г. Краснодар |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А63-20688/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Денека И.М., судей Герасименко А.Н. и Мацко Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бочкаревым С.В., с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Ставропольского края, при участии в судебном заседании от администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края - Яковенко И.В. (доверенность от 06.11.2018 N 55), Кабаргина Д.А. (доверенность от 30.08.2019 N 38), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Лазебного А.Ю. (доверенность от 09.01.2019 N 03/01), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2019 по делу N А63-20688/2018, установил следующее.
Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 18.09.2018 N 113-18.1/2018 в части признания обоснованной жалобы ООО "КМис-транс" на действия администрации - организатора конкурса на право осуществления перевозок Минераловодского городского округа Ставропольского края, проводимых на основании постановления администрации от 05.06.2018 по лоту N 1.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "КМис-транс" (далее - общество), индивидуальный предприниматель Чирвинский Д.А.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.03.2019 требования администрации удовлетворены, решение управления от 18.09.2018 N 113-18.1/2018 признано недействительным в оспариваемой части. Суд указал, что ООО "КМис-транс" не выполнило требования конкурсной документации в части подтверждения наличия на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств в количестве 20 единиц. У администрации отсутствовали основания для выдачи карт и свидетельств ООО "КМис-транс".
Постановлением апелляционной инстанции от 09.08.2019 решение суда от 07.03.2019 отменено, принят новый судебный акт по делу, которым администрации отказано в удовлетворении заявленного ею требования. Судебный акт мотивирован тем, что ООО "КМис-транс" предоставило организатору торгов документы, подтверждающие наличие у него на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе. Конкурсная комиссия допустила нарушение прав общества. Во время проведения открытого конкурса транспортные средства, которые заявлены претендентом, могут оказывать транспортные услуги на иных маршрутах. Администрация обязана была выдать свидетельства и карты маршрутов регулярных перевозок ООО "КМис-Транс".
В кассационной жалобе администрация просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Податель жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции нарушил нормы процессуального права (исследовал новые обстоятельства и принял новые доказательства по делу). У конкурсной комиссии администрации имелись обоснованные основания сомневаться в действительности представленных ООО "КМис-Транс" договоров на пользование транспортными средствами. Администрация обоснованно затребовала у общества оригиналы соответствующих документов (приложение N 4 к конкурсной документации). Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 03.06.2019 по делу N А20-208/2019 договор субаренды десяти автотранспортных средств без экипажа от 01.09.2018, заключенный ООО "Союз-Авто" и ООО "КМис-Транс", признан ничтожной сделкой. Сделка, указанная обществом в подтверждение наличия у него необходимого транспорта, является ничтожной с момента ее совершения. ООО "КМис-Транс" предоставило в подтверждение наличия у него транспортных средств копии договоров, являющихся мнимыми сделками. Кроме того, не все заявленные обществом транспортные средства соответствовали приложению номер три конкурсной документации. Указанные обстоятельства подтверждают невозможность осуществления обществом перевозок. ООО "КМис-Транс" действовало недобросовестно. Оспариваемые действия (бездействия) совершены не организатором конкурса (администрацией), а конкурсной комиссией в лице конкретных ее членов. Решение антимонопольного органа является незаконным и нарушает права и законные интересы администрации.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Антимонопольный орган указывает на необоснованность доводов о том, что ООО "КМис-Транс" не подтвердило наличие транспортных средств для осуществления пассажирских перевозок. Администрация обязана была выдать ООО "КМис-Транс" свидетельства и карты маршрутов регулярных перевозок. Администрация лишила возможности ООО "КМис-Транс" предоставить оригиналы документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе.
В судебном заседании представители администрации поддержали доводы жалобы, просили суд кассационной инстанции отменить оспариваемый акт и оставить в силе решение суда.
Представитель управления возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных апелляционной инстанцией выводов закону и имеющимся в деле доказательствам. Просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, извещением, размещенным на сайте www.min-vodi.ru администрация объявила о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края. Конкурсная документация о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории Минераловодского городского округа утверждена постановлением администрации от 05.06.2018 N 1360.
Общество подало заявку с приобщением копий документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств.
Согласно протоколу N 5 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края 24.08.2018 победителем признано ООО "КМис-транс".
Пунктом 1.3 конкурсной документации предусмотрено, что в случае принятия на себя обязательства, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1.1 конкурсной документации, срок подтверждения наличия у участника открытого конкурса на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, не может превышать более чем 15 дней со дня подведения итогов открытого конкурса.
