г. Краснодар |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А32-12156/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шеиной Юлии Викторовны (ИНН 236001490642, ОГРНИП 307235431900020) - Еременко А.А. (доверенность от 28.02.2018), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Попурей Н.А. (доверенность от 07.02.2019), в отсутствие третьих лиц: департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, администрации муниципального образования Тихорецкий район, общества с ограниченной ответственностью "Газпром инвест", извещенных о времени и месте заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шеиной Юлии Викторовны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 (судья Куликов О.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А32-12156/2018, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского хозяйства Шеина Юлия Викторовна (далее - предприниматель, глава хозяйства) обратилась в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, уполномоченный орган), с заявлением в котором просила:
- признать незаконным отказ департамента в предоставлении главе хозяйства в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:32:0502003:7, расположенный по адресу: Тихорецкий район, с/о Терновский, секция 1 контур 69 (участок N 47);
- обязать департамент принять решение о предоставлении в аренду предпринимателю в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:32:0502003:7, расположенный по адресу: Тихорецкий район, с/о Терновский, секция 1 контур 69 (участок N 47);
- обязать уполномоченный орган в десятидневный срок со дня принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:32:0502003:7 предоставить главе хозяйства договор аренды указанного земельного участка (дело N А32-12156/2018).
Глава хозяйства также обратилась в арбитражный суд к департаменту с заявлением, в котором просила:
- признать незаконным отказ департамента в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:32:0501008:4, расположенный по адресу: Тихорецкий район, с/о Терновский, секция 1 контур 602 (участок N 35);
- обязать департамент принять решение о предоставлении в аренду главе хозяйства земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:32:0501008:4, расположенный по адресу: Тихорецкий район, с/о Терновский, секция 1 контур 602 (участок N 35);
- обязать уполномоченный орган в десятидневный срок со дня принятия решения о предоставлении в аренду главе хозяйства земельного участка с кадастровым номером 23:32:0501008:4 предоставить ему договор аренды указанного земельного участка (дело N А32-11851/2018).
Заявление основано на положениях статей 39.6, 39.16 и 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Требования мотивированы наличием у главы хозяйства преимущественного права на заключение (без торгов) договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:32:0502003:7 и 23:32:0501008:4 на новый срок. Отказ уполномоченного органа в заключении договоров аренды не только незаконен, но и нарушает права (интересы) главы хозяйства как добросовестного арендатора земельных участков.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2018 на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дела N А32-12156/2018 и N А32-11951/2018 объединены в одно производство. Объединенному делу присвоен N А32-12156/2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены: департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края (далее - департамент архитектуры); администрация муниципального образования Тихорецкий район (далее - администрация); общество с ограниченной ответственностью "Газпром инвест" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019, в удовлетворении требований отказано.
Суды установили, что глава хозяйства на протяжении длительного периода времени арендовал земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:32:0502003:7 и 23:32:0501008:4, расположенными по адресу: Тихорецкий район, с/о Терновский, секция 1 контур 69 (участок N 47), секция 1 контур 602 (участок N 35). Предприниматель в период действия договоров аренды обратился в департамент с заявлениями о предоставлении указанных участков в аренду. Заявления поданы на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и мотивированы надлежащим длительным использованием испрашиваемых участков без каких-либо нарушений со стороны арендатора. Департамент письмами от 21.02.2018 N 52-7681/18-32-12 и от 21.02.2018 N 52-7677/18-32-12 отказал главе хозяйства в предоставлении земельных участков в аренду со ссылкой на пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса, поскольку в соответствии с утвержденной схемой территориального планирования участки предназначены для размещения (расширения) магистрального газопровода. Ссылаясь на незаконность решений департамента об отказе в предоставлении земельных участков в аренду, глава хозяйства оспорил их в судебном порядке. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 39.6, 39.16, 39.17 Земельного кодекса, нормами статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Суды установили, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 816-р (далее - распоряжение N 816-р) утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта), которой, в частности, предусмотрено расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод "Южный поток" (Восточный коридор). В рамках реализации данного направления предусмотрено осуществление строительства объектов магистральных газопроводов на территории Тихорецкого района Краснодарского края, сельского поселения Тихорецкое (приложение N 4 к схеме территориального планирования Российской Федерации, пункт 19). