г. Краснодар |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А20-173/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства Хабитежева Жирослана Абдуловича (ИНН 070700189677, ОГРНИП 311072434800292), заинтересованных лиц - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756), ООО "Юг-Сад"; ИП главы КФХ Хачетлова Алима Арсеновича, ИП главы КФХ Шамурзаева Ахмета Алексеевича, ИП главы КФХ Балкарова Алима Асланбиевича, ООО "Атажукинский", ИП Кануковой Любы Латифовны, ИП главы КФХ Ахохова Асланбия Мухамедовича, СПК "Ахмед", ИП главы КФХ Бижоева Ратмира Руслановича, ИП главы КФХ Карданова Руслана Феликсовича, ИП главы КФХ Шхашимишева Алима Руслановича, ИП главы КФХ Суншева Беслана Иналовича, ИП главы КФХ Кунашевой Людмилы Жубагиевны, ООО "Каббалкрастениеводство", ИП глава КФХ Машекуашева Заура Ауесовича, ООО "Сады Черека" (сельское поселение Старый Черек), ИП Хамизова Арсена Башировича, ИП Карданова Азамата Олеговича, ИП главы КФХ Дохова Амура Наурузовича, ООО "Прогресс", ИП главы КФХ Бербекова Анзора Сафарбиевича, ИП главы КФХ Тягний Ольгы Николаевны, ИП главы КФХ Бадова Казбека Асламурзовича, ИП главы КФХ Касимова Чалимата Мухамедовича, ИП главы КФХ Тхакахова Мухамеда Интербиевича, ИП главы КФХ Мендохова Тимура Тобиевича, ИП главы КФХ Кунашева Заурби Суадиновича, ИП главы КФХ Журтова Азамата Юрьевича, ИП главы КФХ Исупова Руслана Ихсановича; ФКУ "Колония-поселение N 5 УФСИН России по КБР", Утова А.М., ИП главы КФХ Кудаева Беслана Аслановича, ИП главы КФХ Карданова Хасана Мухадиновича, ИП главы КФХ Егужокова Тимура Урусбиевича, ООО "Сады Черека" (г. Нальчик), ООО "Центр Питомник", ООО "Агроуниверсал-Т", ИП главы КФХ Кишева Аслана Леонидовича, ИП Барагунова Руслана Мухамедовича, ИП главы КФХ Кодзокова Мухамеда Хазретовича (г. Терек), ИП главы КФХ Кодзокова Мухамеда Хазретовича (с. Хатуей), ИП главы КФХ Сабанчиева Артура Аскербиевича, ИП главы КФХ Инжижокова Заурби Муаедовича, ИП главы КФХ Афаунова Мадина Олиевича, ИП Кушхаунова Валерия Борисовича, ИП главы КФХ Ворокова Артура Леонидовича, ИП Четукова Анзора Юрьевича, ИП Иванова Станислава Хаутиевича, ИП Бегиева Хажмурата Лялюевича, ООО "Лига-Агро", ИП Алокова Саладина Ауладиновича, ИП главы КФХ Хутежева Аузина Галиевича, ИП главы КФХ Карагулова Беслана Хазраиловича, ИП главы КФХ Панагова Радика Азметгериевича, КФХ "Золотое руно", ООО "Импортозамещение", ИП Абазова Хасана Муаедовича, ООО "Концерн-Зэт", третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Местной администрации Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, Местной администрация сельского поселения Псынабо Урванского района Кабардино-Балкарской Республики, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления, отчет о публикации судбных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства Хабитежева Жирослана Абдуловича на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.12.2018 (судья Шокумов Ю.Ж.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 (судьи Семёнов М.У., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу N А20-173/2018, установил следующее.
