г. Краснодар |
|
09 сентября 2019 г. |
Дело N А32-51835/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шумковой Тамары Федоровны (ИНН 231515935379, ОГРНИП 311231524200037; паспорт), от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Сергиенко И.Г. (доверенность от 08.11.2018), в отсутствие третьего лица - администрации муниципального образования города Новороссийска, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 по делу N А32-51835/2018 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шумкова Т.Ф. (далее - предприниматель, глава хозяйства) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным решения от 20.11.2018 N 52-51521/18-32-12 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:47:0102006:30 площадью 200 тыс. кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственной деятельности, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, ст. Раевская, район стрельбища; возложить на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенное нарушение прав путем подготовки и направления договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования города Новороссийска (далее - администрация).
Решением от 05.02.2019 (судья Семушин А.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что договор от 28.12.2006 N 4700004226 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, заключенный между администрацией и ООО "Фермерское хозяйство "Пантера"" (правопредшественник предпринимателя; далее - общество) является ничтожным в связи с несоблюдением при его подписании обязательных публичных процедур. Договор заключен на основании утратившего силу постановления главы администрации от 14.03.2000 N 351 (далее - постановление N 351). Постановление главы муниципального образования город-герой Новороссийск от 28.12.2006 N 4002 (далее - постановление N 4002) о продлении постановления N 351 принято с превышением полномочий, поэтому не имеет юридической силы.
Постановлением апелляционного суда от 30.05.2019 решение от 05.02.2019 отменено, заявленные требования удовлетворены. Апелляционная коллегия исходила из того, что спорный земельный участок находился в фактическом землепользовании предпринимателя (его правопредшественника) с 1999 года. Договор аренды от 28.12.2006 N 4700004226 заключен на основании постановлений N 351 и 4002, которые не были признаны недействительными в установленном законом порядке; в период издания постановления N 351 не были предусмотрены обязательные публичные процедуры предоставления в аренду земельных участков. Заявитель с 2000 года предпринимал меры для заключения договора аренды во исполнение постановления N 351, обращался в администрацию за содействием в оформлении договорных отношений. Нарушения, допущенные органом местного самоуправления в процедуре предоставления земельного участка, не могут иметь негативные последствия для добросовестного арендатора.
В кассационной жалобе департамент просит отменить постановление и оставить в силе решение. По мнению заявителя, договор аренды от 28.12.2006 N 4700004226 является ничтожным в связи с несоблюдением при его подписании публичных процедур. В нарушение постановления N 351 общество не заключило с администрацией договор аренды в пятнадцатидневный срок. Глава муниципального образования, принимая постановление N 4002 и продлевая срок действия постановления N 351, превысил свои полномочия. Лицо приобретает права и обязанности по договору аренды земельного участка после заключения такой сделки, а не в силу ненормативного правового акта. Заявитель не представил доказательств соблюдения требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность апелляционного постановления.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемый судебный акт.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в судебном заседании 28.08.2019 объявлялся перерыв до 04.09.2019, о чем сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Кавказского округа http://www.fassko.arbitr.ru.
В судебном заседании предприниматель возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, постановлением N 351 (с учетом изменений, внесенных постановлением главы администрации от 26.04.2000 N 613) обществу из земель станицы Раевской (земли сельскохозяйственного использования) в аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок площадью 20 га для ведения сельскохозяйственной деятельности (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 данного постановления на общество возложены следующие обязанности:
- в 15-дневный срок после принятия постановления заключить с администрацией договор аренды на земельный участок;
- зарегистрировать договор аренды на земельный участок в Новороссийском филиале Краснодарского краевого учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество;
- за 3 месяца до окончания срока аренды земельного участка обратиться в администрацию с ходатайством о переоформлении земель - правовых документов;
- использовать земельный участок по целевому назначению.
При невыполнении указанных пунктов срок действия постановления - 1 год (пункт 4).
