г. Краснодар |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А61-5125/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Афониной Е.И. и Садовникова А.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" (ИНН 2636032629, ОГРН 1022601940613) в лице Моздокского ЛПУМГ, ответчика - Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1502008943, ОГРН 1021500576426), третьих лиц: администрации местного самоуправления Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" по Республике Северная Осетия - Алания, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания, Правительства Республики Северная Осетия - Алания, Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания, Долакова Бориса Абукаровича, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.03.2019 (судья Баскаева Т.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2019 (судьи Сомов Е.Г., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А61-5125/2018, установил следующее.
ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство) о признании самовольными постройками сооружения, строения на земельном участке с кадастровым номером 15:08:0020101:39, расположенном в Республике Северная Осетия - Алания, р-н Пригородный, западная часть землепользования РГСП "Северное", граничащим с землями Республики Ингушетия, а именно: ангар (капитальное строение) для хранения инертных материалов размером 13 х 9 м, цех по производству кирпича (капитальное строение) размером 24 х 16 м и возложении обязанности в двухмесячный срок устранить нарушение в охранной зоне от оси газопровода "Северный Кавказ-Закавказье" путем сноса (демонтажа) указанных строений, сооружений (измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация местного самоуправления Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Северная Осетия - Алания, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания, Правительство Республики Северная Осетия - Алания, Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания, Долаков Б.А.
Решением суда первой инстанции от 27.03.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.06.2019, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что спорные объекты являются самовольными постройками (разрешительная документация не выдавалась), расположены в охранных зонах и зонах минимального безопасных расстояний магистральных трубопроводов, на земельном участке, находящимся в республиканской собственности, при этом собственника объектов установить не представляется возможным.
В кассационной жалобе министерство просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать. По мнению заявителя, выводы судов не обоснованы, министерство является ненадлежащим ответчиком, право на земельный участок зарегистрировано 10.04.2018, строительство объекта осуществлялось до регистрации права, министерство не является собственником объектов, ранее земельный участок предоставлялся в аренду Долакову Б.А.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что 30.11.2017 ПАО "Газпром" (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды имущества N 01/1600-Д-80/18, согласно которому арендодатель предоставляет во временное владение и пользование, принадлежащее ему на праве собственности имущество (газопроводы, ГРС и т. д.), согласно перечням имущества (приложение N 2) к договору для использования в целях обеспечения основных видов деятельности арендатора, определенных его уставом.
Общество осуществляет транспортировку газа по объектам магистрального газопровода ОАО "Газпром" на территории Республики Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республике, Республики Ингушетия, Ставропольского края и на территории Республики Южная Осетия.
По территории Республики Северная Осетия - Алания проходят магистральные газопроводы: "Моздок-Тбилиси" диаметром 700 мм, инвентарный номер 995, введен в эксплуатацию в марте 1965 года, "Северный Кавказ-Закавказье" диаметром 1400 мм, категория 2, инвентарный номер 997, введен в эксплуатацию в сентябре 1986 года, "Октябрьское-Ольгинское" диаметром 500 мм, категория 2, инв. N 993, введен эксплуатацию в декабре 1966 года и "Октябрьское-Ольгинское-Чми" диаметром 530 мм, инвентарный номер 996, введен в эксплуатацию в январе 1961 года.
Собственником газопроводов является ООО "Газпром" (с 17.07.2015 - ПАО "Газпром"), что подтверждается свидетельствами о регистрации права.
В соответствии с уставом общества и договором аренды, на общество возложена обязанность по эксплуатации арендованного у ПАО "Газпром" имущества объектов магистрального трубопроводного транспорта согласно правилам технической эксплуатации, промышленной безопасности, по осуществлению контроля за безопасностью эксплуатации имущества Единой системы газоснабжения Российской Федерации (далее по тексту - ЕСГ).
Установление минимальных расстояний от газопроводов до объектов различного назначения обусловлено тем, что магистральные газопроводы относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды. Минимальные допустимые расстояния от газопроводов до объектов различного назначения призваны обеспечить надежную эксплуатацию газопроводов и безопасность прилегающих объектов и людей.
Указанные требования являются обязательными для исполнения организациями трубопроводного транспорта, органами власти и управления, а также другими учреждениями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов (пункт 1.3 Правил).
Исходя из вышеприведенных положений закона, следует, что строительство зданий, строений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять в соответствии с установленными строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, а также при согласовании такового с компетентным лицом, в частности, владельцем соответствующего газопровода.
