г. Краснодар |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А61-7668/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Воловик Л.Н., при ведении протокола помощником судьи Филипповой Е.Н. при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания (судья Акимцева С.А.) от заявителя - открытого акционерного общества "Международный аэропорт Владикавказ" (ИНН 1511012960, ОГРН 1041500801352) - Купцина В.В. (доверенность от 14.12.2018), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1512004465, ОГРН 1041500801550) - Цапаевой Д.Т. (доверенность от 02.10.2019), Караевой М.К. (доверенность от 21.05.2019), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания - Засеевой Д.И. (доверенность от 11.01.2019), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Международный аэропорт Владикавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 26.02.2019 (судья Носенко М.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Семенов М.У.) по делу N А61-7668/2018, установил следующее.
ОАО "Международный аэропорт Владикавказа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республики Северная Осетия - Алания (далее - инспекция) от 09.07.2018 N 7271 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением суда от 31.01.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республики Северная Осетия - Алания (далее - управление).
Решением суда от 26.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.05.2019, в удовлетворении заявления отказано на том основании, что в нарушение Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении земельного налога за 2017 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 15:03:0010104:18 общество применило ставку 0,5% ("земельные участки, предназначенные для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства"), тогда как должен был применить ставку 1,5% ("в отношении прочих земельных участков"). Неправильное применение налоговой ставки привело к занижению суммы земельного налога за 2017 год, подлежащего уплате, поэтому решение инспекции о начислении обществу налога и штрафа законно и обоснованно.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.02.2019 и постановление апелляционной инстанции от 24.05.2019, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания. Заявитель жалобы считает, что суд не учел, что принадлежащий обществу на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 15:03:0010104:18 предназначен и фактически используется для размещения склада горюче-смазочных материалов, поэтому в соответствии с Решением Собрания Представителей Бесланского городского поселения от 30.11.2016 N 202 "Об установлении ставок земельного налога на территории Бесланского городского поселения" (далее - Решение Собрания Представителей Бесланского городского поселения от 30.11.2016 N 202) при исчислении земельного налога подлежит применению ставка налога в размере 0,5%, предусмотренная для земельных участков, предназначенных для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция и управление считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просят кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители инспекции и управления в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом декларации по земельному налогу за 2017 год, по результатам которой составила акт от 15.05.2018 N 17521 и вынесла решение от 09.07.2018 N 7271 о начислении 1 480 894 рублей земельного налога, 78 568 рублей 43 копеек штрафа.
Решением управления от 25.09.2018 N 140 жалоба общества на решение инспекции от 09.07.2018 N 7271 оставлена без удовлетворения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Кодекса общество обжаловало решение инспекции в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что оспариваемое решение инспекции соответствует действующему налоговому законодательству и не нарушает права и интересы общества, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Суды правильно применили статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 387, 388, 390, 396 Кодекса.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с частью 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 15:03:0010104:18, общей площадью 41300+/- 142 кв.м, расположенный по адресу: г. Беслан, дорога в аэропорт 2200 м. Кадастровая стоимость земельного участка 148 089 410 рублей. Вид разрешенного использования "для реконструкции строительства и эксплуатации ГСМ аэропорта".
Решением Собрания Представителей Бесланского городского поселения от 30.11.2016 N 202 установлены ставки земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка. В соответствии с пунктом 2 указанного решения налоговые ставки установлены в следующих размерах:
- 0,2% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки;
- 0,8% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий;
- 0,5% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства;
- 1,5% в отношении земельных участков организаций, производящих этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
- 0,3% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения садовых, огородных и дачных участков;
- 0,3% в отношении земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования;
- 1% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- 1,2% в отношении земельных участков автозаправочных станций;
- 1,0% в отношении земельных участков, предназначенных для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог;
- 1,5% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок;
- 1,5% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения гостиниц, мотелей, отелей;
- 0,5% в отношении земельных участков, используемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность по обучению водителей транспортных средств;
- 1,5% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного, лечебно-оздоровительного и лечебно-профилактического назначения;
- 0,07% в отношении земельных участков, предназначенных для ветеринарного обслуживания;
- 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Судом установлено, что вид разрешенного использования земельного участка - "для реконструкции строительства и эксплуатации ГСМ аэропорта" не является самостоятельным видом разрешенного использования в соответствии с Решением Собрания Представителей Бесланского городского поселения от 30.11.2016 N 202.
Оценив в совокупности представленные доказательства, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что при проведении камеральной налоговой проверки за 2017 год инспекция правомерно применила налоговую ставку в размере 1,5% в отношении земельного участка с кадастровым номером 15:03:0010104:18. Начисление инспекцией при проведении камеральной проверки земельного налога по данному земельному участку является обоснованным.
Проверив довод общества о применении в отношении земельного участка с кадастровым номером 15:03:0010104:18 ставки земельного налога в размере 0,5 %, установленной Решением Собрания Представителей Бесланского городского поселения в отношении земельных участков, предназначенных "для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства", судебные инстанции правомерно указали следующее.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного кадастра недвижимости, является одной из его характеристик как объекта недвижимости и определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Определение вида разрешенного использования земельного участка, разрешенное использование которого в правоустанавливающих документах сформулировано так, что оно допускает неоднозначное толкование, должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка, а также назначения объектов, расположенных на этом участке. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и совпадать со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости.
Вид разрешенного использования земельного участка - "для реконструкции строительства и эксплуатации ГСМ аэропорта" не является самостоятельным видом разрешенного использования в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Проверив довод общества о том, что "реконструкция строительство и эксплуатации ГСМ аэропорта" относится к виду разрешенного использования "склады" и имеет код 6.9, который предполагает размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов, судебные инстанции правомерно указали, что в соответствии с пунктом 3 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации аэропорт - это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок, что при исчислении земельного налога обществом не учтено.
В соответствии с пунктом 5 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэровокзалов, аэродромов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, строительства, содержания, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
В соответствии с пунктом 1.3 Федеральных авиационных правил (далее - Правила) "Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок", утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 18.04.2000 N 89 (в редакции приказа Минтранса Российской Федерации от 13.08.2007 N 118), организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, осуществляет следующие работы: прием авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей на склад аэропорта; хранение авиаГСМ; подготовку и выдачу авиаГСМ на заправку; заправку авиаГСМ в воздушные суда.
В соответствии с пунктом 5 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации такие земельные участки, которые предназначены для обслуживания воздушного транспорта, относятся к землям транспорта.
Таким образом, является правомерным вывод судебных инстанций, что поскольку на спорном земельном участке, используемом для обеспечения горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями воздушных судов, осуществляется деятельность аэропорта, то для него применима ставка налога в соответствии Решением Собрания Представителей Бесланского городского поселения от 30.11.2016 N 202, которая составляет 1,5 %.
Доводы общества о несогласии с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Исходя из изложенного, судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражными судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
Оспариваемые решения налоговой инспекции соответствуют требованиям законодательства и не нарушают законных прав общества, поэтому оснований для признания их недействительными не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 26.02.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019 по делу N А61-7668/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.