ИП глава КФХ Хабитежев Ж.А. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) со следующими требованиями:
- о признании незаконными действия министерства по формированию кредиторской задолженности по направлению возмещению части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями на 2016 год сельхозпроизводителям, подавшим заявки в 2015 году;
- признании незаконными действий министерства по использованию выделенного Кабардино-Балкарской Республике на основании Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О бюджете на 2016 год" лимита средств федерального бюджета Кабардино-Балкарской Республики по направлению-возмещению части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями на 2016 год сельхозпроизводителям, подавшим заявки в 2015 году;
- признании незаконным отказа министерства в предоставлении субсидии предпринимателю, изложенный в письме от 06.12.2017 N 21-07-/Ж645;
- обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о предоставлении предпринимателю 1 153 912 рублей субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями на основании заявки от 08.12.2016 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)).
Определением суда от 24.05.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики и местная администрация сельского поселения Псынабо Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.
Определением от 14.09.2018 суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц получателей субсидий в 2016 году, подавших заявки в 2015 году.
Решением суда от 05.12.2018 (с учетом дополнительного решения от 29.12.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано. С предпринимателя в доход федерального бюджета взыскано 900 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.04.2019 производство по апелляционной жалобе в части обжалования решения суда от 05.12.2018 по требованию предпринимателя об оспаривании действий министерства по формированию кредиторской задолженности по направлению возмещению части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями на 2016 год сельхозпроизводителям, подавшим заявки в 2015 году, а также по использованию выделенного Кабардино-Балкарской Республике на основании Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О бюджете на 2016 год" лимита средств федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики по направлению - возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями на выплату субсидий сельхозпроизводителям, подавшим заявки в 2015 году, прекращено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы пропуском предпринимателем установленного частью 4 статьи 198 Кодекса трехмесячного срока обжалования отказа министерства, изложенного в письме от 06.12.2017 N 21-07-/Ж645, и отсутствием ходатайства о его восстановлении. На момент обращения предпринимателя с заявлением от 08.12.2016 средства бюджета по указанному направлению исчерпаны, а отсутствие (нехватка) бюджетного финансирования является достаточным основанием для отказа в предоставлении субсидий. В суде апелляционной инстанции предприниматель заявил о частичном отказе от апелляционной жалобы в части обжалования решения суда от 05.12.2018 по требованию предпринимателя об оспаривании действий министерства по формированию кредиторской задолженности по направлению возмещению части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями на 2016 год сельхозпроизводителям, подавшим заявки в 2015 году, а также по использованию выделенного Кабардино-Балкарской Республике на основании Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О бюджете на 2016 год" лимита средств федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики по направлению - возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями на выплату субсидий сельхозпроизводителям, подавшим заявки в 2015 году. В связи с этим производство по апелляционной жалобе в этой части прекращено.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на соблюдение трехмесячного срока обжалования решения министерства, изложенного в письме от 06.12.2017 N 21-07-/Ж645. Выводы суда о пропуске срока обжалования нарушают право предпринимателя на судебную защиту. Поскольку отказ в предоставлении субсидии по причине несоответствия заявки и пакета документов предпринимателю не направлялся, а лимит бюджетных ассигнований по этому направлению государственной поддержки в 2016 году выделен из федерального бюджета, то предприниматель подлежал включению в реестр получателей субсидий.
Отзыв на жалобу не представлен.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что предприниматель 08.12.2016 обратился с заявлением к министерству о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями в соответствии с Правилами предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденными постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 02.04.2015 N 67-ПП (далее - Правила, действовали в спорный период, л. д. 38 т. 1), приложив соответствующие документы (л. д. 39 - 121 т. 1).
В установленный законом срок министерство заявку предпринимателя не рассмотрело, уведомление не направило.
Предприниматель направил 08.11.2017 в министерство письмо о разъяснении причин неполучения субсидий (л. д. 134 т. 3).
Письмом от 06.12.2017 N 21-07-/Ж645 министерство сослалось на отсутствие возможности удовлетворить заявление в связи с погашением кредиторской задолженности 2015, 2016 годов и проработкой вопросов по внесению изменений в действующее законодательство в части предоставления субсидий.
