Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки И.К. Елисеевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка И.К. Елисеева оспаривает конституционность части 1 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой предельный возраст поступления на службу в органы принудительного исполнения в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов (далее - гражданские служащие) - 60 лет; в отношении гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предельный возраст поступления в органы принудительного исполнения - 63 года.
Как следует из представленных материалов, заявительница, проходившая государственную службу в должности пристава-исполнителя, в августе 2018 года была уволена со службы на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (по инициативе гражданского служащего). В декабре 2019 года она была включена в кадровый резерв Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
В июле 2021 года И.К. Елисеева, которой на тот момент исполнился 61 год, обратилась с заявлением о приеме на службу в органы принудительного исполнения. В удовлетворении соответствующего заявления ей было отказано ввиду достижения предельного возраста поступления на службу для замещения должностей в органах принудительного исполнения, составляющего 40 лет в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В указанный период заявительница гражданским служащим не являлась и не замещала в ином органе государственной власти какой-либо должности, по которой предусматривалось бы присвоение специального звания.
По мнению заявительницы, оспариваемая норма, примененная в ее деле судами общей юрисдикции, не соответствует Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 15, 19 и 37, поскольку нарушает права лиц, уволившихся с должности судебного пристава-исполнителя до вступления в силу Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не предоставляя им равной с федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов возможности поступления на службу в органы принудительного исполнения (в том числе для возможности зачета ранее отработанных в должности судебного пристава-исполнителя лет в стаж службы), а также устанавливая необоснованное возрастное ограничение для поступления на службу.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служба в органах принудительного исполнения - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к различным видам государственной службы, специфика такой профессиональной деятельности предопределяет право федерального законодателя вводить особые правила поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения служебных отношений, в том числе с учетом задач, принципов организации и функционирования того или иного вида государственной службы (постановления от 29 марта 2016 года N 8-П, от 12 января 2018 года N 2-П, от 7 июля 2022 года N 29-П и др.).
В связи со вступлением в силу Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отнесением службы в Федеральной службе судебных приставов к государственной службе иного вида (по сравнению с государственной гражданской службой) статьей 92 названного Федерального закона были предусмотрены правила поступления на службу в органы принудительного исполнения государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
Закрепление в части 1 статьи 92 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для таких лиц предельного возраста поступления на службу, отличающегося от общеустановленного, направлено на обеспечение интересов службы и сохранение в составе служащих квалифицированных кадров, а также на защиту интересов лиц, на момент изменения законодательства проходивших службу в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах.
Данное правило не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе тех из них, которые на момент вступления в силу указанного Федерального закона не замещали какой-либо должности в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах.
Разрешение же вопроса о предоставлении государственным гражданским служащим, прекратившим служебные отношения с Федеральной службой судебных приставов и ее территориальными органами до 1 января 2020 года, права поступления на службу в органы принудительного исполнения без учета такого критерия, как предельный возраст поступления на службу, равно как и вопроса об исчислении им выслуги лет не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
Вследствие чего жалоба И.К. Елисеевой, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Елисеевой Ирины Константиновны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июля 2023 г. N 1867-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Елисеевой Ирины Константиновны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 92 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-