г. Краснодар |
|
09 сентября 2019 г. |
Дело N А32-2526/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Емельянова Леонида Федоровича (ИНН 2312002877305, ОГРН 312231228900013) - Клименко Н.С. (доверенность от 25.10.2018), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, 1022301606799), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2019 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А32-2526/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Емельянов Л.Ф. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования города Краснодар (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение администрации от 20.12.2018 N 29222/26 о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- возложить на администрацию обязанность согласовать предоставление земельного участка площадью 4352 кв. м в пределах координат МСК-23 на основании поданного 03.12.2018 заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решением от 15.03.2019, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 22.05.2019, заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием у уполномоченного органа оснований для нерассмотрения поданного предпринимателем заявлениям. Буквальное толкование пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) возлагает на администрацию обязанность по результатам рассмотрения принять следующее решение: решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи или решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа. Положения статьи 39.18 Земельного кодекса не предусматривают возможности возврата заявления без его рассмотрения по существу. Приведенные администрацией основания для возврата заявления не соответствуют закону.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решении и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что к спорным отношениям подлежат применению положения статьи 39.15 Земельного кодекса. В случае наличия условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 39.15 Земельного кодекса, администрация обязана возвратить заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В заявлении предприниматель в качестве основания оказания муниципальной услуги указал подпункт 10 пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса. Вместе с тем Административный регламент "О предварительном согласовании предоставления земельного участка", утвержденный постановлением администрации 02.03.2015 N 1890, не предусматривает предоставление муниципальной услуги в порядке, предусмотренном подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
В судебном заседании представитель предпринимателя указал на отсутствие оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 03.12.2018 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 4352 кв. м в пределах координат МСК-23. Заявление принято и зарегистрировано за N 03122018-13702011-23-03, что подтверждается распиской в получении документов.
Письмом от 20.12.2018 N 29222/26 администрация со ссылкой на пункт 3 статьи 39.15 Земельного кодекса возвратила заявление. Возврат мотивирован тем, что Административный регламент "О предварительном согласовании предоставления земельного участка", утвержденный постановлением администрации 02.03.2015 N 1890, не предусматривает предоставление муниципальной услуги в порядке, предусмотренном подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридического лица для сельскохозяйственного использования в соответствии с договором купли-продажи от 23.06.2010 N 3.
Предприниматель, полагая, что решение не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права в сфере предпринимательской деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса оснований.
В заявлении, поданном в администрацию, предприниматель указал на основание, предусмотренное подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, согласно которому без проведения торгов допускается предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса.
Статьей 39.18 Земельного кодекса установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
- обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьи 39.16 Земельного кодекса.
Таким образом, из буквального содержания пункта 1 статьи 39.18 следует, что по результатам поданного предпринимателем заявления должно быть принято одно из двух решений: о предварительном согласовании предоставления земельного участка или отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения поданного предпринимателем заявления не принял ни одного из двух, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса, решений. Пункты 1 и 2 статьи 39.15 Земельного кодекса устанавливают требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также указывают на перечень документов, прилагаемых к заявлению. Администрация в нарушение статей 9 и 65 Кодекса не представила доказательства, подтверждающие непредставление предпринимателем необходимого перечня документов. Установив изложенные обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу о незаконности возврата поданного заявления и возложили на администрацию обязанность рассмотреть заявление в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судебных инстанций, сводятся к несогласию с ними и направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что выходит за пределы полномочий арбитражного суда округа в силу требований статей 286 и 287 Кодекса.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решение от 15.03.2019 и апелляционного постановления от 22.05.2019 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 по делу N А32-2526/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
- обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьи 39.16 Земельного кодекса.
...
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судебных инстанций, сводятся к несогласию с ними и направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что выходит за пределы полномочий арбитражного суда округа в силу требований статей 286 и 287 Кодекса.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решение от 15.03.2019 и апелляционного постановления от 22.05.2019 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 сентября 2019 г. N Ф08-7238/19 по делу N А32-2526/2019