Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 октября 2019 г. N Ф08-7635/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
24 мая 2019 г. |
Дело N А61-7668/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Белова Д.А., Семенова М.У. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковым М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Международный аэропорт Владикавказа" на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 26 февраля 2019 года по делу N А61-7668/2018 (судья Носенко М.С.), по заявлению открытого акционерного общества "Международный аэропорт Владикавказа" (ОГРН 1041500801352, ИНН 1511012960) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N3 по РСО-Алания о признании недействительным решения налогового органа, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной налоговой службы по РСО-Алания,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Международный аэропорт Владикавказ" - Купцына В. В. по доверенности от 14.12.2018 N 1308;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по РСО-Алания - Савкуевой Д. Т. по доверенности от 10.01.2019, Караевой М. К. по доверенности от 21.05.2019;
от Управления инспекции налоговой службы по РСО-Алания - Засеевой Д. И. по доверенности от 11.02.2019.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Международный аэропорт Владикавказа" (далее - ОАО "Международный аэропорт Владикавказа", ОАО "МАВ", заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по РСО-Алания (МРИ ФНС России N 3 по РСО-Алания, налоговой орган) от 09.07.2018 N 7271 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением суда от 31.01.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по РСО-Алания (далее УФНС по РСО-Алания, Управление).
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 26 февраля 2019 года в удовлетворении заявления отказано на том основании, что в нарушение Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении земельного налога за 2017 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 15:03:0010104:18 общество применило ставку 0,5% ("земельные участки, предназначенные для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства"), тогда как должен был применить ставку 1,5% - в отношении прочих земельных участков. Неправильное применение налоговой ставки привело к занижению суммы земельного налога за 2017 год, подлежащего уплате, поэтому решение инспекции о начислении обществу налога и штрафа законно и обоснованно.
Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм права. По мнению подателя жалобы, суд не учел, что принадлежащий обществу на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 15:03:0010104:18 предназначен и фактически используется для размещения склада горюче смазочных материалов, поэтому в соответствии с Решением Собрания Представителей Бесланского городского поселения от 30.11.2016 N 202 при исчислении земельного налога подлежит применению ставка налога в размере 0,5%, предусмотренная для земельных участков, предназначенных для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства.
В отзывах на апелляционную жалобу налоговые органы просят оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы апелляционной жалобы и отзывов.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывы на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда РСО-Алания от 26 февраля 2019 года по делу N А61-7668/2018, следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом декларации по земельному налогу за 2017 год, по результатам которой составила акт от 15.05.2018 N 17521 и вынесла решение от 09.07.2018 N 7271 о начислении 1 480 894 рублей земельного налога, 78 568 рублей 43 копейки штрафа.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по РСО-Алания от 25.09.2018 N 140 жалоба общества на решение инспекции от 09.07.2018 N 7271 оставлена без удовлетворения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение инспекции в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемых решений действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 387 главы 31 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и в указанных субъектах Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Статьей 390 Налогового кодекса РФ определено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Как видно из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 15:03:0010104:18, общей площадью 41300+/-142 кв.м, расположенный по адресу: РСО-Алания, Правобережный район, г.Беслан, дорога в аэропорт 2200-м. Кадастровая стоимость земельного участка 148089410 рублей. Вид разрешенного использования "для реконструкции строительства и эксплуатации ГСМ аэропорта".
Решением Собрания Представителей Бесланского городского поселения "Об установлении ставок земельного налога на территории Бесланского городского поселения" N 202 от 30.11.2016 установлены ставки земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка. В соответствии с пунктом 2 указанного решения налоговые ставки установлены в следующих размерах:
- 0,2% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки;
- 0,8% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий;
- 0,5% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства;
- 1,5% в отношении земельных участков организаций, производящих этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
- 0,3% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения садовых, огородных и дачных участков;
- 0,3% в отношении земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования;
- 1% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- 1,2% в отношении земельных участков автозаправочных станций;
- 1,0% в отношении земельных участков, предназначенных для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог;
- 1,5% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок;
- 1,5% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения гостиниц, мотелей, отелей;
- 0,5% в отношении земельных участков, используемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность по обучению водителей транспортных средств;
- 1,5% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного, лечебно-оздоровительного и лечебно-профилактического назначения;
- 0,07% в отношении земельных участков, предназначенных для ветеринарного обслуживания;
- 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Судом установлено, что вид разрешенного использования земельного участка - "для реконструкции строительства и эксплуатации ГСМ аэропорта", не является самостоятельным видом разрешенного использования в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при проведении камеральной налоговой проверки за 2017 год Инспекция правомерно применила налоговую ставку в размере 1,5% в отношении земельного участка с кадастровым номером 15:03:0010104:18. Доначисление инспекцией при проведении камеральной проверки земельного налога по данному земельному участку является обоснованным.
