г. Краснодар |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А63-25483/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Афониной Е.И. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от ответчика - администрации города Невинномысска Ставропольского края (ИНН 2631003110, ОГРН 1022603624845) - Карабановой Ю.А. (доверенность от 06.08.2019), от третьего лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Ставропольского края - Карабановой Ю.А. (доверенность от 29.07.2019), в отсутствие истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462), третьего лица - федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.03.2019 (судья Керимова М.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 (судьи Жуков Е.В., Джамбулатов С.И., Сомов Е.Г.) по делу N А63-25483/2018, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации г. Невинномысска (далее - администрация) об обязании ответчика в течение 30 дней с момента вступления в силу решения передать в собственность Российской Федерации нежилые помещения N 1 - 12 (литера А) общей площадью 173,10 кв. м с кадастровым номером 26:16:060401:2402, расположенные на первом этаже в здании по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Новая, 15 (далее - спорное имущество).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГУП "Почта России" (далее - предприятие) и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации (далее - комитет).
Решением суда от 04.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.06.2019, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе комитет просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что спорное имущество отнесено к муниципальной собственности в силу прямого указания закона. Управление не доказало, что на момент разграничения государственной собственности спорное помещение находилось во владении и пользовании предприятия. Суды не учли решения по другим делам. Решение о передаче спорного имущества в федеральную собственность не принималось. Правовые основания для безвозмездной передачи спорного имущества из муниципальной в федеральную собственности отсутствуют. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-6557/2007 в удовлетворении иска предприятия отказано.
В отзывах на кассационную жалобу управление и предприятие указали на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель администрации и комитета поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя администрации и комитета, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что спорное имущество расположено в многоквартирном жилом доме.
Согласно выписке из ЕГРН право собственности на спорное имущество зарегистрировано за муниципальным образованием город Невинномысск 10.10.2007.
Судами установлено, что спорные нежилые помещения находились в пользовании и владении организации связи с 1984 года. Размещение в спорных помещениях отделения почтовой связи подтверждается решениями исполнительного комитета Невинномысского городского совета народных депутатов от 10.02.1983 N 79, от 28.07.1986 N 528 "О режиме работы предприятий сферы обслуживания" (пункт 7 раздела "городской узел связи" приложения к указанному решению) и от 16.05.1991 N 335 "Об утверждении режима работы предприятий сферы обслуживания населения города" (пункт 7 приложения "режим работы отделений связи по городу Невинномысску" на соответствующий год с указанием адреса и режима работы, в том числе шестого отделения почтовой связи), выпиской из техпаспорта на здание, экспликацией к поэтажному плану здания, договорами на техническое обслуживание объектов почтовой связи, в соответствии с которыми городскому отделению связи предоставлено помещение 174 кв. м по ул. Новой, 15 в г. Невинномысске для размещения в нем шестого отделения связи, расположенного ранее в аварийном помещении по ул. Гагарина, 193.
Впоследствии спорное имущество комитетом передано предприятию по договорам аренды, согласно которым арендуемые нежилые помещения используются для размещения отделения почтовой связи.
Управление, осуществляя функции собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, обратилось в администрацию с просьбой принять решение о передаче спорного имущества в федеральную собственность. Управление сослалось на то, что спорное имущество в течение длительного периода времени используется предприятием, которое находится в ведомственном подчинении федеральных органов государственной власти, оказывает услуги федеральной почтовой связи, и относится, в силу пункта "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации, к ведению Российской Федерации,
В ответе от 12.07.2018 N 2664/27 администрация отказала в передаче спорного имущества в федеральную собственность со ссылкой на пункт 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения управления в арбитражный суд.
Пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). В части 4 той же статьи указывается, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294 и 296 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 95 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года средства связи объявлялись государственной собственностью среди прочих видов имущества, необходимого для осуществления задач государства.
В силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий были отнесены исключительно к федеральной собственности.
Разделом IV приложения N 1 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 исключительно к федеральной собственности отнесены объекты предприятий связи.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего в спорный период; далее - Закон N 122-ФЗ) предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным законом.