ООО "КМис-Транс", являясь победителем конкурса, в срок до 08.09.2018 обязано было предоставить в адрес администрации подтверждение наличия у общества на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, указанных в извещении о проведении конкурса по лоту N 1.
С учетом того, что 08.09.2018 является выходным днем, документы, подтверждающие наличие у общества на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств должны быть представлены до 10.09.2018.
31 августа 2018 года общество предоставило в адрес администрации информацию, согласно которой оно подтвердило наличие транспортных средств, необходимых для осуществления пассажирских перевозок по лоту N 1 в количестве 20 автобусов малого класса.
7 сентября 2018 года ООО "КМис-Транс" представило дополнительные документы, свидетельствующие о наличии у общества на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, необходимых для осуществления пассажирских перевозок по лоту N 1.
Конкурсная комиссия рассмотрела копии документов, представленных ООО "КМис-транс" и предпринимателем, в подтверждение наличия у них транспортных средств.
Рассмотрев представленный предпринимателем пакет документов, с целью подтверждения владения на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, комиссия пришла к следующему выводу. Данный участник открытого конкурса подтвердил наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных поданной заявкой на участие в открытом конкурсе, вправе получить свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт соответствующих маршрутов по лоту N 1.
В управление поступила жалоба ООО "КМис-транс" на действия администрации как организатора конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок Минераловодского городского округа Ставропольского края, проводимых на основании постановления от 05.06.2018 в части лота N 1. Общество указывало на нарушения порядка организации и проведения торгов, а именно: на невыдачу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карт маршрутов регулярных перевозок ООО "Кмис-транс".
18 сентября 2018 года управление вынесло решение N 113-18.1/2018, которым жалоба ООО "КМис-транс" признана обоснованной. Антимонопольный орган также указал следующее. Ввиду того, что в настоящее время свидетельство об осуществлении пассажирских перевозок и карты маршрутов регулярных перевозок выданы, основания для выдачи предписания отсутствуют.
Администрация, считая указанное решение незаконным, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд апелляционной инстанции, принимая судебный акт по делу, пришел к выводу о том, что администрация лишила ООО "Кмис-Транс" возможности предоставить оригиналы документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе; администрация предоставила преимущественные условия индивидуальному предпринимателю Чирвинскому Д.А. для получения карт маршрутов регулярных перевозок.
Между тем апелляционная инстанция не учла следующее.
Отношения в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно статье 21 Закона N 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.
В силу статьи 23 Закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации; наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией; не проведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства; отсутствие у участника конкурс договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества). Заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества. Требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса (статья 24 Закона N 220-ФЗ).
Согласно пункту 11 статьи 24 Закона N 220-ФЗ порядок подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, устанавливается конкурсной документацией.
Подпунктом 6 пункта 2.6 конкурсной документации (т. 5, л. д. 31, 32) предусмотрено, что для участия в конкурсе прилагаются документы, в том числе гарантийное письмо о принятии на себя обязательства в случае предоставления права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе, в срок, определенный пунктом 13 конкурсной документации по форме согласно приложению 4 к конкурсной документации за подписью руководителя организации для юридических лиц; подписью и печатью (при наличии) индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей; подписью и печатью (при наличии) уполномоченного участника простого товарищества - для участников договора простого товарищества.
Победитель гарантировал представление документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, в количестве 20 единиц, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе, необходимых для обслуживания маршрута регулярных перевозок, согласно приложению 4 к конкурсной документации и гарантийному письму ООО "КМис-транс" (т. 2, л. д. 6).
Суд первой инстанции, выводы которого в данной части поддержала апелляционная инстанция, установил, что из текста конкурсной документации видно следующее. Право собственности или иное законное основание владения транспортных средств участник конкурса должен был подтвердить оригиналами соответствующих документов.
Таким образом, конкурсной документацией и гарантийным письмом ООО "КМис-транс" предусмотрена обязанность представить оригиналы документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, в количестве 20 единиц.
Конкурсная комиссия при рассмотрении представленных ООО "КМис-транс" документов констатировала факт наличия признаков мнимости заключенных обществом договоров аренды, представленных им в подтверждение его соответствия конкурсной документации.
