г. Краснодар |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А32-14980/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью фирма "Сигма" (ИНН 2301010060, ОГРН 1022300512211) и заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (ИНН 6165157156, ОГРН 1096165003791), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма "Сигма" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 по делу N А32-14980/2018, установил следующее.
ООО фирма "Сигма" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.03.2019 N 07-10-19/88 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Решением от 04.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.08.2019, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные акты мотивированны наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением управлением порядка привлечения общества к административной ответственности, отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного, а также замены назначенного административного штрафа на предупреждение.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Общество указывает, что суды не приняли во внимание то обстоятельство, что оспариваемым постановлением обществу назначен штраф в значительном размере и необоснованно не применили статью 4.1.1 Кодекса, поскольку совершенное правонарушение носит исключительно формальный характер, правонарушение совершено впервые, не представляет угрозу общественным отношениям; нарушение сроков фиксации сведений в ЕГАИС вызвано техническими причинами. Сведения об отгрузке алкогольной продукции в системе ЕГАИС изначально зафиксированы обществом своевременно.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, то они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление в ходе мониторинга информации системы ЕГАИС установило, что общество при осуществлении деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции на основании лицензии 233АП0005380, сроком действия до 04.05.2021, допустило нарушение установленного порядка учета объемов оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, а именно: в нарушение пункта 5.1.1 Приложения N 5 (Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149 (далее - Приложение N 5 к приказу N 149) нарушило срок фиксации сведений о поставке алкогольной продукции по следующим ТТН (КПП 230145001): от 27.03.2018 N 1008, 23.04.2018 N 1332, 23.04.2018 1331, 14.05.2018 N 1741, 11.09.2018 N 6465, 01.10.2018 N 6976, 23.10.2018 N 7279.
В ЕГАИС зафиксированы следующие поставки алкогольной продукции, не соответствующие данным первичного учета: по ТТН от 30.04.2018 N 1516 (дата отгрузки 30.04.2018, дата фиксации 30.04.2018) (статус - отозвана 04.05.2018). Повторно в ЕГАИС зафиксирована поставка алкогольной продукции в адрес "СИП" (ИНН 2301085700 КПП 230145001) по ТТН от 04.05.2018 N 1516 (дата отгрузки 30.04.2018, дата фиксации 04.05.2018) (статус - принята 06.05.2018), однако согласно представленным первичным документам отгрузка по ТТН N 1516 произведена 04.05.2018; по ТТН от 03.09.2018 N 6171 (дата отгрузки 03.09.2018, согласно сведениям ЕГАИС дата фиксации 03.09.2018) (статус ТТН отозвана 14.09.2018). Повторно в ЕГАИС зафиксирована поставка алкогольной продукции в адрес ООО "Успех" по ТТН от 11.09.2018 N 6171 дата отгрузки 03.09.2018, дата фиксации 14.09.2018 (статус - принята 14.09.2018); по ТТН от 18.07.2018 N 4252 (дата отгрузки 25.07.2018, дата фиксации 18.07.2018), однако, фактически согласно представленным первичным документам, по ТТН от 18.07.2018 N 4252 отгрузка произведена 18.07.2018.
