г. Краснодар |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А20-146/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0725010542, ОГРН 1120725003101) - Таовой Д.Х. (доверенность от 09.01.2018), Карамурзовой Ж.З. (доверенность от 09.01.2019) и Гасиева А.А.(доверенность от 11.06.2019), в отсутствие заявителя - акционерного общества "Каббалкэнерго" (ИНН 0725010542, ОГРН 1120725003101) и третьего лица - муниципального унитарного предприятия "Каббалккоммунэнерго" (ИНН 0725013102, ОГРН 1130725002605), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Каббалкэнерго" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.04.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2019 по делу N А20-146/2019, установил следующее.
Акционерное общество "Каббалкэнерго" (далее - общество, АО "Каббалкэнерго") обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) от 25.12.2018 N 82/Т о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Определением суда от 21.03.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП "Каббалккоммунэнерго".
Решением от 22.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.07.2019, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением министерством порядка производства по делу об административном правонарушении, отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и снижения размера штрафа ниже минимального размера..
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса; внеплановая проверка проведена с нарушением пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона от26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридический лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ); судебные инстанции необоснованно отклонили довод общества о наличии оснований для снижения размера административного штрафа, назначенного министерством. Суды не учли, что общество не имеет материальной выгоды за передачу электроэнергии. Ошибочное отнесение потребителей электроэнергии к ненадлежащему уровню напряжения произошло не по вине общества, а по вине исключительно самих потребителей и сетевой организации, оформляющих и согласовывающих между собой технические приложения к договорам энергоснабжения.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. По мнению министерства, внеплановая проверка в отношении общества проведена министерством при наличии достаточных оснований, предусмотренных подпунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) подпунктом 2 пункта 20 Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования государством цен (тарифов), применяемых в Кабардино-Балкарской Республике (далее - Порядок N 134-ПП). Выявленное правонарушение явилось следствием целенаправленных действий общества, посягающих на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений, складывающихся в сфере ценообразования. В данном случае, по мнению министерства, имеет место пренебрежительное отношение общества к установленным правовым требованиям и обязанностям, умышленное неисполнение обществом требований нормативных правовых актов.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей министерства, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с 01.11.2018 по 29.11.2018 на основании приказа и. о. министра энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики от 15.10.2018 N 166-Т проведена внеплановая, документарная проверка в отношении АО "Каббалкэнерго" с целью осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергии.
Основанием для проведения проверки послужили обращения от ГКОУ "Школа-интернат N 3" (от 17.09.2018 исх. N 145), ГКОУ "Санаторно-лесная школа N 1" (от 17.09.2018 исх. N 324/51.), ГБОПУ Кабардино-Балкарский колледж "Строитель" (от 17.09.2018 исх. N 20), ГКПОУ "Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж" (от 18.09.2018 исх. N 10-421), ГКПОУ "Нальчикский колледж легкой промышленности" (от 18.09.2018 исх. N 166), ГКПОУ "Кабардино-Балкарский торгово-технологический колледж" (от 21.09.2018 исх. N 173) по вопросу правильности начислений АО "Каббалкэнерго" платы за электрическую энергию с применением тарифов по уровням напряжения.