Предприниматель обжаловал действия и решение министерства в арбитражный суд (в редакции уточненных требований).
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Поступившие в министерство документы на предоставление субсидий подлежат рассмотрению в течение 15 рабочих дней (пункт 9 Правил).
По результатам рассмотрения представленных документов министерство сельского уведомляет претендентов на получение государственной поддержки о предоставлении субсидий либо об отказе. В случае отказа в предоставлении субсидий министерство направляет сельскохозяйственному товаропроизводителю соответствующее письмо с указанием оснований отказа.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Кодекса).
Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока (часть 4 статьи 113 Кодекса).
Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца (часть 2 статьи 114 Кодекса).
Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом (часть 1 статьи 117 Кодекса).
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления (часть 2 статьи 117 Кодекса).
Лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных данным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом (часть 1 статьи 115 Кодекса).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействия) - незаконными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Кодекса, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Судебные инстанции установили и материалами дела подтверждается, что предприниматель направил в министерство заявление о предоставлении субсидии 08.12.2016. Соответственно, исходя из пункта 9 Правил, оно подлежало рассмотрению не позднее 23.12.2016. Однако, в установленный срок министерство не уведомило предпринимателя о результатах рассмотрения заявления.
Таким образом, с указанной даты права предпринимателя являются фактически нарушенными.
Суд отметил, что предприниматель знал или должен был знать о необходимости рассмотрения его заявления в 15-дневный срок, по истечению которого он имел право обращения в суд за защитой своих нарушенных прав, в том числе по факту бездействия государственного органа, оставившего без внимания его обращение.
С момента истечения нормативно установленных 15 дней на рассмотрение заявки каких-либо правовых препятствий для обращения в суд у предпринимателя не имелось.
Вместе с тем, с заявлением в арбитражный суд предприниматель обратился только 22.01.2018 (штамп входящей корреспонденции суда), то есть с пропуском установленного законом срока. При этом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на протяжении всего рассмотрения дела в суде первой инстанции предприниматель не заявил.
Суд первой инстанции признал пропуск срока значительным.
Ссылаясь на часть 3 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" о рассмотрении письменного обращения в течение 30 дней со дня регистрации, суд также отметил и на истечение установленного частью 4 статьи 198 Кодекса трехмесячного срока с момента истечения указанного 30-ти дневного срока с даты подачи заявления о предоставлении субсидии.
В последующем ходатайством от 22.05.2018 (л. д. 123 - 127 т. 2) предприниматель уточнил требования и просил признать недействительным отказ министерства, выраженный в письме от 06.12.2017 N 21-07-/Ж645 (л. д. 26, 27 т. 1), который также относится к заявлению о предоставлении субсидий от 08.12.2016.
Суд правильно отметил, что названные уточненные требования заявлены предпринимателем также с нарушением установленного частью 4 статьи 198 Кодекса трехмесячного срока, так как оспариваемое письмо министерства датировано 06.12.2017, тогда как уточненные требования направлены в суд 22.05.2018, то есть по истечении трехмесячного срока.
Материалами дела подтверждается, что на дату подачи заявления в суд (22.01.2018) предприниматель знал об указанном письме министерства от 06.12.2017 N 21-07-/Ж645, что следует из самого текста заявления. В первоначальной редакции заявленных требований указанное письмо министерства не обжаловалось (л. д. 9 - 13 т. 1) и только впоследствии обжаловано в редакции уточненных требований (л. д. 123 - 127 т. 2).
Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование указанного письма министерства не заявлено.
Исходя из этого судебные инстанции сделали правомерный вывод об отсутствии правовых оснований для восстановления пропущенного процессуального срока.
В свою очередь, пропуск установленного законом срока на обжалование ненормативного правового акта (бездействия) является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель не привел аргументы и не представил доказательства, позволяющие установить наличие объективных исключительных обстоятельств, препятствующих своевременной реализации права на судебную защиту с соблюдением всех требований процессуального законодательства.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) субсидией являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Правилами, действовавшими на момент обращения предпринимателя к министерству, устанавливался порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике за счет средств федерального и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Уполномоченным органом по предоставлению субсидий является министерство. Субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на эти цели (пункты 1 и 2 Правил).
