В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Концепцией развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 года N 3711-р, в рамках проекта "Ментальное здоровье" Приволжского федерального округа:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра в Удмуртской Республике до 2025 года (далее - Концепция);
План мероприятий по реализации Концепции (далее - План).
2. Исполнительным органам Удмуртской Республики, являющимся ответственными исполнителями Плана, обеспечить его реализацию в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период.
3. Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Министерству по физической культуре и спорту Удмуртской Республики, Министерству культуры Удмуртской Республики осуществлять координацию деятельности исполнительных органов Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике по выполнению мероприятий, предусмотренных Планом.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Удмуртской Республике руководствоваться положениями Концепции при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра, а также обеспечить исполнение Плана.
Председатель Правительства |
Я.В. Семенов |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Удмуртской Республики
от 11 сентября 2023 г. N 873-р
Концепция
комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра в Удмуртской Республике до 2025 года
I. Общие положения
1. Настоящая Концепция комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра в Удмуртской Республике до 2025 года (далее - Концепция) направлена на решение комплекса проблем социализации и социальной адаптации данной категории граждан, проживающих в Удмуртской Республике, повышение качества их жизни.
2. Необходимость создания системы комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра (далее соответственно - Система комплексного сопровождения, РАС) обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Конвенции ООН о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, основанными на этом новеллами в российском законодательстве. Настоящая Концепция направлена на обеспечение прав лиц с РАС на полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, профессионального обучения, квалифицированной медицинской помощи, на охрану здоровья, абилитацию, реабилитацию, социализацию, адаптацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду и полноценную жизнь в обществе.
3. Содержание мер по комплексному сопровождению лиц с РАС и их эффективность должны определяться по итогам оценки состояния здоровья, активности и участия в общественной жизни лиц с РАС на основе принципов и методологии Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее - МКФ).
4. Актуальными проблемами на сегодняшний день являются интеграция лиц с РАС в общество, формирование условий для их развития, взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.
Своевременное комплексное сопровождение лиц с РАС должно способствовать их максимально возможному развитию, успешной социализации и включению в образовательную среду с последующей социальной адаптацией и интеграцией.
5. Создание условий для включения лиц с РАС в систему комплексного сопровождения позволит сформировать у них определенные профессиональные навыки и вовлечь их в социальную и трудовую деятельность. Последовательность и преемственность комплексного сопровождения лиц с РАС, основанные на межведомственном и консолидированном подходе, должны содействовать развитию системы профессионального образования, формирования профессиональных навыков, включению в социальную и трудовую деятельность.
6. Необходимость постоянного ухода за лицами с РАС значительно снижает возможность занятости их родителей (законных представителей). Возможность вовлечения в межведомственную систему комплексного сопровождения лиц с РАС с самого раннего возраста позволит родителям (законным представителям) заниматься трудовой деятельностью.
7. По данным Министерства здравоохранения Удмуртской Республики на 31 декабря 2022 года численность детей с РАС, которые находятся под наблюдением врачей-психиатров, составляет 396 человек, из них 31 человек выявлены впервые. В соответствии с письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 мая 2013 года N 15-3/10/1-2140 распространенность РАС в России составляет 1% среди детского населения. На территории Удмуртской Республики проживают 338 045 детей в возрасте от 0 до 17 лет. Прогнозное число детей с РАС в регионе 3 380 человек.
8. Диагноз РАС в большинстве случаев устанавливается детям в возрасте от 5 до 9 лет. Это свидетельствует о позднем установлении диагноза и, соответственно, о позднем начале абилитационных и реабилитационных мероприятий. В связи с этим необходимо обеспечить максимально раннее выявление детей, имеющих признаки РАС, дифференциальную диагностику с другими нарушениями и своевременное начало абилитационных и реабилитационных мероприятий. Оптимальный возраст для раннего выявления признаков РАС, проведения медицинской диагностики (скрининга) - от 1,5 до 3 лет.
9. Система оказания помощи лицам с РАС и их семьям в Удмуртской Республике включает учреждения и организации системы здравоохранения, образования, социального обслуживания, физической культуры, спорта, культуры, занятости, общественные некоммерческие и коммерческие организации.
10. В Удмуртской Республике первичная медико-санитарная помощь детям с РАС оказывается врачами-педиатрами участковыми, психиатрами, психотерапевтами, медицинскими психологами в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики.
11. Стационарная помощь детям с РАС оказывается в психоневрологическом отделении бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Республиканская детская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - БУЗ УР "РДКБ МЗ УР"), бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Республиканский клинический центр психического здоровья Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - БУЗ УР "РКЦПЗ МЗ УР").
12. В Удмуртской Республике обучение и воспитание лиц с РАС осуществляется в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях.
13. По данным Министерства образования и науки Удмуртской Республики в 2022 - 2023 учебном году общая численность обучающихся с ОВЗ (РАС) в образовательных организациях Удмуртской Республики составила 526 человек, из них:
227 человек получали дошкольное образование в дошкольных образовательных организациях: в "специальных коррекционных" (компенсирующей направленности) и "инклюзивных" (комбинированной направленности) группах;
296 человек обучались в общеобразовательных школах, в том числе отдельных образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельных общеобразовательных классах и ресурсных классах, так и совместно с "нормотипичными" сверстниками (инклюзивно);
3 человека обучались в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования.
14. В системе образования Удмуртской Республики в целях своевременного выявления лиц с РАС, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций организована деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (далее - комиссия, ПМПК).
В Удмуртской Республике создана централизованная модель деятельности ПМПК. Функционирование центральной и 12 территориальных комиссий возложено на государственное казенное общеобразовательное учреждение "Республиканский центр диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" (ГКОУ "Республиканский центр диагностики и консультирования").