По КПП 230145001 в ЕГАИС зафиксированы следующие поставки алкогольной продукции, не соответствующие данным первичного учета, а также с нарушением сроков фиксации: поставка алкогольной продукции в адрес ООО "НиК плюс" (ИНН 7604155754, КПП 760345001) по ТТН от 11.06.2018 N 2588 (дата отгрузки 11.06.2018), дата фиксации 14.06.2018, однако, фактически, согласно представленным первичным документам, поставка алкогольной продукции в адрес ООО "НиК плюс" произведена по ТТН от 09.06.2018 N 2588 - 09.06.2018; поставка алкогольной продукции в адрес ООО "Фаворит" (ИНН 1326222040, КПП 132645001) по ТТН от 20.06.2018 N 2894 (дата отгрузки 18.06.2018, дата фиксации 22.06.2018), однако, фактически, согласно представленным первичным документам, поставка алкогольной продукции в адрес ООО "Фаворит" произведена по ТТН от 18.06.2018 N 2894 - 18.06.2018; - поставка алкогольной продукции в адрес ООО "Лидер" (ИНН 2626031506, КПП 262645001) по ТТН от 13.09.2018 N 6597 (дата отгрузки 13.09.2018, согласно сведениям ЕГАИС дата фиксации 17.09.2018, статус - ошибка проводки 17.09.2018). Повторно в ЕГАИС зафиксирована поставка алкогольной продукции в адрес ООО "Лидер" (ИНН 2626031506, КПП 262645001) по ТТН от 14.09.2018 N 6597 (дата отгрузки 13.09.2018, дата фиксации 17.09.2018, статус - принята 21.09.2018); поставка алкогольной продукции в адрес ООО "САВЕКС" (ИНН 6161047321, КПП 616145004) по ТТН от 21.09.2018 N 6768 (дата отгрузки 20.09.2018, дата фиксации 24.09.2018), однако, фактически, согласно представленным первичным документам, поставка алкогольной продукции в адрес ООО "САВЕКС" произведена по ТТН от 20.09.2018 N 6768 - 20.09.2018; поставка алкогольной продукции в адрес ООО "САВЕКС" (ИНН 6161047321, КПП 616145005) по ТТН от 21.09.2018 N 6769 (дата отгрузки 20.09.2018, дата фиксации 24.09.2018), однако, фактически, согласно представленным первичным документам, поставка алкогольной продукции в адрес ООО "САВЕКС" произведена по ТТН от 20.09.2018 N 6769 - 20.09.2018; поставка алкогольной продукции в адрес ООО "САВЕКС" (ИНН 6161047321, КПП 616545001) по ТТН от 21.09.2018 N 6770 (дата отгрузки 20.09.2018, дата фиксации 24.09.2018), однако, фактически, согласно представленным первичным документам, поставка алкогольной продукции в адрес ООО "САВЕКС" произведена по ТТН от 20.09.2018 N 6770 - 20.09.2018; поставка алкогольной продукции в адрес ООО "САВЕКС" (ИНН 6161047321, КПП 616845003) по ТТН от 21.09.2018 N 6772 (дата отгрузки 20.09.2018, дата фиксации 24.09.2018), однако, фактически, согласно представленным первичным документам, поставка алкогольной продукции в адрес ООО "САВЕКС" произведена по ТТН от 20.09.2018 N 6772 - 20.09.2018; поставка алкогольной продукции в адрес ООО "САВЕКС" (ИНН 6161047321, КПП 616445001) по ТТН от 21.09.2018 N 6773 (дата отгрузки 20.09.2018, дата фиксации 24.09.2018), однако, фактически, согласно представленным первичным документам, поставка алкогольной продукции в адрес ООО "САВЕКС" произведена по ТТН от 20.09.2018 N 6773 - 20.09.2018; поставка алкогольной продукции в адрес ООО "САВЕКС" (ИНН 6161047321 КПП 616645002) по ТТН от 21.09.2018 N 6780 (дата отгрузки 20.09.2018, дата фиксации 24.09.2018), однако, фактически, согласно представленным первичным документам, поставка алкогольной продукции в адрес ООО "САВЕКС" произведена по ТТН от 20.09.2018 N 6780 - 20.09.2018; поставка алкогольной продукции в адрес ООО "СЛАВЯНКА" (ИНН 7820332782, КПП 782001001) по ТТН от 11.12.2018 N 7977 (дата отгрузки 11.12.2018, согласно сведениям ЕГАИС дата фиксации 13.12.2018, статус - отозвана 26.12.2018). Повторно в ЕГАИС зафиксирована поставка алкогольной продукции в адрес ООО "СЛАВЯНКА" (ИНН 7820332782, КПП 782001001) по ТТН от 23.12.2018 N 7977 - 11.12.2018 (дата фиксации 26.12.2018, статус - принята).
В нарушение порядка учета в сопроводительных документах на поставку алкогольной продукции с адреса обособленного подразделения: 353430, Краснодарский край, Анапский район, станица Анапская, ул.Ленинградская, 49 (КПП 230145002) в первичных документах (ТТН) указан адрес организации: 353430, Краснодарский край, Анапский район, станица Анапская, ул.Мира, 2, в ТТН от 22.06.2018 N 3196, 24.07.2018 N 3992, 27.07.2018 N 4703, 01.08.2018 N 4651, 11.09.2018 N 6172, 01.10.2018 6975, 11.12.2018 N 7962, 22.12.2018 N 7913.