Вещные права на недвижимое имущество при реорганизации юридических лиц возникают в порядке универсального правопреемства и не связаны с моментом регистрации соответствующего права (пункт 11 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"; далее - постановление N 10/22).
Пунктом 2.1.24 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация объектов и предприятий Федерального управления почтовой связи была запрещена. Согласно статье 12 Федерального закона от 09.08.1995 года N 129-ФЗ "О почтовой связи" имущество государственных предприятий и учреждений федеральной службы почтовой связи, включая сети почтовой связи и средства почтовой связи, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.
В соответствии со статьями 2 и 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) организациями федеральной почтовой связи являются организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит. Средствами почтовой связи являются, здания, сооружения, нежилые помещения, оборудование и почтовый транспорт, почтовые конверты и почтовые карточки, почтовая тара, используемые для оказания услуг почтовой связи.
К объектам почтовой связи относятся обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, узлы почтовой связи), а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения; статья 2 Закона N 176-ФЗ).
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь Законом N 176-ФЗ, частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, исходили из установленного в ходе рассмотрения дела факта размещения отделения связи в спорных помещениях с 1984 года по настоящее время (доказательства выбытия спорных помещений из владения предприятия материалы дела не содержат), в связи с чем пришли к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Имущество, используемое организациями федеральной почтовой связи с учетом источника их финансирования, наделения имуществом, а также правовых, организационных, экономических, финансовых основ деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации, признается собственностью Российской Федерации, поскольку призвано служить реализации ее функций и задач в указанной сфере, с целью обеспечения конституционных прав каждого свободно пользоваться услугами почтовой связи в целях укрепления и развития взаимодействия участников экономических, социальных и политических отношений, реализации потребностей населения в услугах почтовой связи и служит достижению целей, поставленных перед органами государственной власти Российской Федерации.
Сама по себе регистрация права собственности на нежилые помещения (без соответствующего правового основания) за муниципальным образованием и заключение ничтожных договоров аренды (противоречащих требованиям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации) также не означает переход права собственности к муниципальному образованию, поскольку спорное имущество из федеральной собственности не отчуждалось, из владения предприятия не выбывало.
Поскольку у истца ввиду состоявшегося судебного акта по делу А63-6557/2007 отсутствует иной способ защиты нарушенного права и защищаемого законом интереса (указанный в пункте 58 постановления N 10/22), однако спорное имущество, используемое организацией связи, в любом случае не может признаваться муниципальной собственностью, так как отнесено к федеральной собственности в силу прямого указания закона и из федеральной собственности не выбывало, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.04.2019 N 303-ЭС19-2504 и от 10.12.2018 N 308-ЭС18-20069, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2018 по делу N А63-15701/2017).
Ссылка заявителя на судебную практику признается судом кассационной инстанции несостоятельной. Преюдициальными являются установленные судами при рассмотрении спора обстоятельства, а не выводы о правовой квалификации правоотношений и толковании правовых норм (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2010 N ВАС-15238/2010 и от 20.12.2010 N ВАС-16505/2010).
Иные доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.03.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 по делу N А63-25483/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сама по себе регистрация права собственности на нежилые помещения (без соответствующего правового основания) за муниципальным образованием и заключение ничтожных договоров аренды (противоречащих требованиям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации) также не означает переход права собственности к муниципальному образованию, поскольку спорное имущество из федеральной собственности не отчуждалось, из владения предприятия не выбывало.
Поскольку у истца ввиду состоявшегося судебного акта по делу А63-6557/2007 отсутствует иной способ защиты нарушенного права и защищаемого законом интереса (указанный в пункте 58 постановления N 10/22), однако спорное имущество, используемое организацией связи, в любом случае не может признаваться муниципальной собственностью, так как отнесено к федеральной собственности в силу прямого указания закона и из федеральной собственности не выбывало, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.04.2019 N 303-ЭС19-2504 и от 10.12.2018 N 308-ЭС18-20069, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2018 по делу N А63-15701/2017)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 сентября 2019 г. N Ф08-7121/19 по делу N А63-25483/2018