Деятельность комиссий организована на принципах территориальности и доступности получаемой услуги в восьми муниципальных образованиях с количеством закрепленных территорий от одного до шести.
Центральная комиссия осуществляет деятельность в пределах территории Удмуртской Республики.
12 территориальных ПМПК осуществляют деятельность в пределах территории Удмуртской Республики:
1) ПМПК N 1 - 4, N 12 (г. Ижевск) - г. Ижевск, Малопургинский, Селтинский, Сюмсинский, Якшур-Бодьинский районы;
2) ПМПК N 5 (с. Завьялово) - Завьяловский район;
3) ПМПК N 6 (г. Можга) - г. Можга, Алнашский, Граховский, Кизнерский, Можгинский районы;
4) ПМПК N 7 (г. Сарапул) - г. Сарапул, Камбарский, Киясовский, Каракулинский, Сарапульский районы;
5) ПМПК N 8 (г. Воткинск) - г. Воткинск, Воткинский, Шарканский районы;
6) ПМПК N 9 (г. Глазов) - г. Глазов, Балезинский, Глазовский, Кезский, Юкаменский, Ярский районы;
7) ПМПК N 10 (п. Игра) - Дебесский, Игринский, Красногорский районы;
8) ПМПК N 11 (п. Ува) - Вавожский, Увинский районы.
По результатам комплексного обследования на ПМПК лица с РАС признаются "обучающимися с ограниченными возможностями здоровья". Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Семьи детей раннего возраста с РАС получают рекомендации ПМПК по обращению в организации, предоставляющие услуги ранней помощи.
15. В образовательных организациях Удмуртской Республики для обучающихся с ОВЗ (РАС) создаются специальные условия для организации обучения и воспитания обучающегося с ОВЗ в соответствии с представленным родителями (законными представителями) заключением ПМПК, а для инвалидов и детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, ребенка-инвалида.
В образовательных организациях обучающимся с ОВЗ (РАС) оказывают системную психолого-педагогическую помощь педагогические работники (воспитатели, учителя, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальные педагоги), специалисты сопровождения, ассистент (помощник), оказывающий обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютор).
16. Система социального обслуживания лиц с РАС включает:
1) автономное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями";
2) автономное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов";
3) автономное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский центр социальной реабилитации и адаптации";
4) автономное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов";
5) бюджетное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - Республиканский КЦСОН);
6) казенное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних";
7) казенное учреждение Удмуртской Республики "Республиканский центр занятости населения";
8) Управление социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики.
Социальные услуги сопровождаемого проживания реализуются на базе филиала Республиканского КЦСОН в Первомайском районе г. Ижевска, в отделениях "Специальный дом для одиноких и престарелых" филиалов Республиканского КЦСОН и на базе учебной квартиры некоммерческой общественной организации (далее - НКО), оборудованной для нужд лиц с РАС.
17. В государственных и муниципальных учреждениях культуры и спорта Удмуртской Республики отсутствуют разработанные адаптивные программы и секции для лиц с РАС. Отмечается необходимость обучения специалистов подходам к взаимодействию с лицами с РАС.
18. Услуги лицам с РАС на территории Удмуртской Республики оказывают общественные организации:
автономная некоммерческая организация содействия образованию и социализации людей с аутизмом и другими ментальными нарушениями "Радея" (АНО "Радея);
ассоциация родителей детей-инвалидов Удмуртской Республики (АРДИ);
Удмуртское отделение Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными нарушениями, нуждающимися в представительстве своих интересов (ВОРДИ);
Общественная организация "Объединение детей-инвалидов, инвалидов с детства, их родителей и опекунов г. Ижевска" (Ассоль);
Региональное общественное движение в Удмуртской Республике в поддержку людей с синдромом Дауна и их семей "Солнечный мир", которое является поставщиком социальных услуг и оказывает услуги в сфере помощи людям с РАС;
другие.
19. Анализ имеющихся ресурсов в сфере оказания помощи лицам с РАС в Удмуртской Республике указывает на необходимость развития межведомственной системы комплексного сопровождения лиц с РАС с учетом специфики расстройств с раннего возраста и после достижения совершеннолетия.
II. Термины и определения, используемые в настоящей Концепции
20. Абилитация - система и процесс формирования отсутствующих способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
21. Ассистент - технический помощник, оказывающий лицу с ОВЗ, в том числе лицу с РАС, физическую помощь при перемещении в образовательном пространстве, содействует реализации навыков самообслуживания в столовой, раздевалке, санитарной комнате, в подготовке и уборке рабочего места, а также в выстраивании коммуникации с окружающими, в том числе с помощью альтернативной коммуникации.
22. Группа комбинированной направленности - форма организации дошкольного образования, при которой организовано совместное образование нормотипичных детей и обучающихся с ОВЗ (РАС) в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Обучающиеся с ОВЗ (РАС) получают дошкольное образование по адаптированной образовательной программе с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
23. Группа компенсирующей направленности - форма организации дошкольного образования только для обучающихся с ОВЗ (РАС), при которой осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
24. Доступная среда - обеспечение равного доступа лиц с инвалидностью, в том числе с РАС, к объектам инфраструктуры, услугам и информации, включая возможность образования и трудоустройства, независимо от наличия постоянных или временных ограничений мобильности.
25. Комплексное сопровождение - содействие при получении лицами с РАС социально значимых услуг (медицинских, социальных, образовательных, услуг в сфере физической культуры и спорта, профессиональной подготовки и занятости), а также комплекс мероприятий, проводимый с родителями (законными представителями) лиц с РАС, направленный на социальную интеграцию в общество и повышение ресурсности данных семей.
