г. Краснодар |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А63-12962/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ессентукский центральный рынок" (ИНН 2626033856, ОГРН 1052600120066) - Колесниковой Н.Д. (доверенность от 30.07.2918), заинтересованного лица -администрации городского округа город-курорт Ессентуки - Красковского Д.В. (доверенность от 26.12.2018), третьего лица - Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки - Кюльбакова Н.С. (доверенность от 30.09.2019), в отсутствие третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю; Семендяева Алексея Васильевича; Санкина Александра Викторовича, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ессентукский центральный рынок" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.03.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2019 по делу N А63-12962/2018, установил следующее.
ООО "Ессентукский центральный рынок" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к администрации городского округа город-курорт Ессентуки (далее - администрация) со следующими требованиями.
- признать бездействия администрации, выраженные в непринятии мер по внесению в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 16.04.2018 N 26-RU26304000-338-2008 достоверных сведений о количестве этажей многоквартирного жилого дома 2-я очередь: блоки 1 и 2, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Никольская, 15 А;
- возложить на администрацию обязать в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу внести в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 16.04.2018 N 26-RU26304000-338-2008 количество этажей - 9 этажей;
- возложить на администрацию обязать в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу подать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю заявление о внесении учета изменений в государственный кадастр недвижимости фактических данных об этажности многоквартирного жилого дома 2-я очередь: блоки 1 и 2, кадастровый номер 26:30:040402:1675 по адресу: г. Ессентуки, ул. Никольская, 15а/5; кадастровый номер 26:30:040402:1640 по адресу: г. Ессентуки, ул. Никольская, 15а/6; кадастровый номер 26:30:040402:1710 по адресу: г. Ессентуки, ул. Никольская, 15а/7, кадастровый номер 26:30:040402:1746 по адресу: г. Ессентуки, ул. Никольская, 15а/8 (измененные требования).
Решением суда от 07.03.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.07.2019, прекращено производство по делу в части требований общества о признании незаконными действий (бездействия) администрации, выраженных в непринятии мер по внесению изменений в разрешение на строительство и возложении обязанности внести в него изменения, в связи с отказом от них заявителя. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю; Семендяев А.В., Санкин А.В., Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки (далее - управление).
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить требования. По мнению заявителя, суды неверно применили нормы материального права, нарушили порядок рассмотрения заявления, предусмотренный главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В отзыве на жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц высказали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно и суды установили, что 09.08.2006 общество на основании договора купли-продажи N 609 приобрело земельный участок с кадастровым номером 26:30:040402:163 площадью 12 840 кв. м.
31 января 2008 года постановлением главы г. Ессентуки N 190 разрешенное использование указанного земельного участка изменено на "под многоэтажную жилую застройку".
В 2007 году ООО "Городское бюро градостроительного заказа" по заказу общества изготовило проектную документацию на объект "Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями", комплекс: г. Ессентуки, ул. Никольская, 15а (бывшая ул. Новая)".
12 марта 2008 года ГУ Ставропольского края "Государственная экспертиза в сфере строительства" выдало обществу положительное заключение государственной экспертизы N 26-1-4-0073-08 по проектной документации изготовленной ООО "Городское бюро градостроительного заказа". В котором указано, этажность блоков 1 и 4 - 9 этажей (в том числе цокольный этаж) и технический этаж (мансардный).
06 мая 2008 года администрация на основании проектной документации изготовленной ООО "Городское бюро градостроительного заказа" и положительного заключений государственной экспертизы от 12.03.2008 выдала обществу разрешение N RU26304000-202 на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями по адресу: г. Ессентуки, ул. Никольская, 15а (бывшая ул. Новая), блоки N 1 - 4; этажность 9 ед. (в том числе цокольный этаж) и технический этаж (мансардный); количество квартир - 168, площадь застройки - 3074,45 кв. м, строительный объем - 80949,08 куб. м общая площадь - 15859,1 кв. м общая площадь встроенных помещений - 2347,8 кв. м. Срок действия разрешения - 23 месяца.
22 сентября 2008 года общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство, в отношении многоквартирного жилого дома по ул. Никольская, 15а с разбивкой по очередям ввода в эксплуатацию: блок 3 и 4 - 1-я очередь, блок 1 и 2 - 2 очередь.
