Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 сентября 2019 г. N Ф08-7238/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
22 мая 2019 г. |
дело N А32-2526/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Клименко Н.С. по доверенности от 25.10.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2019 по делу N А32-2526/2019 (судья Назыков А.Л.) по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Емельянова Леонида Федоровича к заинтересованному лицу администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Емельянов Леонид Федорович обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования города Краснодар со следующими требованиями:
- о признании незаконным решения администрации муниципального образования города Краснодар от 20.12.2018 N 29222/26 о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- об обязании согласовать предоставление земельного участка общей площадью 4 352 кв.м в пределах координат МСК-23 на основании поданного 03.12.2018 заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2019 решение администрации муниципального образования город Краснодар от 20.12.2018 N 29222/26 о возврате заявления индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Емельянова Леонида Федоровича о предварительном согласовании предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством сельскохозяйственной деятельности признано незаконным. Суд обязал администрацию муниципального образования город Краснодар рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Емельянова Леонида Федоровича о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 03.12.2018 и приложенные к заявлению документы в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, с принятием решения по существу данного заявления. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Не согласившись с принятым решением, администрация обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в соответствии с административным регламентом "О предварительном согласовании предоставления земельного участка", утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Краснодар 02 марта 2015 года N 1890, не предусмотрено предоставление муниципальной услуги в порядке требований подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ.
Заявитель с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва, заинтересованное лицо явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель глава КФХ Емельянов Леонид Федорович 03.12.2018 обратился к администрации муниципального образования города Краснодар с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 4 352 кв. м. в пределах координат МСК-23. Заявление было принято и зарегистрировано за номером N 03122018-13702011-23-03, что подтверждается выданной распиской в получении документов.
Письмом от 20.12.2018 N 29222/26 администрация со ссылкой на пункт 3 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ возвратила заявление, мотивировав тем, что в соответствии с административным регламентом "О предварительном согласовании предоставления земельного участка", утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Краснодар 02 марта 2015 года N 1890, не предусмотрено предоставление муниципальной услуги в порядке требований подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ. Также возврат заявления мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридического лица для сельскохозяйственного использования в соответствии с договором купли-продажи N 3 от 23 июня 2010 года.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Статья 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирует процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Из буквального толкования пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что результатом рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка является:
- решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи;
- решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Как видно из заявления главы КФХ в администрацию о предварительном согласовании предоставления земельного участка, земельный участок испрашивался им для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством сельскохозяйственной деятельности.
Основанием предоставления земельного участка без проведения торгов в заявлении указан подпункт 10 пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, положениями статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрен возврат заявления без его рассмотрения по существу.
Приведенные администрацией основания для возврата заявления являются, таким образом, незаконными.
Поскольку письмом от 20.12.2018 заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка возвращено главе крестьянского (фермерского) хозяйства Емельянову Леониду Федоровичу и фактически не рассмотрено, суд обоснованно обязал администрацию рассмотреть это заявление в порядке, определенном статьей 39.18 Земельного кодекса, с принятием соответствующего решения по существу заявления.
В решении судом первой инстанции верно указано, что суд не может подменять административные органы и принимать за них решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, требование об обязании администрации согласовать предоставление земельного участка конкретной площадью и в определенных в заявлении координатах не подлежит удовлетворению, так как оспаривание в суде возврата заявления администрацией не должно подменять установленные законом процедуры, установленные статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2019 по делу N А32-2526/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.