К данным выводам администрация пришла по следующим основаниям:
ООО "КМис-транс" представило договоры аренды транспортных средств, которые использовались при перевозках иными лицами в других регионах; часть договоров аренды транспортных средств заключена с неуполномоченными лицами на их подписание (у арендодателей отсутствовали права владения и распоряжения имуществом); договор аренды, заключенный с Акопяном З.А., расторгнут последним по причине несоблюдения ООО "КМис-транс" условий договора аренды транспортных средств; по мнению администрации, договор аренды заключенный с ООО "Союз-Авто" является мнимой сделкой, поскольку транспортные средства, являющиеся предметом договора, использовались после 01.09.2018 на маршрутах городского округа Нальчик;
от арендодателя Герр А.В. пришел ответ на запрос, в котором он отрицал заключение договоров аренды с ООО "КМис-транс".
Таким образом, у комиссии имелись законные основания сомневаться в подлинности представленных ООО "КМис-транс" копий подтверждающих документов.
Согласно абзацу второму части 2 статьи 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N 52-КГ14-1).
В данной части суд кассационной инстанции также учитывает, что доводы о мнимости договора субаренды десяти автотранспортных средств без экипажа от 01.09.2018, заключенного ООО "Союз-Авто" и ООО "КМис-Транс", подтвердились в последующем решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 03.06.2019 по делу N А20-208/2019, которым данный договор признан ничтожной сделкой. Суд указал, что сделка, заключенная ООО "Союз-Авто" и ООО "КМис-Транс", является мнимой, произведена лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Договор аренды от 01.09.2018 признан судом ничтожной сделкой с момента ее совершения ввиду недобросовестного поведения сторон сделки.
Администрация, установив изложенные обстоятельства, запросила у ООО "КМис-Транс" оригиналы документов, представленных обществом в подтверждения наличия у него необходимых транспортных средств. Кроме того, конкурсная комиссия направила письмо директору общества с просьбой предоставить оригиналы актов приема-передачи транспортных средств, оригиналы паспортов транспортного средства и оригиналы свидетельств о регистрации транспортных средств, которые переданы ООО "Кмис-транс" согласно договорам аренды транспортных средств и актам приема-передачи от 30.08.2018.
Ответы на запросы и документы в конкурсную комиссию от ООО "КМис-Транс" не поступили.
Материалами дела опровергаются выводы суда апелляционной инстанции о том, что администрация лишила ООО "Кмис-Транс" возможности предоставить оригиналы документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе.
Учитывая положения пункта 1.3 конкурсной документации ООО "КМис-транс", как победитель конкурса (т. 5, л. д. 30), должно было самостоятельно до 10.09.2018 предоставить документы, подтверждающие наличие у него на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств.
Кроме того, в адрес ООО "КМис-транс" и его директора администрация высылала письма и телеграммы с просьбой представить соответствующие документы (т. 5, л. д. 94 - 99).
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. Аналогичная норма содержится в части 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из судебного акта по делу N А20-208/2019 также следует, что определения суда, направленные ООО "КМис-транс" и его директору Кузьминовой М.Л., не вручены; конверты возвращены в суд с отметкой отделения почтовой связи об истечении срока хранения.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Таким образом, конкурсная комиссия пришла к обоснованному выводу о том, что ООО "КМис-транс" не подтвердило наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных поданной заявкой на участие в открытом конкурсе. Оригиналы документов не предоставлены в нарушение гарантийного письма.
Между тем индивидуальный предприниматель Чирвинский Д.А. подтвердил наличие у него на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных поданной им заявкой на участие в открытом конкурсе.
Суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что в действиях администрации управление необоснованно установило нарушение порядка проведения открытого конкурса. Указанное обстоятельство нарушило права администрации в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Суд первой инстанции правильно разрешил спор по существу, нарушения им норм материального и процессуального права, являющиеся основанием для отмены (изменения) судебного акта в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены. Основания для отмены данного решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствовали.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции от 09.08.2019 следует отменить, а решение суда первой инстанции от 07.03.2019 - оставить в силе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2019 по делу N А63-20688/2018 отменить. Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.03.2019 по тому же делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.М. Денека |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 11 статьи 24 Закона N 220-ФЗ порядок подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, устанавливается конкурсной документацией.
...
Согласно абзацу второму части 2 статьи 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N 52-КГ14-1).
...
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 октября 2019 г. N Ф08-9113/19 по делу N А63-20688/2018