г. Краснодар |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А32-45731/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Межфермерское аграрно-производственное предприятие "Агрострой"" (ИНН 2315097624, ОГРН 1022302384720) и заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315061988, ОГРН 1032309077635), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Новороссийск на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2019 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А32-45731/2018, установил следующее.
ООО "Межфермерское аграрно-производственное предприятие "Агрострой"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 01.08.2018 N 3055 "Об изъятии для муниципальных нужд части земельного участка площадью 447,59 кв. м от земельного участка общей площадью 1092 кв. м с кадастровым номером 23:47:0117016:44 согласно проекту планировки и проекту межевания территории в г. Новороссийске, с. Цемдолина, ул. Золотая Рыбка" (далее - постановление N 3055).
Требования мотивированы тем, что проектом планировки территории не предусмотрено размещение проектируемого автомобильного проезда с использованием земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117016:44.
Решением от 04.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.04.2019, заявленные требования удовлетворены; распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суды исходили из того, что заинтересованное лицо не обосновало необходимости изъятия спорного земельного участка для строительства автомобильного проезда.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Заявитель указывает на то, что проектом планировки и межевания территории подтверждается, что спорный земельный участок входит в границы проектируемой автомобильной дороги. Проектируемый автомобильный проезд вдоль восточной границы участка проектирования располагается на территории земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0107001:16, 23:47:0107001:20, 23:47:0107001:21; проезд включает в себя площадь восьми отдельных участков, в том числе с кадастровым номером 23:47:0117016:44. Данный факт также подтверждается проектом планировки (основной чертеж), на котором отражены части земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117016:44, входящие в границы автомобильной дороги местного значения. Постановление N 3055 принято в соответствии с земельным законодательством, процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд соблюдена.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117016:44 площадью 1092 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов (для ведения крестьянского хозяйства), расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Золотая Рыбка (запись регистрации в Едином государственном кадастре недвижимости от 07.04.2008 N 23-23-48/019-2008-428; свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АЛ N 553665).
В постановлении N 3055 администрация указала на необходимость изъятия части земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117016:44 площадью 447,59 кв. м для муниципальных нужд в целях создания социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры согласно проекту планировки и проекту межевания территории в г. Новороссийске, с. Цемдолина.
В проекте планировки территории указано, что проектируемый автомобильный проезд располагается на территории земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0107001:16, 23:47:0107001:20 и 23:47:0107001:21.
Общество, полагая, что у администрации отсутствовали основания для изъятия части земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117016:44 для муниципальных нужд, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в том числе со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Земельный кодекс дополнен главой VII.1, регламентирующей с 01.04.2015 порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
В случае изъятия земельных участков для нужд органов местного самоуправления (муниципальных нужд), в том числе для размещения объектов местного значения, изъятие осуществляется на основании решения органов местного самоуправления (статья 56.2 Земельного кодекса).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 Земельного кодекса).
В пункте 4 статьи 56.3 Земельного кодекса закреплено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 данного Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса.
Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (пункты 13 и 14 статьи 56.6 Земельного кодекса).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что проектом планировки территории не предусмотрено размещение проектируемого автомобильного проезда с использованием земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117016:44 (проезд предусмотрен на территории земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0107001:16, 23:47:0107001:20 и 23:47:0107001:21), суды сделали верный вывод о несоответствии постановления N 3055 требованиям законодательства и правомерно удовлетворили заявленные требования.
При этом судебные инстанции обоснованно отметили, что администрация не представила доказательств, позволяющих сделать вывод о необходимости изъятия части спорного участка непосредственно для размещения объекта местного значения (статья 56.3 Земельного кодекса).
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают их выводы, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, которая не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 по делу N А32-45731/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (пункты 13 и 14 статьи 56.6 Земельного кодекса).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что проектом планировки территории не предусмотрено размещение проектируемого автомобильного проезда с использованием земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117016:44 (проезд предусмотрен на территории земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0107001:16, 23:47:0107001:20 и 23:47:0107001:21), суды сделали верный вывод о несоответствии постановления N 3055 требованиям законодательства и правомерно удовлетворили заявленные требования.
При этом судебные инстанции обоснованно отметили, что администрация не представила доказательств, позволяющих сделать вывод о необходимости изъятия части спорного участка непосредственно для размещения объекта местного значения (статья 56.3 Земельного кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 октября 2019 г. N Ф08-6958/19 по делу N А32-45731/2018