По результатам проведенной проверки министерством составлен акт проверки от 29.11.2018 N 19-Т, в котором зафиксированы нарушения обязательных требований установленных законодательством в области электроэнергетики, а именно при осуществлении расчетов за электрическую энергию за период с 01.01.2018 по 31.08.2018: 1. Стоимость услуг по передаче электрической энергии ГКОУ "Школа-интернат N 3" рассчитывалась по тарифу низкого уровня напряжения (НН), объем услуг составил 79 800 кВт. ч, стоимость услуг по передаче электрической энергии составила 273 156 рублей 31 копейку без НДС. Между тем, поставка электрической энергии для ГКОУ "Школа-интернат N 3" должна осуществляться на среднем втором уровне напряжения (СН-2), что подтверждается Приложением N 2 к Государственному контракту от 30.01.2018 N 0703002001000. Излишне полученная АО "Каббалкэнерго" выручка по ГКОУ "Школа-интернатN 3" с января по август 2018 года составила 60 576 рублей 34 копейки; 2. Стоимость услуг по передаче электрической энергии ГКОУ "Санаторно-лесная школа N 1" рассчитывалась по тарифу низкого уровня напряжения (НН), объем услуг составил 62 650 кВт. ч, стоимость услуг по передаче электрической энергии составила 214 518 рублей 62 копейки без НДС. Между тем, поставка электрической энергии для ГКОУ "Санаторно-лесная школа N 1" должна осуществляться на среднем втором уровне напряжения (СН-2), что подтверждается Приложением N 2 к Государственному контракту от 31.01.2018 N Н-414. Излишне полученная АО "Каббалкэнерго" выручка по ГКОУ "Санаторно-лесная школа N1" с января по август 2018 года составила 47 572 рубля 59 копеек; 3. Стоимость услуг по передаче электрической энергии ГБОПУ Кабардино-Балкарский колледж "Строитель" рассчитывалась по тарифу низкого уровня напряжения (НН), объем услуг составил 105 213 кВт. ч, стоимость услуг по передаче электрической энергии составила 362 310 рублей 98 копеек без НДС. Между тем, поставка электрической энергии для ГБОПУ Кабардино-Балкарский колледж "Строитель" должна осуществляться на среднем втором уровне напряжения (СН-2), что подтверждается Приложением N 2 к Государственному контракту от 10.01.2018 N Е-55. Излишне полученная АО "Каббалкэнерго" выручка по ГБОПУ КабардиноБалкарский колледж "Строитель" с января по август 2018 года составила 80 347 рублей 69 копеек; 4. Стоимость услуг по передаче электрической энергии ГКПОУ "Нальчикский колледж легкой промышленности" рассчитывалась по тарифу низкого уровня напряжения (НН), объем услуг составил 54 938 кВт. ч, стоимость услуг по передаче электрической энергии составила 189 544 рубля 5 копеек без НДС. Между тем, поставка электрической энергии для ГКПОУ "Нальчикский колледж легкой промышленности" по точке присоединения СПТУ-8 должна осуществляться на среднем втором уровне напряжения (СН-2), что подтверждается Приложением N 2 к Государственному контракту от 25.01.2018 N Н-139. Излишне полученная АО "Каббалкэнерго" выручка по ГКПОУ "Нальчикский колледж легкой промышленности" с января по август 2018 года составила 16 926 рублей 02 копейки; 5. Стоимость услуг по передаче электрической энергии ГКПОУ "Кабардино-Балкарский торгово-технологический колледж" рассчитывалась по тарифу низкого уровня напряжения (НН), объем услуг составил 87 630 кВт. ч, стоимость услуг по передаче электрической энергии составила 298 760 рублей 46 копеек без НДС. Между тем, поставка электрической энергии для ГКПОУ "Кабардино-Балкарский торгово-технологический колледж" должна осуществляться на среднем втором уровне напряжения (СН-2), что подтверждается Приложением N 2 к Государственному контракту от 09.01.2018 N Н-236. Излишне полученная АО "Каббалкэнерго" выручка по ГКПОУ "Кабардино-Балкарский торгово-технологический колледж" с января по август 2018 года составила 179 988 рублей 19 копеек.
По всем перечисленным выше организациям излишне полученная АО "Каббалкэнерго" выручка составила 385 410 рублей 83 копейки.
По факту выявленных нарушений в отношении АО "Каббалкэнерго" должностным лицом министерства составлен протокол от 13.12.2018 N 76/Т об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса и 25.12.2018 вынесено постановление N 82/Т о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 14.6 Кодекса завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Судебные инстанции исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Объективной стороной административного правонарушения явилось противоправное бездействие юридического лица по неисполнению требований действующего законодательства в сфере ценообразования на электрическую энергию, которое привело к завышению установленных органом регулируемых цен.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 21 Закона N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию.
В соответствии с пунктом 44 приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая в свою очередь дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации) к электрической сети рассматриваемой организации: на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше; на среднем первом напряжении: (СН-1) 35 кВ; на среднем втором напряжении: (СН-2) 20-1 кВ; на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже.
Пунктом 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05. 2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" предусмотрено, что по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В соответствии с абзацем 3 пункта 15 (2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, при расчете и применении цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", уровень напряжения в отношении каждой точки поставки определяется следующим образом: если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств и (или) иных объектов электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) установлена на объектах электросетевого хозяйства, на которых происходит преобразование уровней напряжения (трансформация), принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанных объектов электросетевого хозяйства.