Согласно пункту 4 Правил при предоставлении субсидий, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 4 Правил, возмещению подлежат затраты, произведенные в году, предшествующем году получения субсидий, и затраты текущего года в случае непредоставления указанных субсидий в году, предшествующем году получения субсидий, в порядке, предусмотренном Правилами.
Субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям в целях осуществления закладки и ухода за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями, садами интенсивного типа (не менее 800 деревьев на 1 гектар) до начала периода их товарного плодоношения (сроки вступления в товарное плодоношение указаны в приложении N 11 к Правилам), а также за плодовыми и ягодными питомниками по ставкам на 1 гектар при условии наличия у сельхозтоваропроизводителя проекта на закладку. При этом сельхозтоваропроизводители должны отвечать одному из следующих требований: осуществить закладку указанных насаждений на площади не менее 1 гектара в год - для получения возмещения части затрат на закладку; иметь на начало года получения субсидий указанные насаждения на площади не менее 1 гектара - для получения возмещения части затрат на работы по уходу (подпункт 2 пункта 4 Правил).
Для получения субсидий заявитель в срок, устанавливаемый министерством, подает в министерство прошитые, пронумерованные, скрепленные печатью (при ее наличии) и подписью заявителя следующие документы: заявление; справки-расчеты; копии документов, подтверждающих право пользования земельными участками; справку об открытых счетах, выданную российской кредитной организацией; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц; копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе на территории Кабардино-Балкарской Республики; справку об отсутствии у сельхозтоваропроизводителя задолженности по уплате налоговых платежей; справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам; опись представленных документов (пункт 6 Правил).
При закладке многолетних плодовых насаждений также необходимо представить: акт выполненных работ; копии договоров на приобретение посадочного материала с приложением копий товарных накладных, платежных документов, подтверждающих оплату по договору; документы, удостоверяющие сортовую принадлежность посадочного материала, документы, удостоверяющие отсутствие карантинных объектов (в случае приобретения посадочного материала за пределами Кабардино-Балкарской Республики), выданные уполномоченными органами, заверенные сельхозтоваропроизводителем;
в случае приобретения посадочного материала из-за рубежа за иностранную валюту - копии контрактов на приобретение посадочного материала с приложением копий платежных документов, подтверждающих оплату посадочного материала, таможенных деклараций, документов, подтверждающих сортовую принадлежность и отсутствие карантинных объектов, заверенные сельхозтоваропроизводителем; копии договоров на выполнение работ с приложением копий платежных документов, подтверждающих оплату выполненных работ, заверенные сельхозтоваропроизводителем; в случае приобретения сельхозтоваропроизводителем расходных материалов для выполнения работ - копии накладных, платежных документов, подтверждающих оплату, заверенные сельхозтоваропроизводителем (пункт 6.10 Правил).
Для получения субсидий сельхозтоваропроизводитель в срок, устанавливаемый приказом министерства, подает в министерство помимо прочих документов справку об отсутствии у сельхозтоваропроизводителя задолженности по уплате налоговых платежей в бюджеты всех уровней, выданную соответствующей инспекцией Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявления на предоставление субсидий (подпункт 6.6 пункта 6 Правил).
Основанием для отказа в предоставлении субсидий являются: несоблюдение сельхозтоваропроизводителями условий, указанных в пункте 5 Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 6 Правил, в установленные сроки; установление недостоверности сведений, изложенных в документах, представленных сельхозтоваропроизводителями для получения субсидий; нахождение сельхозтоваропроизводителя в стадии ликвидации, банкротства (пункт 11 Правил).
В случае выявления министерством несоответствия расчетов в справках - расчетах ставкам, устанавливаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством, или ошибочного указания суммы потребности в субсидиях, объема продукции или площади, подлежащей субсидированию, министерство устраняет указанные недостатки в течение финансового года самостоятельно без возвращения документов сельхозтоваропроизводителю.