26. Ментальные нарушения - психические (интеллектуальные) расстройства, которые ограничивают способность человека обслуживать себя, обучаться, заниматься трудовой деятельностью и осложняют процесс интеграции в общество.
27. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
28. Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей).
29. Расстройства аутистического спектра (РАС) - расстройства, возникающие в детском возрасте вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
30. Реабилитация - система полного или частичного восстановления способностей к бытовой, общественной, профессиональной или иной деятельности.
31. Ресурсный класс для детей с РАС - это специальная образовательная модель на основе метода прикладного анализа поведения, которая предполагает инклюзивное образование и индивидуальное обучение детей с РАС. Ресурсный класс для детей с РАС обеспечивает право на образование детей с РАС и позволяет организовать обучение каждого ученика в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями. Это форма обучения на базе общеобразовательных учреждений, при которой обучающиеся с РАС зачисляются в регулярные (общеобразовательные) классы, в зависимости от потребностей обучающиеся получают персонализированную помощь в ресурсной зоне для максимального продвижения от индивидуальных занятий к занятиям в регулярных классах.
32. Служба ранней помощи - форма организации, оказывающая услуги ранней помощи детям от 0 до 3 лет и их семьям на междисциплинарной основе, направленная на определение нуждаемости детей и их семей в услугах ранней помощи, проведение диагностических процедур, проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми совместно с их родителями (законными представителями), консультирование родителей (законных представителей) с целью повышения компетентности. Служба ранней помощи обеспечивает направление деятельности органов здравоохранения, социальной защиты, образования, некоммерческих организаций по оказанию медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг нуждающимся в них детям и их семьям в рамках индивидуальных программ ранней помощи для каждого ребенка на основе принципов комплексности, междисциплинарности, семейноориентированности.
33. Сопровождаемая социальная дневная занятость - форма занятости для лиц с тяжелыми ментальными, психофизическими и поведенческими нарушениями, не позволяющими участвовать в производственном процессе, но предполагающая посильное участие в социокультурной деятельности, социальном общении и взаимодействии, предметно-практической деятельности, в том числе бытовой.
34. Сопровождаемая трудовая деятельность - предоставление мер поддержки, необходимых и достаточных для обеспечения адаптации в процессе трудоустройства и осуществления лицом с РАС трудовой деятельности в соответствии с требованиями работодателя и законодательства Российской Федерации.
35. Сопровождаемое проживание инвалидов - форма жизнеустройства лиц, неспособных вести самостоятельный образ жизни или способных его вести с помощью других лиц посредством предоставления социальных услуг, услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, содействия в получении образования, проведения мероприятий по социальному сопровождению в привычной социальной среде, сохранения их автономии и самостоятельности при условии поддержки в реализации основных жизненных способностей, содействия в выработке навыков, необходимых для проживания в домашних условиях.
36. Тьютор - педагогический работник, который обеспечивает сопровождение учащегося с особенностями развития через участие в разработке индивидуального образовательного маршрута и его реализации в целях обеспечения его успешной интеграции в образовательную среду.
III. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих организацию помощи лицам с РАС в Удмуртской Республике
37. Настоящая Концепция разработана с учетом следующих нормативных правовых актов:
Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года N 1559-1);
Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицирована Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 года N 3711-р "Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии";
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155;
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений";
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года N 1598;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года N 1599;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Закон Удмуртской Республики от 23 декабря 2004 года N 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 4 сентября 2013 года N 391 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие образования";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 7 октября 2013 года N 457 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие здравоохранения";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года N 540 "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг на территории Удмуртской Республики";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 августа 2015 года N 410 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Социальная поддержка граждан";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 января 2017 года N 9 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Доступная среда";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 2 сентября 2019 года N 400 "Об организации проведения оценки региональной системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Удмуртской Республике";
распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 8 ноября 2017 года N 1348-р "Об организации деятельности по созданию и развитию в Удмуртской Республике службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам в возрасте от 0 до 3 лет";
распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 9 июня 2018 года N 708-р "Об организации услуг ранней помощи детям в возрасте от рождения до трех лет и их семьям в Удмуртской Республике";
распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 27 мая 2020 года N 638-р "О Региональном ресурсно-методическом центре по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов и ранней помощи";
приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 24 декабря 2018 года N 1295 "Об утверждении порядка работы центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Удмуртской Республики";
приказ Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики, Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 27 апреля 2020 года N 128/015/496 "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия при организации оказания услуг ранней помощи в Удмуртской Республике";
приказ Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики от 23 ноября 2020 года N 312-а "Об организации работы кабинетов ранней помощи, созданных на базе комплексных центров социального обслуживания населения";
приказ Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от 2 ноября 2022 года N 1670 "О создании межведомственной рабочей группы по вопросам жизнедеятельности детей с расстройствами аутистического спектра".
38. Практическая реализация положений настоящей Концепции в Удмуртской Республике осуществляется с учетом изменений в федеральном и региональном законодательстве.
IV. Основные принципы, цель, задачи и приоритетные направления настоящей Концепции
39. Основными принципами настоящей Концепции являются:
1) приоритет общечеловеческих ценностей, защита прав и уважение человеческого достоинства лиц с РАС;
2) личностная и семейная ориентированность, направленность на достижение нормализации жизни и максимальной социальной инклюзии;
3) раннее начало, непрерывность, последовательность и преемственность межведомственного комплексного сопровождения, обучение, поддерживающее активность лиц с РАС на протяжении всей их жизни;
4) комплексный межведомственный подход к сопровождению лиц с РАС: межведомственное, межсекторное, межорганизационное и межпрофессиональное взаимодействие как основа комплексного сопровождения лиц с РАС, его партиципативный и консолидированный характер;
5) доступность услуг и их ориентация на нормализацию жизни человека в условиях естественной социальной среды;
6) максимальная доступность услуг по месту их проживания;
7) индивидуальный набор услуг и выбор подходов и методов работы с лицами с РАС;
8) компетентность специалистов при предоставлении услуг лицам с РАС.