Довод заявителя о применении в отношении земельного участка с кадастровым номером 15:03:0010104:18 ставки земельного налога в размере 0,5 %, установленной Решением Собрания Представителей Бесланского городского поселения в отношении земельных участков, предназначенных "для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства" является ошибочным на основании следующего.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного кадастра недвижимости, является одной из его характеристик как объекта недвижимости и определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Определение вида разрешенного использования земельного участка, разрешенное использование которого в правоустанавливающих документах сформулировано так, что оно допускает неоднозначное толкование, должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка, а также назначения объектов, расположенных на этом участке.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и совпадать со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости.
Судом правильно установлено, что вид разрешенного использования земельного участка - "для реконструкции строительства и эксплуатации ГСМ аэропорта", не является самостоятельным видом разрешенного использования в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, не относится к земельным участкам, на которые установлена налоговая ставка 5%.
Довод апелляционной жалобы о том, что "реконструкция строительство и эксплуатации ГСМ аэропорта" относится к виду разрешенного использования "склады" и имеет код 6.9, который предполагает размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
Однако заявителем не учитывается, что в соответствии с пунктом 3 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации аэропорт - это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок.
В соответствии с п. 5 ст. 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэровокзалов, аэродромов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, строительства, содержания, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
В соответствии с пунктом 1.3 Федеральных авиационных правил (далее - Правила) "Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок", утвержденных Приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 18.04.2000 N 89 (в редакции Приказа Минтранса Российской Федерации от 13.08.2007 N 118), организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, осуществляет следующие работы: прием авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей на склад аэропорта; хранение авиаГСМ; подготовку и выдачу авиаГСМ на заправку; заправку авиаГСМ в воздушные суда.
Состав сооружений воздушного транспорта определяется Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, поскольку группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производными в результате этой деятельности продукцией и услугами.
Перечень сооружений воздушного транспорта на основании ОКОФ определен по кодам 124526452-124526469 (полоса взлетно-посадочная, покрытие аэродромное в один слой бетона, покрытие аэродромное в два слоя бетона, система аэродромная автоматизированная управления воздушным движением, система радиомаячная инструментального захода самолетов на посадку, система централизованной заправки самолетов авиатопливом, радиолокатор, аэродром, космодром). Согласно подразделу 11 4526060 ОКОФ к зданиям предприятий воздушного транспорта относятся: аэропорт, пункт командно-диспетчерский, пункт автоматизированный приводной радиомаркерный, радиоцентр передающий, аэровокзал, ангар для технического обслуживания воздушных судов, здание производственное авиационно-технической базы, склад расходный горюче - смазочных материалов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 90 Земельного кодекса земельные участки, которые предназначены для обслуживания воздушного транспорта, относятся к землям транспорта.
Таким образом, на спорном земельном участке, используемом для обеспечения горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями воздушных судов, осуществляется аэропортовая деятельность. Для таких участков ставка налога в соответствии Решением Собрания Представителей Бесланского городского поселения N 202 от 30.11.2016 составляет 1,5 %.
Оспариваемые решения налоговой инспекции соответствуют требованиям законодательства и не нарушают законных прав общества, поэтому оснований для признания их недействительными не имеется.
Суд первой инстанции правильно применил нормы права, дал надлежащую оценку доказательствам, выводы суда соответствуют обстоятельствам и материалам дела. Оснований для отмены или изменения судебного акта, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда РСО-Алания от 26 февраля 2019 года по делу N А61-7668/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции (Арбитражный суд Северо-Кавказского округа) в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.