В установленный постановлением срок договор аренды в отношении названного участка не заключен.
Постановлением N 4002 внесены изменения в постановление N 351 в части срока его действия - срок продлен до 14.03.2007.
28 декабря 2006 года администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор N 4700004226 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:47:0102006:0030 площадью 200 тыс. кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ст. Раевская, район стрельбища, сроком до 14.03.2049.
31 октября 2011 года департамент и администрация заключили соглашение, в соответствии с которым департаменту перешли права и обязанности арендодателя по договору аренды от 28.12.2006 N 4700004226, номер договора изменен на N 0000002528. Соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 18.12.2011 (регистрационный номер 23-23-21/277/2011-469).
30 ноября 2011 года общество и предприниматель заключили договор об уступке права, по условиям которого предпринимателю переданы все права и обязанности арендатора из договора аренды от 28.12.2006 N 4700004226. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 27.01.2012 (регистрационный номер 23-23-2/181/2011-329).
13 сентября 2018 года глава хозяйства обратился в департамент с заявлением о приобретении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:47:0102006:30.
В письме от 20.11.2018 N 52-51521/18-32-12 заявителю отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что договор аренды от 28.12.2006 N 4700004226 не породил правовых последствий в силу его ничтожности; с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не относится к тем землепользователям, которым земельные участки предоставляются без торгов.
Предприниматель, ссылаясь на незаконность отказа департамента в предоставлении в собственность земельного участка, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Законом N 101-ФЗ).
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом (пункт 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу осуществляется при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение такого участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Апелляционный суд установил, что фактически земельный участок находится в аренде у предпринимателя и его правопредшественника с 1999 года, что подтверждается заключением Управления сельского хозяйства и социального развития села администрации г. Новороссийска от 15.03.2005, делом по созданию электронных кадастровых карт и баз данных Агрофирмы "Раевская" г. Новороссийска 2002 года (картографическим материалом), землеустроительным делом о предоставлении земельного участка обществу.
Заявителем подтверждено принятие, начиная с 2000 года, мер к заключению договора аренды на основании постановления N 351 (договоры на выполнение проектно-изыскательских работ). Заявитель обращался в администрацию за содействием в оформлении договорных отношений.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что по состоянию на дату обращения в департамент с заявлением о выкупе земельного участка, он находился в фактическом пользовании хозяйства и его правопредшественника более 17 лет; в материалы дела представлены доказательства надлежащего использования земельного участка в сельском хозяйстве, а также доказательства уплаты арендной платы (копии квитанций об уплате, копия справки об отсутствии задолженности по арендной плате, акты обследования земельного участка); договор действовал с 2006 года и исполнялся сторонами более 10 лет, претензий со стороны департамента не имелось (департамент регулярно получал арендную плату, проводил мероприятия по контролю использования земельного участка, требований о признании недействительным договора аренды не предъявлял), апелляционный суд обоснованно пришел к выводу о том, что предприниматель как надлежащий арендатор, использующий по целевому назначению предоставленный ему в аренду земельный участок на протяжении длительного времени, вправе требовать предоставления ему в собственность в льготном порядке земельного участка сельскохозяйственного назначения. Возможные нарушения, допущенные органом местного самоуправления в процедуре предоставления земельного участка, не могут иметь негативные последствия для добросовестного арендатора.
Доводы кассационной жалобы не опровергают законность и обоснованность апелляционного постановления, а свидетельствуют о несогласии департамента с установленными судом обстоятельствами и оценкой доказательств. Переоценка доказательств и выводов судебных инстанций в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции. Основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 по делу N А32-51835/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение такого участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса).
...
Заявителем подтверждено принятие, начиная с 2000 года, мер к заключению договора аренды на основании постановления N 351 (договоры на выполнение проектно-изыскательских работ). Заявитель обращался в администрацию за содействием в оформлении договорных отношений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 сентября 2019 г. N Ф08-6246/19 по делу N А32-51835/2018