Общество в нарушение требований подпункта 17 пункта 6 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила N 1459) и пункта 5.2.1 Приложения N 5 к приказу N 149 в ЕГАИС "Отчет об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по дате розлива и ТТН) по 1 регистру на 31.12.2018 00:00:00" по КПП 230145001 зафиксировало остатки алкогольной продукции без указания даты розлива продукции, что не позволяет идентифицировать алкогольную продукцию с сопроводительными документами, в соответствии с которыми произведена закупка.
В нарушение требований пункта 5.2.1 Приложения N 5 к приказу N 149 общество в ЕГАИС "Отчет об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по дате розлива и ТТН) по 1 регистру на 31.12.2018 00:00:00" по КПП 230145001 зафиксировало остатки алкогольной продукции производства ООО "Кубанская винная компания" (ИНН 2352040175, КПП 235201001) ВИНО столовое полусладкое белое "Райская лагуна" 11% 0,7 л, код АП: 123162000001340378 (по накладной от 13.02.2015 N 113) в количестве 6 единиц, однако согласно представленным первичным документам (инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей от 31.12.2018 N 2, оборотно-сальдовая ведомость по счету 41 период 31.12.2018) фактически на остатках числится алкогольная продукция в количестве 5 единиц.
По факту выявленных нарушений управление составило протокол об административном правонарушении от 06.03.2019 N 07-10-19/88 и постановлением от 20.03.2019 N 07-10-19/88 привлекло общество к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 14.19 Кодекса нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 150 тыс. до 200 тыс. рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Судебные инстанции в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе в совокупности с иными доказательствами по делу материалы административного дела, протокол об административном правонарушении от 06.03.2019 N 07-10-19/88, отчет из ЕГАИС об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции общества, и, установив, что общество при осуществлении деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции допустило факты нарушения установленного порядка учета объемов оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса, поскольку общество не обеспечило выполнение требований законодательства, предъявляемых к организациям, осуществляющим оборот алкогольной продукции. Документально данный вывод общество не опровергло.
Таким образом, установив фактические обстоятельства, оценив представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 2, 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Правилами N 1459, Приложением N 5 к приказу N 149, судебные инстанции, в данном случае, сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
Довод общества о том, что выявленные управлением нарушения вызваны техническими причинами, в связи с чем отсутствует вина общества в совершении правонарушения, был предметом исследования судебных инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Установив, что у общества имелась объективная возможность для выполнения требований законодательства, предъявляемых к организациям, осуществляющим оборот алкогольной продукции, которой общество не воспользовалось, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о возможности применения положений статьи 4.1.1 Кодекса и замены назначенного административного штрафа на предупреждение не принимаются судом кассационной инстанции.
Возможность применения статей 3.4 и 4.1.1 Кодекса и замены административного штрафа на предупреждение является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела П Кодекса, назначается взамен административного штрафа при наличии совокупности обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 Кодекса. В рассматриваемом случае из обжалуемых судебных актов указанная совокупность обстоятельств не усматривается.
Суды установили соблюдение управлением порядка привлечения общества к административной ответственности. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса. Доказательства обратного общество не представило.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 по делу N А32-14980/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенные в кассационной жалобе доводы о возможности применения положений статьи 4.1.1 Кодекса и замены назначенного административного штрафа на предупреждение не принимаются судом кассационной инстанции.
Возможность применения статей 3.4 и 4.1.1 Кодекса и замены административного штрафа на предупреждение является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела П Кодекса, назначается взамен административного штрафа при наличии совокупности обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 Кодекса. В рассматриваемом случае из обжалуемых судебных актов указанная совокупность обстоятельств не усматривается.
Суды установили соблюдение управлением порядка привлечения общества к административной ответственности. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса. Доказательства обратного общество не представило."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 октября 2019 г. N Ф08-9045/19 по делу N А32-14980/2019
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9045/19
15.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12068/19
04.06.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-14980/19
03.06.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-14980/19