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, согласно которой одним из важнейших стратегических инфраструктурных проектов в сфере энергетики, является строительство газопровода "Южный поток". В целях строительства газопровода "Южный поток" осуществляется реализация инвестиционного проекта ПАО "Газпром" - "Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток" 2-й этап (Восточный коридор) для обеспечения подачи газа в объеме до 63 млрд. м3 /год". В состав объекта входят: газопровод диаметром 1400 мм, вдоль трассовая ВЛ 10кВ и кабель ВОЛС. В соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта), утвержденной распоряжением N 816-р, в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:32:0502003:7, 23:32:0501008:4 планируется размещение магистрального газопровода "Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод "Южный поток" (Восточный коридор)". Приведенные обстоятельства подтверждаются информацией, поступившей в уполномоченный орган от департамента архитектуры (письмо от 15.02.2018 N 71-04-01-1756/18), а также письменными пояснениями общества (заказчика проектной документации по строительству газопровода). Место размещения объекта согласовано с администрацией (постановления от 28.12.2012 N 2487 и от 29.12.2012 N 2503). Магистральный газопровод будет проходить по территории Терновского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края, в том числе, через испрашиваемые в аренду земельные участки. Поскольку глава хозяйства не является лицом, уполномоченным на строительство линейных объектов, а спорные участки предназначены для строительства магистрального газопровода, у уполномоченного лица имелись предусмотренные пунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса основания для отказа в их предоставлении главе хозяйства. Поэтому судебные инстанции отказали предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Глава хозяйства обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции (в ином составе суда), ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Судебные инстанции при разрешении спора не учли положения пункта 8 статьи 90 Земельного кодекса, согласно которому земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов. Установление типа газопровода, планируемого к размещению, является юридически значимым обстоятельством в рассматриваемом деле, так как в случае строительства, размещения на земельных участках газопровода подземного типа, на части данного земельного участка может быть введен особый режим использования, но не его изъятие. Непредоставлением уполномоченным органом земельных участков в аренду нарушаются права (интересы) главы хозяйства как исправного арендатора, на протяжении длительного периода времени надлежаще (без нарушений) использовавшего испрашиваемые участки.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов кассационной жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Третье лицо подтвердило обстоятельства, связанные с планируемым размещением в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:32:0502003:7 и 23:32:0501008:4 части магистрального газопровода "Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод "Южный поток" (Восточный коридор)" в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации, утвержденной распоряжением N 816-р. По мнению общества, положения пункта 8 статьи 90 Земельного кодекса, на который ссылается предприниматель в жалобе, не исключает применение к спорным отношениям норм пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса. Установив обстоятельства, исключающие предоставление в аренду испрашиваемых земельных участков, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали главе хозяйства в удовлетворении заявленных требований.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель главы хозяйства поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель департамента возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам земельного законодательства и материалам дела.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили. От общества поступило (изложено в отзыве) ходатайство о рассмотрении жалобы предпринимателя в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, глава хозяйства на протяжении длительного периода времени арендовал земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:32:0502003:7 и 23:32:0501008:4, расположенными по адресу: Тихорецкий район, с/о Терновский, секция 1 контур 69 (участок N 47), секция 1 контур 602 (участок N 35).
Предприниматель в период действия договоров аренды обратился в департамент с заявлениями о предоставлении указанных участков в аренду. Заявления поданы на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и мотивированы надлежащим длительным использованием испрашиваемых участков без каких-либо нарушений со стороны арендатора.
Департамент письмами от 21.02.2018 N 52-7681/18-32-12 и от 21.02.2018 N 52-7677/18-32-12 отказал главе хозяйства в предоставлении земельных участков в аренду со ссылкой на пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса, поскольку в соответствии с утвержденной схемой территориального планирования участки предназначены для размещения (расширения) магистрального газопровода.
Ссылаясь на незаконность решений департамента об отказе в предоставлении земельных участков в аренду, глава хозяйства оспорил их в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 названного Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 стать 39.6 Земельного кодекса.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подпункт 32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (пункты 1, 2 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если такой участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования подразделяются на: документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (части 2 и 3 статьи 9 Градостроительного кодекса).
Схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет (часть 10 статьи 9 Градостроительного кодекса).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Градостроительного кодекса документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в области, в том числе, федерального транспорта (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт).
Схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения (часть 4 статьи 10 Градостроительного кодекса).
В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта). Также указываются характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов (часть 5 статьи 10 Градостроительного кодекса).
Распоряжением N 816-р утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта - приложение N 4). В ней, в частности, предусмотрено расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод "Южный поток" (Восточный коридор). Проектный объем транспортировки газа - до 63 млрд. куб. м в год, обеспечивает подачу газа в газопровод "Южный поток".