28 ноября 2008 года администрация выдала обществу разрешения на строительство: 1) N RU26304000-339 на строительство 1-й очереди: блоки 3 и 4; блок 3 - секция 1: количество квартир - 28 ед., количество этажей - 9 ед., площадь жилого здания - 2183,72 кв. м; секция 2: количество квартир - 21 ед., количество этажей - 9 ед., площадь жилого здания - 2183,72 кв. м; секция 3: количество квартир - 21 ед., количество этажей - 9 ед., площадь жилого здания - 2183,72 кв. м; блок 4 - секция 1: количество квартир - 14 ед., количество этажей - 9 ед., площадь жилого здания - 1963,71 кв. м, срок действия названного разрешения установлен на 14 месяцев с даты его подписания, впоследствии продлен до 28.05.2011. 2) N RU26304000-338 на строительство 2-й очереди: блоки 1 и 2: блок 1 - секция 1: количество квартир - 49 ед., этажность - 8 ед., площадь жилого здания - 3194,8 кв. м; блок 2 - секция 1: количество квартир - 28 ед., этажность - 8 ед., площадь жилого здания - 2183,72 кв. м; секция 2: количество квартир - 28 ед., этажность - 8 ед., площадь жилого здания - 2183,72 кв. м; секция 3: количество квартир - 28 ед., этажность - 8 ед., площадь жилого здания - 2183,72 кв. м, срок действия разрешения установлен на 15 месяцев с даты его подписания, продлен до 16.04.2016.
23 января 2012 года администрация выдала обществу разрешение N RU26304000-1 на ввод в эксплуатацию 1-й очереди указанного многоквартирного жилого дома: блоки 3 и 4.
23 мая 2017 года администрация внесла изменение в разрешение на строительство от 28.11.2008 N RU26304000-338", указав "в сроке "краткие проектные характеристики" вместо текста "этажность 8 ед." читать в следующей редакции: "количество этажей - 8 ед. (в том числе 1 ед. - подземный)".
15 декабря 2017 года Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзор своим распоряжением утвердило заключение N 36/82-2009 о соответствии построенного объекта капитального строительства - многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями г. Ессентуки, ул. Никольская, 15а (бывшая Новая), 2-я очередь, требованиям технических регламентов и проектной документации, в котором указало технические характеристики объекта: количество квартир - 133 ед., количество этажей 9 ед., площадь жилого здания - 9745,96 кв. м (далее - заключение N 36/82-2009)
16 декабря 2017 года общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию второй очереди многоквартирного дома, предоставив вышеуказанное заключение N 36/82-2009.
27 февраля 2018 года кадастровый инженер Семендяев А.В. подготовил технические планы на следующие объекты: многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Никольская, 15а/6 и 34 помещения в нем, в том числе 28 жилых и 6 нежилых; многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Никольская, 15а/7 и 35 помещений в нем, в том числе 28 жилых и 7 нежилых; многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Никольская, 15а/8 и 54 помещений в нем, в том числе 49 жилых и 5 нежилых; многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Никольская, 15а/5 и 34 помещений в нем, в том числе 28 жилых и 6 нежилых.
16 апреля 2018 года администрация выдала обществу разрешение N 26-RU26304000-338/2008 на ввод в эксплуатацию 2-й очереди вышеуказанного многоквартирного жилого дома: блоки 1 и 2. В указанном разрешении в строке "количество этажей" по каждой секции указано - 8 шт., в том числе подземный - 1 шт.
08 мая 2018 года блоки 1 и 2 вышеуказанного многоквартирного жилого дома поставлены на кадастровый учет.
26 марта 2018 года ссылаясь на неверное указание этажности жилого дома (блоки 1 и 2) общество обратилось в администрацию с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство от 28.11.2008 N RU26304000-338 в части исправления этажности объекта с 8 ед. на 9 ед.
22 июня 2018 года общество обратилось в администрацию с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство, а также внесение изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 26-RU26304000-338-2008, исправив этажность объекта с 8 единиц на 9 единиц.
Отсутствие ответа администрации послужило основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды указали, что Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) не предусматривает внесение изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
С такими выводами судов, окружной суд не может согласиться по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, закрепляет право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46 Конституции).
В силу статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом (статья 4 Кодекса).
Право юридического лица на обращение в суд, в том числе, с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления предусмотрено частью 1 статьи 198 Кодекса, если такое лицо полагает, что нарушены его права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов.