Приказом Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 29.12.2017 N 90 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций Кабардино-Балкарской Республики на 2018 год" с учетом изменений внесенных приказом Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора КБР от 29.06.2018 N 18 установлены следующие одноставочные тарифы (без учета НДС) на услуги по передаче электрической энергии по сетям сетевых организаций на территории Кабардино-Балкарской Республики, поставляемой прочим потребителям на 2018 год: - на 1 полугодие 2018 года в разрезе диапазонов напряжения: "ВН" - 2,04352 рублей/кВт. ч; "СН-1" - 2,19365 рублей/кВт. ч; "СН-2" - 2,65327 рублей/кВт. ч;
"НН" - 3,40934 рублей/кВт. ч; - на 2 полугодие 2018 года в разрезе диапазонов напряжения: "ВН" - 2,12608 рублей/кВт. ч; "СН-1" - 2,28228 рублей/кВт. ч; "СН-2" - 2,76047 рублей/кВт.ч; "НН" - 3,54709 рублей/кВт. ч.
Приказом Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 29.12.2017 N 85 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей и коэффициентов, применяемых к тарифам на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, на территории Кабардино-Балкарской Республики на 2018) установлены следующие одноставочные тарифы для потребителей, приравненных к населению проживающему в городских населенных пунктах в домах оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками (с учетом НДС) на 2018 год: - на 1 полугодие 2018 года 2,51 рублей/кВт. ч; - на 2 полугодие 2018 года 2,58 рублей/кВт. ч.
Материалы дела свидетельствуют, что в ходе проверки административный орган установив, что общество при осуществлении расчетов за электрическую энергию с образовательных учреждений (ГКОУ "Школа-интернат N 3"), ГКОУ "Санаторно-лесная школа N 1", ГБОПУ Кабардино-Балкарский колледж "Строитель", ГКПОУ "Нальчикский колледж легкой промышленности", ГКПОУ "Кабардино-Балкарский торгово-технологический колледж") стоимость услуг по передаче электрической энергии рассчитывало по тарифу низкого уровня напряжения (НН), вместо применения при расчетов тарифа по среднему второму уровню напряжения (СН-2), пришел к выводу о том, что в результате этих действий АО "Каббалкэнерго" излишне получило выручку в размере 385 410 рублей 83 копеек. Документально данное обстоятельство общество не опровергло.
С учетом установленных по данному делу конкретных обстоятельств, оценки представленных в материалы дела доказательств, судебные инстанции обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.6 Кодекса.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения возложенных на него публично-правовых обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства о ценообразовании при осуществлении деятельности и принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлены, что обоснованно учтено судебными инстанциями при рассмотрении данного дела.
Довод заявителя о допущенных административным органом нарушениях требований Закона N 294-ФЗ был предметом исследования судебных инстанций и обоснованно отклонен ими.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Судебные инстанции, исследовав довод общества о наличии оснований для применения статьи 2.9 Кодекса, частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса, не установили оснований для признания совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного, а также наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного обществом правонарушения и его последствиями.
Оценка вывода арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из совершенного обществом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения в качестве малозначительного, с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (абзац 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Согласно разъяснению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях, и только в судебном порядке. При этом судам необходимо учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства.
Сделав вывод об отсутствии оснований для применения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса, судебные инстанции исходили из того, что выявленное правонарушение явилось следствием целенаправленных действий заявителя, посягающих на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений, складывающихся в сфере ценообразования.
В каждом конкретном случае применение статьи 4.1 Кодекса является категорией оценочной. В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.04.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2019 по делу N А20-146/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценка вывода арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из совершенного обществом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения в качестве малозначительного, с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (абзац 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Согласно разъяснению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях, и только в судебном порядке. При этом судам необходимо учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства.
Сделав вывод об отсутствии оснований для применения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса, судебные инстанции исходили из того, что выявленное правонарушение явилось следствием целенаправленных действий заявителя, посягающих на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений, складывающихся в сфере ценообразования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 октября 2019 г. N Ф08-7906/19 по делу N А20-146/2019