В целях недопущения нарушений, общество регулярно предоставляло сведения о расположении газопроводов в органы местного самоуправления Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания (акт нанесения газопроводов на карты Пригородного района от 18.08.1994, 25.04.2006, 10.04.2008; реестр на вручение уведомлений о прохождении магистральных газопроводов и карты района масштаба 1:100000 с нанесенными на ней магистральными газопроводами, проходящими по данному району за 2006, 2008 и 2012 годы; акт N 1 к схеме расположения газопроводов общества проходящих по землям Пригородного района от 09.02.2012 и 28.05.2015).
Актом обследования охранных зон и зон минимально допустимых расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 30.06.2016 N 2 выявлены нарушения охранной зоны и зоны минимальных расстояний магистральных газопроводов "Октябрьское-Ольгинское", "Октябрьское-Ольгинское-Чми", "Моздок-Тбилиси", "Северный Кавказ-Закавказье" на территории Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания возле сельского поселения Кантышево.
Актом обследования охранных зон и зон минимально допустимых расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 30.09.2016 N 12 на 51,5 км МГ "Отябрьское-Ольгинское" Ду-500 мм; 51,5 км МГ "Окябрьское-Ольгинское-Чми" Ду-500 мм; 67,7 км МГ "Моздок-Тбилиси" Ду700 мм; 67,7 км МГ "Северный Кавказ-Закавказье" Ду-1400 мм, повторно зафиксировано нарушение на земельном участке с ориентирами Республика Северная Осетия - Алания по направлению на запад от ориентира автодороги Моздок-Владикавказ, Пригородный район, с. Кантышево северо-западная часть кадастрового квартала, слева от а/дороги Кантышево-Далаково.
По результатам проверки установлено, что ангар (капитальное строение) для хранения инертных материалов размером 13 х 9 м и цех по производству кирпича (капитальное строение) размером 24 х 16 находятся в охранной зоне: "Северный КавказЗакавказье" Ду-1400 мм ангар на расстоянии - 7 м цех на расстоянии - от 1,5 м до 4 м; в зоне минимальных расстояний: МГ "Моздок-Тбилиси" Ду-700 мм на расстоянии - 47 м МГ "Октябрьское-Ольгинское-Чми" Ду-500 мм на расстоянии - 63 м МГ "Октябрьское-Ольгинское" Ду-500 мм на расстоянии - 79 м.
Указанные обстоятельства указывают на нарушение требований Закона N 69-ФЗ, пункта 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора от 29.04.1992 N 9, согласно которым охранная зона от оси газопровода составляет 25 м; "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*" таб. N 4, позиция N 3, графа N 3, 4 и 7 (утвержденных приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС) согласно которым охранная зона от оси газопровода составляет для: МГ "Северный Кавказ-Закавказье" Ду-1400 мм - 25 м зона минимальных расстояний составляет для: 1 МГ "Октябрьское-Ольгинское" Ду-500 мм - 50 м, 2 МГ "Октябрьское-Ольгинское-Чми" Ду-500 мм - 50 м, 3 МГ "МоздокТбилиси" Ду-700 мм - 100 м, 4 МГ "Северный Кавказ-Закавказье" Ду-1400 мм - 200 м.
В целях устранения нарушения и получения информации общество вело переписку: запрос в администрацию местного самоуправления Пригородного района запрос от 05.09.2016 N 08-07-1374 о предоставлении информации о выдаче разрешительной документации; обращение в администрацию местного самоуправления Пригородного района от 14.11.2016 N 08-02-1824 о предоставлении информации и принятии мер по устранению нарушения; обращение в Управление Россельхознадзора по Кабардино-Балкарской республике и Республике Северная Осетия - Алания от 14.11.2016 N 08-02-1825 о предоставлении информации и принятии мер по возможному факту нарушения; запрос в администрацию местного самоуправления Пригородного района запрос от 13.12.2017 N 08-07-309 о предоставлении информации о выдаче разрешительной документации; ответ администрации Пригородного района от 17.03.2017 N 490/03-21 о том, что не предоставляла разрешительную документацию на строительство и ввод в эксплуатацию объектов.
Согласно акту кадастрового инженера Федина С.Г. от 28.12.2017 N 27 спорные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 15:08:0020101:39, расположенном в Республике Северная Осетия - Алания, р-н Пригородный западная часть землепользования РГСП "Северное", граничит с землями Республики Ингушетия.
Собственника объектов капитального строительства кадастровому инженеру установить не удалось.