9) активизация родителей (законных представителей), вовлечение и повышение их компетентности.
40. Целью настоящей Концепции является создание системы комплексного сопровождения лиц с РАС, направленной на их максимальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество, снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление психического и физического здоровья, повышение их ресурсности и качества жизни.
41. Задачи настоящей Концепции:
1) формирование системы комплексного сопровождения лиц с РАС в Удмуртской Республике, определение функций и ответственности участников системы комплексного сопровождения лиц с РАС;
2) разработка нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексного сопровождения лиц с РАС;
3) создание доступной среды для лиц с РАС;
4) развитие механизмов всесторонней поддержки семей лиц с РАС, создание рабочих алгоритмов сопровождения лиц с РАС на всех этапах жизни;
5) формирование толерантного отношения в обществе к лицам с РАС.
42. Приоритетные направления настоящей Концепции:
1) создание механизма своевременного выявления и ранней диагностики детей с РАС;
2) обеспечение своевременной ранней абилитации и реабилитации детей с РАС;
3) создание регионального регистра лиц с РАС для их последующего включения в систему комплексного сопровождения;
4) включение в региональный реестр поставщиков организаций различных форм собственности - поставщиков, готовых предоставлять услуги лицам с РАС;
5) обучение и повышение квалификации специалистов учреждений и организаций эффективным технологиям и методикам работы и помощи лицам с РАС, а также их семьям;
6) обеспечение доступности дошкольного, общего, дополнительного, а также профессионального образования для лиц с РАС;
7) создание дифференцированных условий и подходов комплексного сопровождения лиц с РАС с учетом степени тяжести их нарушений;
8) обучение родителей (законных представителей), воспитывающих детей с РАС, эффективным технологиям и методикам помощи лицам с РАС;
9) организация информационной, правовой, психологической, материальной, социальной поддержки семей, в состав которых входят лица с РАС;
10) организация сопровождаемой социальной дневной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности лиц с РАС с учетом их возможностей и функциональности;
11) организация и развитие услуг сопровождаемого проживания для лиц с РАС;
12) регулярное информирование о необходимости толерантного принятия людей с особенностями развития, в том числе лиц с РАС.
V. Целевые группы
43. К целевым группам по оказанию услуг комплексного сопровождения относятся:
дети раннего возраста (от 0 до 3 лет), отнесенные к "группе риска" по наличию РАС по результатам скрининга;
дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) с РАС;
дети школьного возраста (от 7 до 18 лет) с РАС;
лица с РАС старше 18 лет;
семьи лиц с РАС;
специалисты организаций и учреждений, включенных в систему комплексного сопровождения лиц с РАС.
VI. Участники системы комплексного сопровождения лиц с РАС в Удмуртской Республике
44. В систему взаимодействия в рамках реализации настоящей Концепции включены органы законодательной и исполнительной власти Удмуртской Республики, центральная и территориальные ПМПК, федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике", организации и учреждения системы образования, здравоохранения, социальной защиты, физкультуры и спорта, культуры различной ведомственной принадлежности и форм собственности, НКО, родительские объединения.
45. Комплексность сопровождения должна основываться на системном подходе к решению проблем лиц с РАС, единой методологии (биопсихосоциальном подходе к лицам с РАС, методологии МКФ), обеспечивающей эффективность коммуникации участников работы и достижение ее результатов, а также обеспечении высокого уровня межведомственного взаимодействия.
VII. Система комплексного сопровождения лиц с РАС в Удмуртской Республике
46. Многообразие проблем, обусловленных системным характером нарушений при РАС, предполагает осуществление комплексного сопровождения лиц с РАС, включающего медицинский, образовательный, социальный, культурный, спортивный и профессиональный аспекты.
47. Механизм реализации медицинского аспекта:
1) проведение скринингового обследования на выявление детей с РАС при проведении профилактического медицинского осмотра несовершеннолетних в возрасте 2 лет на базе всех медицинских учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детям.
При наличии у ребенка ранних признаков нарушения развития семья направляется к группе специалистов (педиатр, клинический психолог, психиатр) для фокусной диагностики: выявления с помощью валидных диагностических инструментов риска РАС и определения лечебно-коррекционных мероприятий.
Установление диагноза, уточнение уровня развития отдельных психических функций и особенностей поведения, психологическая поддержка семьи, коррекционная психологическая работа, при показаниях - фармакологическая поддержка, установление инвалидности и формирование индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, ребенка-инвалида (далее - ИПРА) в соответствии с клиническими рекомендациями общественной организации "Российское общество психиатров" "Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация" от 2020 года (далее - Клинические рекомендации);
2) организация работы служб ранней помощи на базе учреждений здравоохранения, образовательных организаций, на базе учреждений социального обслуживания и НКО;
3) формирование и ведение региональной базы (регистра) лиц с диагнозом РАС как информационного ресурса для специалистов учреждений и организаций, являющихся участниками системы комплексного сопровождения детей и взрослых лиц с РАС и имеющих доступ к базе данных. Ее создание обеспечит единые статистические и информационные данные для работы специалистов, своевременную и более эффективную помощь лицам с РАС и их семьям;
4) оказание первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи несовершеннолетним с РАС. Оказание консультативной психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи на базе БУЗ "РКЦПЗ МЗ УР";
5) внедрение методик проведения абилитационных и реабилитационных мероприятий при оказании помощи лицам с РАС в соответствии с Резолюцией Всемирной организации здоровья о комплексных и согласованных усилиях по ведению расстройств аутистического спектра (WHA67.8) и актуальными Клиническими рекомендациями;
6) проведение переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений здравоохранения, включенных в систему комплексного сопровождения лиц с РАС;
48. Механизм реализации образовательного аспекта:
1) обеспечение получения обучающимися с ОВЗ (детьми с РАС) дошкольного образования: развитие вариативных форм получения дошкольного образования с учетом особенностей и возможностей каждого обучающегося с РАС на основе адаптированной образовательной программы (далее - АОП) дошкольного образования обучающихся с РАС.