Сельхозтоваропроизводитель после получения уведомления об отказе в предоставлении субсидии и после устранения всех замечаний, послуживших основанием для отказа, вправе повторно обратиться в министерство для получения субсидий в пределах сроков представления документов.
Суд первой инстанции установил, что к заявлению предпринимателя от 08.12.2016 приложена справка Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Кабардино-Балкарской Республике от 06.12.2016 N 58103 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам, которая, по мнению предпринимателя, подтверждает отсутствие задолженности. Однако, как следует из данной справки, по состоянию на 08.12.2016, Хабитежев Ж.А. как физическое лицо имеет 01 рубль 69 копеек задолженности по уплате пеней по земельному налогу (л. д. 76 т. 1).
Эти же данные подтверждены справкой налогового органа, полученной министерством по межведомственному взаимодействию, согласно которой предприниматель по состоянию на 08.12.2016 (дата обращения за предоставлением субсидий), имеет задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (л. д. 162 т. 2).
Сведения о наличии у предпринимателя задолженности по налогам и сборам на 08.12.2016 подтверждается также ответом Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике от 14.08.2018 на запрос суда (л. д. 23 - 27 т. 3).
Предоставление недостоверных сведений об отсутствии задолженности по налогам и сборам может являться основанием для отказа в предоставлении субсидий (пункт 11 Правил).
В связи с отказом в удовлетворении требования предпринимателя о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, суд правомерно отказал и в удовлетворении требования об обязании министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о предоставлении субсидий.
Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконными действий министерства по формированию кредиторской задолженности по направлению-возмещению части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями на 2016 год сельхозпроизводителям, подавшим заявки в 2015 году; по использованию выделенного Кабардино-Балкарской Республике на основании Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О бюджете на 2016 год" лимита средств федерального бюджета Кабардино-Балкарской Республики по направлению-возмещению части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями на 2016 год сельхозпроизводителям, подавшим заявки в 2015 году, суд первой инстанции правомерно руководствовался Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1295 (далее - постановление N 1295), пунктом 9 Правил, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1556 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса" (далее - постановление N 1556).
Так, правила, установленные пунктом 2(1) постановления N 1295, действовали с 31.12.2015 по 01.01.2017, и предусматривали возможность предоставлять субсидии для возмещения затрат как текущего финансового года, так и отчетного финансового года в случае непредоставления указанной субсидии в отчетном финансовом году. В новой редакции Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденных постановлением N 1556 такое правило отсутствовало.
В связи с этим лица, подавшие заявки в 2016 году, утратили возможность в 2017 году получить субсидии без повторного обращения.
Суд отметил, что из представленного министерством отчета о расходах бюджета Кабардино-Балкарской Республики на 01.01.2017 следует, что лимиты средств федерального и республиканского бюджетов по направлению "возмещение затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями" освоены в 2016 году в полном объеме в размере 332 066 236 рублей 50 копеек.
Из представленных министерством реестров получателей субсидий на возмещение затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями за 2016 году (л. д. 80 - 84 т. 2) и копии журнала регистрации заявок (л. д. 85 - 117 т. 2) следует, что заявители, обратившиеся 08.12.2016, и после указанной даты, субсидии не получили
С учетом целевого характера предоставления бюджетных средств и невозможности принятия министерством на себя обязательств сверх установленных бюджетом, а также в совокупности с пунктом 9 Правил, суд сделал вывод о том, что на момент обращения предпринимателя с заявлением (08.12.2016) средства бюджета по указанному направлению исчерпаны, а отсутствие (нехватка) бюджетного финансирования является достаточным основанием для отказа в предоставлении субсидий.
Ссылка предпринимателя на судебные акты по делу N А20-469/2018 подлежит отклонению ввиду установления в нем иных фактических обстоятельств.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.12.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 по делу N А20-173/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.