В силу с пункта 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу статьи 8 Градостроительного кодекса выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
На основании части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Порядок выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства, в том числе перечень документов, представляемых в орган местного самоуправления для получения такого разрешения, установлен статьей 51 Градостроительного кодекса.
В части 1 статьи 55 названного Кодекса определено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Следовательно, подтверждением выполнения строительства объекта является соответствующее разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, только разрешение на ввод объекта в эксплуатацию свидетельствует о создании объекта как вещи, соответствующей проектной документации.
Пунктом 7 приказа Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 N 113 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества" установлено, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 Градостроительного Кодекса).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
На основании пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону N 131-ФЗ, другим Федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ орган местного самоуправления обладает полномочиями по устранению нарушений законодательства путем отмены ранее принятых им ненормативных правовых актов.
Учитывая, что в рассматриваемом случае устранение ошибок, допущенных администрацией (как при выдачи разрешения на строительство блоков 1 и 2, так и при разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, при наличии заключения N 36/82-2009 и проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы) приведет к соблюдению требований статьи 55 Градостроительного кодекса о наличии в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию достоверных сведений относительно объекта, выводы суда о том, что Градостроительным кодексом не предусмотрен порядок внесения изменений в разрешения на ввод в эксплуатацию, является несостоятельным.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Суды, рассматривая требования общества, не установили, соответствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в которое общество просит муниципальный орган внести изменения, нормам Градостроительного кодекса.
По общему правилу, предусмотренному частью 5 статьи 200 Кодекса орган местного самоуправления должен доказать наличие правовых оснований для принятия им оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия). Принятый органом местного самоуправления акт должен соответствовать закону и не нарушать прав и законных интересов граждан и организаций.
Окружной суд признает несостоятельным вывод судов о том, что спор может быть разрешен только в исковом порядке. Так как спор касается сведений, содержащихся в выданном административным органом документе, он может быть разрешен в публично-правовом порядке. Права собственников многоквартирного дома заявленными требованиями не нарушаются, поскольку площадь с учетом внесения сведений о 9-м этаже увеличивает, и не уменьшает площадь многоквартирного дома.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 N 365/10 указано, что разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию является основанием для возникновения права собственности застройщика на объект недвижимого имущества, поэтому отмена упомянутого разрешения в административном порядке не может являться основанием для прекращения возникшего права и признания постройки самовольной.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Кодекса принимаемые арбитражным судом судебные приказы, решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, указано, что решение суда признается законным и обоснованным тогда, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, а имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а также тогда, когда в решении суда содержатся исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных судом фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Кодекса основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку обжалуемые судебные акты не могут быть признаны судом кассационной инстанции законными и обоснованными по изложенным окружным судом основаниям, то они подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, принимая во внимание задачи судопроизводства в арбитражных судах, конкретные обстоятельства дела, исходя из положений законодательства, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам и доводам сторон с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства. Проверить соответствие ненормативного акта (разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) нормам Градостроительного кодекса, правильно распределить бремя доказывания, с учетом требований, предусмотренной статьей 200 Кодекса.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело (по правилам статьи 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.03.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2019 по делу N А63-12962/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что в рассматриваемом случае устранение ошибок, допущенных администрацией (как при выдачи разрешения на строительство блоков 1 и 2, так и при разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, при наличии заключения N 36/82-2009 и проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы) приведет к соблюдению требований статьи 55 Градостроительного кодекса о наличии в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию достоверных сведений относительно объекта, выводы суда о том, что Градостроительным кодексом не предусмотрен порядок внесения изменений в разрешения на ввод в эксплуатацию, является несостоятельным.
...
Суды, рассматривая требования общества, не установили, соответствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в которое общество просит муниципальный орган внести изменения, нормам Градостроительного кодекса.
...
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 N 365/10 указано, что разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию является основанием для возникновения права собственности застройщика на объект недвижимого имущества, поэтому отмена упомянутого разрешения в административном порядке не может являться основанием для прекращения возникшего права и признания постройки самовольной."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 октября 2019 г. N Ф08-7892/19 по делу N А63-12962/2018
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7892/19
15.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1649/19
28.01.2020 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-12962/18
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-12962/18
10.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7892/19
06.06.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1649/19
07.03.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-12962/18