Дошкольное образование обучающихся с РАС организуется в группах компенсирующей и комбинированной направленности, в общеобразовательных организациях, в которых в соответствии с заключением ПМПК создаются специальные условия образования, отвечающие особым образовательным потребностям обучающихся с РАС, в том числе обеспечивается сопровождение тьютора и (или) ассистента.
2) обеспечение для обучающихся с ОВЗ (РАС) получения общего образования:
в ресурсных классах для обучающихся с ОВЗ (РАС);
в общеобразовательных классах (инклюзивно), в которых в соответствии с заключением ПМПК создаются специальные условия образования, отвечающие особым образовательным потребностям обучающихся с РАС, в том числе сопровождение тьютора и (или) ассистента;
в отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В целях обеспечения для детей с РАС получения общего образования необходимо развитие вариативных форм получения школьного образования с учетом особенностей и возможностей каждого обучающегося с РАС в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
3) создание условий и разработка программ дополнительного образования детей с РАС, программ предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации обучающихся с РАС.
Дополнительное образование может осуществляться как в организациях дополнительного образования, так и в общеобразовательных учреждениях;
4) создание условий и разработка программ для получения профессионального и высшего образования лицами с РАС.
Профессиональное образование и/или профессиональное обучение обучающиеся с ОВЗ (РАС) получают в профессиональных образовательных организациях (по программам среднего профессионального образования и по программам профессионального обучения), а также в специализированных мастерских по адаптированным программам профессионального обучения;
5) проведение переподготовки и повышения квалификации специалистов системы образования, включенных в систему комплексного сопровождения лиц с РАС.
49. Организация и поддержка работы НКО с родителями (законными представителями) лиц с РАС:
проведение мероприятий, направленных на повышение родительских компетенций в сфере оказания помощи лицам с РАС;
сопровождение семей, включающее информационную поддержку, консультирование по правовым, психологическим, педагогическим, медицинским вопросам, содействие в предоставлении помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
50. Механизм реализации социального аспекта:
1) обеспечение лиц с РАС социальными услугами;
2) вовлечение лиц с РАС (с учетом степени ограничения жизнедеятельности) и их семей в культурно-досуговые мероприятия и программы;
3) повышение квалификации специалистов учреждений социальной сферы;
4) развитие стационарозамещающих технологий по оказанию помощи лицам с РАС;
5) организация сопровождаемого проживания и социальной занятости лиц с РАС.
При анкетировании лица с РАС выясняется его нуждаемость в получении услуг, состояние здоровья, возраст, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, зависимость от посторонней помощи, определяется форма проживания.
Сопровождаемому проживанию может предшествовать курс учебно-тренировочного проживания в условиях учебной квартиры. В ходе учебно-тренировочного проживания у лиц с РАС формируются навыки самостоятельного проживания (бытовые, социально-коммуникативные, досуговые) в специально созданных условиях.
Персонал, обеспечивающий сопровождение, должен пройти соответствующую подготовку и периодически повышать свою квалификацию, должен уметь оказывать первую помощь, иметь санитарные книжки и справки об отсутствии судимости. Численность персонала должна быть достаточной для обеспечения безопасности. Персонал поддерживает постоянную связь с членами семей лиц с РАС, рассказывая об итогах мониторинга и о способах поддержания полученных навыков обучающихся в домашних условиях.
51. Механизм реализации профессионального аспекта:
1) организация для лиц с РАС сопровождаемой трудовой деятельности предполагает ряд специальных условий для реализации права лиц с РАС на труд.
Трудовая занятость инвалидов, в том числе лиц с РАС, может осуществляться как на свободном рынке труда, так и в защищенных условиях (в специализированных мастерских и центрах дневного социального сопровождения). Основной задачей трудовой деятельности является создание продукта деятельности и получение платы за него.
В случае трудоустройства лиц с РАС на свободном рынке труда обеспечивается сопровождение их трудовой деятельности с целью адаптации и освоении трудовых обязанностей, разъяснение положений трудового договора, регулярное консультирование и необходимое сопровождение в ходе выполнения ими трудовых обязанностей с выездом сопровождающего на их рабочие места.
Организация сопровождаемой трудовой деятельности лиц с РАС в защищенных условиях (в специализированных мастерских и центрах дневного социального сопровождения) рассматривается как форма социально-трудовой реабилитации и абилитации. Вместе с тем по социальным показаниям возможно трудоустройство в условиях специализированных мастерских.
Сопровождаемая трудовая деятельность лиц с РАС осуществляется организациями и учреждениями социального обслуживания и НКО;
2) центр занятости населения реализует мероприятия, направленные на содействие занятости инвалидов, в том числе предоставление государственных услуг по организации профессиональной ориентации, социальной адаптации на рынке труда и психологической поддержке безработных граждан, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан из числа трудоспособных инвалидов, зарегистрированных в центре занятости в целях поиска подходящей работы, сопровождения при содействии занятости инвалидов (помощь инвалиду (I и II групп инвалидности) в составлении резюме, направление его потенциальным работодателям, сопровождение на собеседование, поиск и подбор работодателей, сборе и оформлении документов для трудоустройства, формирование маршрута передвижения до места работы).
