а выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Поскольку Российская Федерация (в лице уполномоченных органов) не владеет спорным земельным участком, основания для удовлетворения требования территориального управления о признании права федеральной собственности на него отсутствуют. Истец не доказал обстоятельства, подтверждающие разграничение в пользу Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040601:59. Поэтому судебные инстанции правомерно отказали территориальному управлению в удовлетворении виндикационного требования. Спорный участок относится к неразграниченным государственным землям, право распоряжения такими землями на основании норм Закона N 137-ФЗ предоставлено органам местного самоуправления. В дополнении к отзыву администрация указывает на пропуск территориальным управлением срока исковой давности по заявленным требованиям, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса).
Предприниматель в отзыве считает доводы жалобы территориального управления необоснованными, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать. Указанный ответчик полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций по существу спора основаны на законе и следуют из материалов дела. Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что в последующем администрация в целях строительства административного здания Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания сформировала земельный участок с кадастровым номером 15:09:0020607:223, расположенный по адресу: г. Владикавказ, ул. Пушкинская, 10 "д". Данный участок 05.03.2015 закреплен за Верховным Судом Республики Северная Осетия-Алания на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается сведениями из ЕГРН (запись N 15/15-001-15/001/033/2015-195/1). Данный земельный участок предоставлен взамен ранее предоставленного участка с кадастровым номером 15:09:0040601:59, от права на который Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания отказался в установленном законом порядке. Кроме того, ответчик указывает на пропуск истцом давностного срока по виндикационному требованию (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса, пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
От кадастровой палаты отзыв на жалобу не поступил.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов (возражений), Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 09.04.2010 администрация приняла постановление N 448 "О предварительном согласовании места размещения объекта под строительство административного здания для следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания по ул. Весенней".
Во исполнение названного постановления администрацией был сформирован земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040601:59 площадью 10 тыс. кв. м, расположенный по адресу: г. Владикавказ, ул. Весенняя.
Земельный участок 18.03.2011 поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым делом, копия которого предоставлена в материалы дела кадастровой палатой.
Следственным комитетом России по Республике Северная Осетия-Алания земельный участок не освоен (объект капитального строительства не возводился). Сведения о распорядительных действиях, совершенных со стороны администрации, и в каких документах они отражены, в материалы дела не представлено.
Администрация постановлением от 25.12.2012 N 1713 согласовала Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания строительство административного здания на земельном участке с кадастровым номером 15:09:0040601:59.
Постановлением от 02.11.2012 N 1800 администрация предоставила Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040601:59 в постоянное (бессрочное) пользование.
Данное право зарегистрировано в ЕГРН с выдачей Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания 19.11.2012 свидетельства серии 15 АБ N 052829.
В связи с отказом Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040601:59, согласованным с Верховным Судом Российской Федерации, администрация прекратила данное право, отменив постановления от 25.10.2012 N 1713 и от 02.11.2012 N 1800.
Администрация опубликовала в газете "Владикавказ" от 27.03.2014 информацию о возможном предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040601:59.
Сурхаев Ф.Т. направил 14.03.2014 в администрацию заявление о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
Администрация 01.04.2014 вынесла постановление N 685 о предварительном согласовании Сурхаеву Ф.Т. места размещения объекта для строительства торгово-офисного здания на земельном участке с кадастровым номером 15:09:0040601:59.
Впоследствии администрация осуществила раздел земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040601:59 на два участка: с кадастровым номером 15:09:0040601:1425 площадью 4 тыс. кв. м. (государственный кадастровый учет произведен 28.07.2015); с кадастровым номером 15:09:0040601:1426 площадью 6 тыс. кв. м. (государственный кадастровый учет произведен 10.08.2015).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.05.2015 по делу N А61-4373/2014 (по заявлению управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации) на кадастровую палату возложена обязанность по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040601:59.
Постановлением администрации от 23.10.2015 N 2193 земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040601:1426 предоставлен в аренду Сурхаеву Ф.Т.
Сторонами 26.10.2015 заключен договор аренды N 6592 на срок до 23.10.2018. Участок передан в аренду для строительства объекта торговли (магазина), договор от 26.10.2015 N 6592 зарегистрирован в ЕГРН.
По договору перенайма от 24.01.2018 Сурхаев Ф.Т. уступил предпринимателю права и обязанности по договору аренды от 26.10.2015 N 6592.
Полагая, что администрация в отсутствие законных оснований распорядилось земельным участком с кадастровым номером 15:09:0040601:1426, территориальное управление обратилось в суд с иском о признании права федеральной собственности на данный участок и об истребовании его из незаконного владения предпринимателя.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным способом.
Признание права является одним из способов защиты гражданских прав (вещно-правовой защиты), что прямо предусмотрено абзацем вторым статьи 12 Гражданского кодекса. Иск о признании права собственности на недвижимое имущество представляет собой требование лица, считающего себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права (пункты 58, 59 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Российская Федерация (в лице уполномоченных органов) не владеет земельным участком с кадастровым номером 15:09:0040601:1426. С учетом приведенных норм и разъяснений, требование о признании права федеральной собственности на спорный земельный участок, заявленное представителем публично-правового образования, не владеющим этим имуществом, не подлежит удовлетворению, поскольку не влечет восстановления нарушенных прав истца.
Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статья 301 Гражданского кодекса).
Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником. Цель предъявления такого иска - возврат конкретной вещи во владение лицу, доказавшему свои права на истребуемое имущество (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 13944/09).
По делу об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также то обстоятельство, что конкретное лицо владеет этим земельным участком незаконно. В случае недоказанности одного из перечисленных обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен быть не может (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2015 по делу N 4-КГ15-39).
Собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРН. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (пункты 32, 36 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
Рассмотрением виндикационного иска обеспечивается возможность соединения права и фактического владения, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2007 N 3039/07 и от 27.01.2009 N 10572/08).
Доказывание обстоятельств принадлежности спорного имущества конкретному лицу, а также незаконности владения этим (индивидуально-определенным) имуществом ответчиком, является процессуальной обязанностью истца (часть 1 статьи 65 Кодекса).
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса).
Критерии разграничения публичной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню собственности, определены в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ.
В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки: занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Таким образом, законодатель определил критерии разграничения права публичной (федеральной) собственности на землю: по принадлежности объектов, которые находятся на земельном участке, а также по субъектам, которым первоначально предоставлялся такой земельный участок.
Пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в действовавшей до 01.03.2015 редакции) предусматривалось, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о том, что спорный участок относится к землям, государственная собственность на который не разграничена. Территориальное управление не доказало факт отнесения данного участка к землям, относящимся в силу закона к федеральной собственности. Передача исходного земельного участка следственному комитету, а затем Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания, не могла повлечь разграничение государственной собственности на него по правилам статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ и приобретение соответствующего права Российской Федерацией. При этом суды признали соблюденной Верховным Судом Республики Северная Осетия-Алания процедуру прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 15:09:0040601:59. Отказ от данного права согласован Верховным Судом Республики Северная Осетия-Алания с Верховным Судом Российской Федерации (в лице управления капитальным строительством, эксплуатации зданий и сооружений Судебного департамента). Главе администрации 27.03.2015 председателем Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания направлено соответствующее заявление. В этой связи администрация прекратила право постоянного (бессрочного) пользования, отменив постановления от 25.10.2012 N 1713 и от 02.11.2012 N 1800. Земельный участок не передавался органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти. Он не занят объектами недвижимости, находящимися в собственности Российской Федерации. Материалы дела не подтверждают обстоятельства разграничения государственной собственности на земельный участок по иным основаниям, предусмотренным законом. В реестре федерального имущества земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040601:59 не значился. Поэтому судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения виндикационного требования территориального управления.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод кассационной жалобы территориального управления об ошибочном применении судебными инстанциями норм Закона N 137-ФЗ к правоотношениям сторон, возникшим после вступления в силу статьи 3.1 названного Закона, окружным судом не принимается. Права Российской Федерации на земельный участок возникли в связи наличием воли муниципального образования, предоставившего его Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания в безвозмездное пользование. Право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, делегированное Законом N 137-ФЗ органам местного самоуправления, не тождественно праву собственности и не является основанием возникновения такого права на земельные участки у субъектов, за которыми земельные участки были закреплены. Доказательства возникновения по предусмотренным законом основаниям права собственности Российской Федерации на исходный земельный участок истцом не представлены. Земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040601:59 не предоставлялся органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти. Участок не был занят объектами недвижимости, находящимися в собственности Российской Федерации. Предоставление земельного участка для целей строительства Следственному комитету по Республике Северная Осетия-Алания (в 2010 году) и Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания (в 2012 году) не могла повлечь разграничение государственной собственности на него на основании норм статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ и приобретение права собственности на данный участок Российской Федерацией.
Довод истца о нарушении процедуры прекращения права постоянного (бессрочного) пользования исходным земельным участком по заявлению председателя Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания проверялся судами первой и апелляционной инстанций, ему дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данный довод направлен на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и исследованных ими доказательств, что в силу норм статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию кассационного суда.
Иные доводы жалобы не влияют на обоснованность и законность принятых по делу судебных актов, они не опровергают вывод судов об отсутствии (недоказанности истцом) оснований для отнесения спорного участка к федеральному уровню собственности.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Доводы отзывов администрации и предпринимателя о пропуске территориальным управлением срока исковой давности по рассматриваемым требованиям несостоятелен, поскольку ответчики не заявляли об истечении давностного срока в суде первой инстанции (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса).
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2019 по делу N А61-5452/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
И.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы территориального управления об ошибочном применении судебными инстанциями норм Закона N 137-ФЗ к правоотношениям сторон, возникшим после вступления в силу статьи 3.1 названного Закона, окружным судом не принимается. Права Российской Федерации на земельный участок возникли в связи наличием воли муниципального образования, предоставившего его Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания в безвозмездное пользование. Право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, делегированное Законом N 137-ФЗ органам местного самоуправления, не тождественно праву собственности и не является основанием возникновения такого права на земельные участки у субъектов, за которыми земельные участки были закреплены. Доказательства возникновения по предусмотренным законом основаниям права собственности Российской Федерации на исходный земельный участок истцом не представлены. Земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040601:59 не предоставлялся органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти. Участок не был занят объектами недвижимости, находящимися в собственности Российской Федерации. Предоставление земельного участка для целей строительства Следственному комитету по Республике Северная Осетия-Алания (в 2010 году) и Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания (в 2012 году) не могла повлечь разграничение государственной собственности на него на основании норм статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ и приобретение права собственности на данный участок Российской Федерацией.
...
Доводы отзывов администрации и предпринимателя о пропуске территориальным управлением срока исковой давности по рассматриваемым требованиям несостоятелен, поскольку ответчики не заявляли об истечении давностного срока в суде первой инстанции (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 сентября 2019 г. N Ф08-7338/19 по делу N А61-5452/2018
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7338/19
15.05.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-484/19
31.01.2019 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-484/19
27.12.2018 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-5452/18