В соответствии с общедоступными официальными данными ЕГРЮЛ РГСП "Северное" прекратило свою деятельность 13.04.2012.
Письмом от 12.02.2018 N 08-14-268 общество обратилось в министерство с просьбой о предоставлении информации и документов о землепользователе земельного участка с кадастровым номером 15:08:0020101:39, о том выдавалось ли разрешение на осуществление строительства на данном земельном участке и принятии мер к его устранению. Министерство письмом от 20.03.2018 N 464 сообщило, что данный земельный участок находится в республиканской собственности и никакой разрешительной документации на осуществление строительства на него, не выдавалось.
Письмом от 12.02.2018 N 08-14-267 общество направило аналогичное обращение о предоставлении информации и принятии мер по устранению нарушения в администрацию Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания, на которое администрация ответила, что не располагает информацией о земельном участке с кадастровым номером 15:08:0020101:39 и указала, что никакой разрешительной документации на строительство на этом земельном участке не выдавалось (ответ 23.03.2018 N 751/03-09).
Претензией от 03.05.2018 года N 08-02-720 общество предложило министерству в добровольном порядке осуществить устранение нарушения, путем сноса (выноса) строений (сооружений) в срок до 15.06.2018.
Письмом от 15.06.2018 N 1135 министерство подтвердило факт возведения спорных объектов на земельном участке, находящемся в республиканской собственности и в распоряжении министерства, отсутствие разрешительной документации на строительство, вместе с тем отказалось добровольно устранить названное нарушение.
Актом от 09.08.2018 N 4 зафиксировано, что после установления срока для добровольного устранения нарушение не устранено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с иском.
В силу статьи 2 Федерального Закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются, в том числе, производственные объекты, на которых транспортируются воспламеняющиеся вещества-газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющими и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.
Согласно указанному закону магистральные трубопроводы отнесены к опасным производственным объектам, на которые в обязательном порядке распространяются требования промышленной безопасности.
В соответствии со статьей 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Данные требования должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарного благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
Согласно статье 28 Федерального Закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счёт средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения (абзац 4 статьи 32 Закона N 69-ФЗ).
В статье 42 Земельного кодекса указано, что качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно Правилам охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N 9 (с изменениями от 23.11.1994) для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих природный газ - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права, определенные статьями 301 - 304 названного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Право требовать устранения нарушений своего права принадлежит собственнику, а также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором.
В соответствии с договором аренды имущества от 30.11.2017 N 01/1600-Д-80/18 на газотранспортную организацию возложены функции по транспортировке газа, она несет бремя содержания и ответственности за используемое имущество, обязана обеспечивать и осуществлять контроль за безопасностью его эксплуатации.
Поскольку общество является организацией, владеющей газопроводом по основанию, предусмотренному договором, то суды верно установили, что оно вправе предъявить в суд требование об устранении нарушений препятствий в пользовании имуществом.
Негаторный иск может быть удовлетворен при доказанности следующих обстоятельств: наличие права собственности или иного вещного права у истца, наличие препятствий в осуществлении прав собственности, обстоятельства, свидетельствующие о том, что ответчиком чинятся препятствия в использовании собственником имущества, не соединенные с лишением владения. Чинимые ответчиком препятствия должны носить реальный, а не мнимый характер.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Как верно определили суды, правообладателем и распорядителем земельного участка с кадастровым номером 15:08:0020101:39 является министерство. Спорные объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 15:08:0020101:39, возведены с нарушением, без получения необходимых разрешений, что так же подтверждается ответами министерства (письмо от 20.03.2018 N 464) и администрации Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания (письмо от 12.02.2018 N 08-14-267). Названные объекты возведены на земельном участке, не предоставленном для строительства, с грубым нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Обязанность по осуществлению контроля за использованием земельного участка возложена на министерство.
Установив, названные обстоятельства, суд обосновано возложили на министерство обязанность осуществить снос самовольных построек.
Довод заявителя жалобы о ненадлежащем ответчике был предметом правомерной оценки судов обеих инстанций. То обстоятельство, что возведение объектов осуществлялось не министерством, в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 24 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения в силу норм статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.03.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2019 по делу N А61-5125/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
...
Довод заявителя жалобы о ненадлежащем ответчике был предметом правомерной оценки судов обеих инстанций. То обстоятельство, что возведение объектов осуществлялось не министерством, в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 24 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 октября 2019 г. N Ф08-8898/19 по делу N А61-5125/2018
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8898/19
01.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-5125/18
25.06.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2081/19
27.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-5125/18