VIII. Организационные, правовые и научно-методические основы реализации настоящей Концепции
52. Реализация настоящей Концепции предполагает наличие:
подготовленных кадров для управления процессом комплексного сопровождения лиц с РАС и лиц, оказывающих услуги по сопровождению;
координации деятельности участников реализации мероприятий настоящей Концепции и поддержки целевых групп;
правового регулирования комплексного сопровождения лиц с РАС;
системы мониторинга и оценки системы комплексного сопровождения лиц с РАС в Удмуртской Республике на основе научно обоснованных методов.
53. Кадровое обеспечение комплексного сопровождения лиц с РАС осуществляется через проведение переобучения (переподготовки) специалистов учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности, включенных в систему комплексного сопровождения лиц с РАС, в том числе:
1) подготовка кадров в федеральных государственных бюджетных образовательных учреждениях высшего образования по специальностям в области педагогики, дефектологии, медицины, социальной работы для работы в системе комплексного сопровождения лиц с РАС;
2) проведение семинаров, стажировок, курсов повышения квалификации специалистов системы комплексного сопровождения лиц с РАС;
3) осуществление наставничества в организациях Удмуртской Республики, работающих в системе комплексного сопровождения лиц с РАС;
4) проведение мероприятий для профилактики профессионального выгорания специалистов системы комплексного сопровождения лиц с РАС.
54. Функцию координации деятельности участников настоящей Концепции и контроль за ее реализацией выполняет Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.
XI. Ожидаемые результаты
55. В результате реализации настоящей Концепции планируется:
1) создание системы межведомственного взаимодействия между органами власти, учреждениями и организациями независимо от форм собственности по вопросам комплексного сопровождения лиц с РАС;
2) повышение мотивации родителей (законных представителей) к включению детей с РАС в процесс комплексного сопровождения лиц с РАС на раннем этапе;
3) создание системы раннего выявления и диагностики детей с РАС;
4) обеспечение равного доступа лиц с РАС к абилитационным и реабилитационным услугам;
5) обеспечение доступности общего, профессионального, дополнительного образования для лиц с РАС с учетом их запросов, возможностей и образовательных потребностей.
6) создание системы альтернативных форм для проживания лиц с РАС старше 18 лет.
56. Эффективность и степень достижения ожидаемых результатов планируется определять на основании сопоставления организуемой системы комплексного сопровождения лиц с РАС с целевыми индикаторами реализации Концепции комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра в Удмуртской Республике до 2025 года, определенными приложением к настоящей Концепции.
Целевые индикаторы сгруппированы по принципу соответствия решаемым задачам и приоритетным направлениями настоящей Концепции, что позволяет регулярно осуществлять мониторинг ее реализации.
Приложение
к Концепции комплексного сопровождения
лиц с расстройствами аутистического спектра
в Удмуртской Республике до 2025 года
Перечень
целевых индикаторов реализации Концепции комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра в Удмуртской Республике до 2025 года
N |
Наименование индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение индикатора (показателя) |
Ответственные исполнители |
|||
по состоянию на 1 января 2022 года |
по состоянию на 1 января 2023 года |
по состоянию на 1 января 2024 года |
по состоянию на 1 января 2025 года |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Доля детей в возрасте до 3 лет, прошедших скрининговое обследование на выявление РАС, от общей численности детей данного возраста |
% |
0 |
80 |
95 |
95 |
Минздрав Удмуртии |
2. |
Доля детей из группы риска по РАС, направленных на консультацию и осмотренных врачом-психиатром в БУЗ УР "РКЦПЗ МЗ УР" в возрасте до 3 лет |
% |
5 |
50 |
70 |
90 |
Минздрав Удмуртии |
3. |
Доля детей с РАС от 1 года до 17 полных лет, получающих (получивших) услуги в медицинских организациях от общего количества обратившихся за медицинской помощью |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Минздрав Удмуртии |
4. |
Доля детей с РАС в возрасте от 1 до 7 лет, получивших услуги коррекции (реабилитации, абилитации), от общего числа детей с РАС в этой возрастной группе |
% |
10 |
10 |
15 |
20 |
Минздрав Удмуртии, МОиН УР, Минсоцполитики УР, Минспорт УР, НКО (по согласованию) |
5. |
Доля лиц с РАС в возрасте старше 18 лет, получивших социальные услуги, от общего количества лиц с РАС старше 18 лет, признанных нуждающимися в получении социальных услуг |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Минсоцполитики УР |
6. |
Доля лиц с РАС в возрасте старше 18 лет, вовлеченных в трудовую деятельность и (или) социальную занятость, от общего количества лиц с РАС старше 18 лет, получающих социальные услуги |
% |
0 |
80 |
85 |
90 |
Минсоцполитики УР |
7. |
Доля лиц с РАС в возрасте старше 18 лет, охваченных различными формами сопровождаемого проживания, от общего количества лиц с РАС в возрасте старше 18 лет, получающих социальные услуги в рамках социальной реабилитации и абилитации |
% |
0 |
0 |
14 |
14 |
Минсоцполитики УР, НКО (по согласованию) |
8. |
Количество общественных организаций, принимающих участие в системе комплексного сопровождения лиц с РАС |
единиц |
4 |
4 |
4 |
4 |
НКО (по согласованию) |
9. |
Доля детей с РАС, обучающихся в образовательных организациях, от общего количества выявленных обучающихся с РАС, в том числе: |
% |
X |
X |
X |
X |
МОиН УР |
9.1 |
в дошкольных образовательных организациях (от числа обратившихся) |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
МОиН УР |
9.2 |
в общеобразовательных организациях |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
МОиН УР |
9.3 |
в профессиональных образовательных организациях |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
МОиН УР |
10. |