Как установлено судами при разрешении спора, в целях реализации инвестиционного проекта ПАО "Газпром" по строительству газопровода "Южный поток" предусмотрено размещение объектов магистральных газопроводов, в том числе, на территории Тихорецкого района Краснодарского края. В состав планируемого к строительству на данной территории объекта входят: газопровод диаметром 1400 мм, вдоль трассовая ВЛ 10кВ и кабель ВОЛС. Согласно информации, поступившей в уполномоченный орган от департамента архитектуры, в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации, утвержденной распоряжением N 816-р, в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:32:0502003:7 и 23:32:0501008:4 планируется размещение магистрального газопровода "Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод "Южный поток" (Восточный коридор)". Данное обстоятельство подтверждается также письменными пояснениями общества (заказчика проектной документации по строительству газопровода). Место размещения объекта согласовано с администрацией (постановления от 28.12.2012 N 2487 и от 29.12.2012 N 2503). Магистральный газопровод будет проходить по территории Терновского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края, в том числе, через испрашиваемые в аренду земельные участки. Установив, что глава хозяйства не является лицом, уполномоченным на строительство линейных объектов, а спорные участки предназначены для размещения магистрального газопровода, судебные инстанции отказали предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В кассационной жалобе глава хозяйства приводит доводы, свидетельствующие, по его мнению, о наличии оснований для признания незаконными решений департамента об отказе в заключении договоров аренды на новый срок (без торгов). Предприниматель полагает, что установление типа газопровода, планируемого к размещению, является юридически значимым обстоятельством в рассматриваемом деле. Кроме того, непредоставлением департаментом земельных участков в аренду нарушаются права (интересы) главы хозяйства как исправного арендатора, на протяжении длительного периода времени надлежаще (без нарушений) использовавшего испрашиваемые им участки. Указанные доводы не принимаются окружным судом как не влияющие на разрешение спора по существу. Отказ департамента основан на нормах земельного и градостроительного законодательства, а также соответствует содержанию документов, представленных в распоряжение уполномоченного органа до принятия решения об отказе в предоставлении испрашиваемых участков в аренду. С учетом содержания пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса, технические параметры объекта газоснабжения, не имеют значения для правильности разрешения спора. Установленное судами препятствие для заключения договоров аренды на новый срок (в соответствии с утвержденной схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта спорные участки предназначены для строительства магистрального газопровода) исключает удовлетворение требований главы хозяйства (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в кассационной жалобе. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
При подаче кассационной жалобы главой хозяйства в федеральный бюджет уплачена государственная пошлина в размере 3 тыс. рублей. В подтверждение факта уплаты пошлины предприниматель приложил к жалобе копию платежного извещения от 29.07.2019.
В силу норм пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается оригиналом (а не копией) платежного документа. Подлинное платежное извещение от 29.07.2019 в дело не представлено, поэтому вопрос о возврате заявителю из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины окружным судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 по делу N А32-12156/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами при разрешении спора, в целях реализации инвестиционного проекта ПАО "Газпром" по строительству газопровода "Южный поток" предусмотрено размещение объектов магистральных газопроводов, в том числе, на территории Тихорецкого района Краснодарского края. В состав планируемого к строительству на данной территории объекта входят: газопровод диаметром 1400 мм, вдоль трассовая ВЛ 10кВ и кабель ВОЛС. Согласно информации, поступившей в уполномоченный орган от департамента архитектуры, в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации, утвержденной распоряжением N 816-р, в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:32:0502003:7 и 23:32:0501008:4 планируется размещение магистрального газопровода "Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод "Южный поток" (Восточный коридор)". Данное обстоятельство подтверждается также письменными пояснениями общества (заказчика проектной документации по строительству газопровода). Место размещения объекта согласовано с администрацией (постановления от 28.12.2012 N 2487 и от 29.12.2012 N 2503). Магистральный газопровод будет проходить по территории Терновского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края, в том числе, через испрашиваемые в аренду земельные участки. Установив, что глава хозяйства не является лицом, уполномоченным на строительство линейных объектов, а спорные участки предназначены для размещения магистрального газопровода, судебные инстанции отказали предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
...
В силу норм пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается оригиналом (а не копией) платежного документа. Подлинное платежное извещение от 29.07.2019 в дело не представлено, поэтому вопрос о возврате заявителю из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины окружным судом не рассматривается."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 сентября 2019 г. N Ф08-7855/19 по делу N А32-12156/2018