Доля детей с РАС в возрасте до 3 лет, получивших медицинскую, психолого-педагогическую, коррекционную, социальную помощь, от общего числа обратившихся |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
МОиН УР |
11. |
Количество групп компенсирующего вида и комбинированной направленности в дошкольных образовательных организациях |
единиц |
222 |
222 |
225 |
225 |
МОиН УР |
12. |
Количество ресурсных классов для детей с РАС в общеобразовательных организациях |
единиц |
1 |
1 |
2 |
3 |
МОиН УР |
13. |
Доля детей с РАС, получивших психолого-педагогическую, коррекционную помощь, от общего числа детей с РАС |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
МОиН УР |
14. |
Доля обучающихся с РАС, прошедших профессиональную ориентацию, от общего количества обучающихся с РАС |
% |
50 |
60 |
70 |
80 |
МОиН УР |
15. |
Количество лиц с РАС, получающих (получивших) среднее профессиональное образование и профессиональное обучение |
человек |
3 |
4 |
4 |
4 |
МОиН УР |
16.. |
Численность детей с РАС от 1 года до 17 полных лет, получающих (получивших) услуги в учреждениях спорта и физкультуры |
человек |
30 |
30 |
38 |
48 |
Минспорт УР |
17.. |
Численность детей с РАС от 1 года до 17 полных лет, получающих (получивших) услуги в учреждениях культуры |
человек |
0 |
0 |
1 |
1 |
Минкультуры УР |
18. |
Доля детей с РАС, прошедших комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и получивших рекомендации ПМПК о создании специальных условий для организации обучения и воспитания обучающегося с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК, от общего числа обратившихся на комиссию |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
МОиН УР |
19. |
Доля обучающихся с ОВЗ, для которых образовательной организацией созданы специальные условия для организации обучения и воспитания обучающегося с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
МОиН УР |
20. |
Доля детей с РАС (или семей, воспитывающих детей раннего возраста с РАС), направленных специалистами ПМПК в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
МОиН УР |
22. |
Доля специалистов из числа включенных в систему оказания комплексной помощи гражданам с ментальными нарушениями, прошедших профессиональную переподготовку, повышение квалификации |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
МОиН УР |
22.1 |
в образовательных организациях, в том числе: |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
МОиН УР |
22.2 |
педагогические работники |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
МОиН УР |
22.3 |
специалисты сопровождения |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
МОиН УР |
22.4 |
в организациях здравоохранения, в том числе по диагностической методике расстройств аутистического спектра |
человек |
1 |
5 |
8 |
10 |
Минздрав Удмуртии |
22.5 |
в учреждениях культуры |
человек |
0 |
0 |
3 |
3 |
Минкультуры УР |
22.6 |
в учреждениях спорта |
человек |
2 |
5 |
5 |
5 |
Минспорт УР |
УТВЕРЖДЁН
распоряжением Правительства
Удмуртской Республики
от 11 сентября 2023 г. N 873-р
План
мероприятий по реализации Концепции комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра в Удмуртской Республике до 2025 года
N |
Наименование мероприятия |
Нормативный правовой акт (программа), иной документ, которым предусмотрено проведение мероприятия |
Ответственные исполнители, соисполнители |
Срок реализации |
Планируемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Совершенствование нормативной правовой базы | |||||
1.1 |
Разработка нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность организаций по оказанию комплексной медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи лицам с РАС, воспитывающим детей с РАС, внесение изменений в действующие правовые акты |
|
Минздрав Удмуртии, МОиН УР, Минсоцполитики УР, Минкультуры УР, Минспорт УР, НКО (по согласованию) |
1 октября 2023 года, далее - постоянно |
1. Создание правового поля для формирования системы комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС), семей лиц с РАС: 1.1. Типовые нормативные правовые акты по следующим направлениям: межведомственный алгоритм взаимодействия при организации системы комплексной помощи детям с РАС. 2. Организация и развитие ранней помощи детям с РАС в соответствии с основными положениями Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 1839-р |
1.2 |
Создание межведомственной рабочей группы по развитию системы комплексного сопровождения лиц с РАС |
|
Минсоцполитики УР, Минздрав Удмуртии, МОиН УР, Минкультуры УР, Минспорт УР, НКО (по согласованию) |
1 января 2023 года |
принятие решений, направленных на развитие системы межведомственного комплексного сопровождения детей, лиц с РАС. Утверждение приказа о создании межведомственной рабочей группы, Положения и состава межведомственной рабочей группы. Межведомственный порядок взаимодействия базовых организаций, участвующих в реализации поставленных задач по оказанию комплексной помощи детям, лицам с РАС |
1.3 |
Подписание соглашения о сотрудничестве в части комплексного сопровождения детей, лиц с РАС |
|
Минсоцполитики УР, Минздрав Удмуртии, МОиН УР |
1 января 2023 года |
утверждение алгоритма межведомственного взаимодействия по организации выявления и оказанию помощи детям, лицам с РАС |
II. Развитие системы раннего выявления и медицинского сопровождения детей, лиц с РАС |
2.1 |
Проведение скринингового тестирования детей в возрасте 2 лет на выявление группы риска по РАС в рамках профилактического осмотра несовершеннолетних |
|
Минздрав Удмуртии |
постоянно |
охват не менее 90% детей до 3 лет скринингом на выявление группы риска развития РАС. Число детей группы риска по вероятности наличия РАС |
2.2 |
Создание и ведение регионального регистра детей с РАС |
|
Минздрав Удмуртии |
постоянно |
включение детей с РАС в программу комплексного сопровождения при наличии согласия законных представителей |
2.3 |
Проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования с целью выявления лиц с РАС (обучающихся с ОВЗ); подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи детям с РАС и организации их обучения и воспитания. Направление семьи ребенка с РАС раннего возраста в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи |
|
МОиН УР |
постоянно |
обследование 100% детей, направленных/ обратившихся на ПМПК. Оформление рекомендаций по созданию в образовательных организациях специальных условий обучения и воспитания Обучающегося с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК |
III. Предоставление абилитационных (реабилитационных) услуг детям, лицам с РАС и их родителям | |||||
3.1 |
Создание специальных мастерских, рабочих мест для формирования трудовых навыков у подростков с РАС, молодых инвалидов |
|
Минсоцполитики УР, НКО (по согласованию) |
постоянно |
число детей и подростков с РАС, получивших трудовые навыки |
3.2 |
Участие в реализации мероприятий для родителей детей и молодых лиц с РАС |
|
Минсоцполитики УР |
постоянно |
улучшение качества жизни детей, лиц с РАС |
3.3 |
Содействие в трудоустройстве родителей лиц с РАС, в том числе с применением гибких форм занятости |
|
Минсоцполитики УР, НКО (по согласованию) |
постоянно |
увеличение численности трудоустроенных родителей лиц с РАС |
3.4 |
Предоставление социальных услуг в рамках социальной реабилитации и абилитации лиц, в том числе детей с РАС |
|
Минсоцполитики УР |
постоянно |
создание возможности для лиц с РАС жить в комфортных домашних условиях, полноценно трудиться и интегрироваться в общество |
3.5 |
Организация и обеспечение культурно-досуговой деятельности семей, воспитывающих детей с РАС |
|
Минкультуры УР, Минсоцполитики УР, НКО (по согласованию) |
постоянно |
количество досуговых мероприятий для семей, воспитывающих детей с РАС. Число семей, участвующих в мероприятиях |
3.6 |
Организация предоставления комплекса услуг, оказываемых детям раннего возраста с РАС и их семьям, в службах ранней помощи, созданных при образовательных организациях |
|
МОиН УР |
постоянно |
повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания ребенка, включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи, увеличение количества служб ранней помощи, созданных при дошкольных образовательных организациях, оказывающих комплекс услуг детям с РАС и их семьям |
3.7 |
Мониторинг обеспечения права на образование детей с РАС в Удмуртской Республике |
|
МОиН УР |
ежегодно, октябрь |
информация о количестве в Удмуртской Республике детей с РАС, получающих образование |
3.8 |
Создание и функционирование в общеобразовательных организациях ресурсных классов для детей с РАС |
|
МОиН УР, ОМСУ в УР (по согласованию) |
постоянно |
получение общего образования детьми с РАС в соответствии с образовательными потребностями |
3.9 |
Проведение профориентационных мероприятий с учетом особенностей подростков с РАС |
|
МОиН УР |
постоянно |
количество лиц с РАС, включенных в мероприятия по профориентации. Количество лиц с РАС, получающих (получивших) образование по программе среднего профессионального образования, профессионального обучения |
3.10 |
Организация и обеспечение деятельности системы среднего и высшего профессионального образования инвалидов и молодых лиц с РАС, включение в региональные программы развития профессионального образования разделов по профессиональному обучению лиц с ОВЗ (РАС) |
|
МОиН УР |
постоянно |
число молодых лиц с РАС, обучающихся в системе среднего и высшего профессионального образования. Разделы по профессиональному обучению лиц с ОВЗ (РАС) включены в региональные программы развития профессионального образования |
3.11 |
Адаптация и реализация дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ для детей с РАС на базе организаций дополнительного образования детей, в том числе в муниципальных образовательных организациях |
|
МОиН УР, НКО (по согласованию) |
постоянно |
доля детей с РАС, включенных в различные виды деятельности в системе дополнительного образования; количество программ адаптированного дополнительного образования в муниципальных образовательных организациях, иных организациях дополнительного образования для детей с РАС |
IV. Обучение и повышение квалификации специалистов учреждений и организаций эффективным технологиям и методикам помощи лицам с РАС, семьям лиц с РАС | |||||
4.1 |
Обучение (в том числе повышение квалификации и профессиональная переподготовка) специалистов медицинских, образовательных организаций, учреждений социального обслуживания населения, занятости, культуры и спорта, центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, специалистов муниципальных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, включенных в систему оказания комплексной помощи лицам с РАС |
|
МОиН УР, высшие учебные заведения (по согласованию) |
постоянно |
повышение компетенции специалистов организаций образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, иных организаций по вопросам оказания помощи лицам с РАС |
IV. Информационная поддержка | |||||
5.1 |
Проведение информационно-просветительских мероприятий для семей лиц с РАС о возможных нарушениях в развитии детей с признаками РАС |
|
МОиН УР, Минздрав Удмуртии, Минсоцполитики УР, Минспорт УР, НКО (по согласованию) |
постоянно |
повышение информированности населения и заинтересованных организаций по вопросам оказания помощи лицам с РАС |
Принятые сокращения:
Минсоцполитики УР - Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики;
МОиН УР - Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
Минздрав Удмуртии - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;
Минкультуры УР - Министерство культуры Удмуртской Республики;
Минспорт УР - Министерство по физической культуре и спорту Удмуртской Республики;
НКО - некоммерческие общественные организации;
ОМСУ в УР - органы местного самоуправления в Удмуртской Республике.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 11 сентября 2023 г. N 873-р "Об утверждении Концепции комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра в Удмуртской Республике до 2025 года"
Вступает в силу с 11 сентября 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru) 12 сентября 2023 г. N 06120920231644