г. Краснодар |
|
18 января 2024 г. |
Дело N А32-2911/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Тамахина А.В. и Ташу А.Х., в отсутствие в судебном заседании, истца - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752), ответчика - муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска" (ИНН 2315178760, ОГРН 1132315000806), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А32-2911/2023, установил следующее.
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, Росприроднадзор) обратилось с заявлением в арбитражный суд к МУП "Водоканал города Новороссийска" (далее - предприятие) о взыскании 6 884 878 рублей 30 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) и 10 234 рублей 81 копейки пеней.
Решением от 17.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.10.2023, с предприятия в пользу управления взыскано 6 874 643 рубля 49 копеек задолженности по плате за НВОС и 10 234 рубля 81 копейка пеней.
В кассационной жалобе предприятие просит изменить решение и постановление в части взыскания с ответчика денежных средств, по делу - принять новый судебный акт, которым отказать в иске в полном объеме. По мнению заявителя, выводы судов противоречат нормам действующего законодательства. Заявитель указывает на отсутствие нарушений со стороны предприятия, поскольку первично уточненная декларация была размещена 02.11.2022 и весь период до ее подписания 23.11.2022, велась работа по пересчету первичной декларации в связи с замечаниями управления. Законодательством об охране окружающей среды не предусмотрено, что в случае, если после подачи уточненной декларации произошло изменение суммы платы, исчисленной за отчетный период, то уже уплаченные, исходя из сведений первичной декларации о плате, суммы квартальных авансовых платежей подлежат пересчету (уточнению). Уточненную декларацию о плате можно представить в течение общего срока исковой давности, установленного гражданским законодательством. Предприятие считает отказ в рассмотрении уточненной декларации необоснованным, нарушающим требования постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Правила исчисления и взимания платы за НВОС" (далее - постановление N 255).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что управление провело анализ полноты и соблюдения установленных сроков внесения платы, представления декларации о плате, нарушения нормативных правовых актов, проверка представленных к декларации о плате документов, и иных документов имеющихся в распоряжении управления относящихся к предмету проверки сведений указанных в представленной предприятием декларации о плате за НВОС за 2021 год.
Предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность на объектах НВОС I, II категории и III категории, представило в адрес управления декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год 10.03.2022 (N 6307567) в форме электронного документа.
Управление в адрес предприятия направило требование о представлении лицом, обязанным вносить плату за НВОС, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за НВОС.
Предприятие в ответ на требование в адрес управления направило письмо от 09.11.2022 N 38-01.4/4401.
Предприятие уточненную декларацию представило 23.11.2022.
Управление пришло к выводу, что предприятие направило уточненную декларацию по истечении (09.11.2022) установленного срока на ее представление. На основании изложенного управлением составило акт проведения контроля за исчислением платы за НВОС от 28.11.2022 N 03-12 по первичной декларации о плате за НВОС за 2021 год. Управление выставило предприятию требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней. Управление направило предприятию на юридический адрес требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за НВОС от 30.11.2022 N 03-10.
Предприятие по истечении указанного в требовании срока задолженность не оплатило.
Управление получило сведения о внесении юридическим лицом денежных средств по первичной декларации по истечении установленного срока. В связи с проведенной управлением корректировкой сумм, предъявленных к оплате, ответчику надлежало оплатить 6 874 643 рубля 49 копеек.
Предприятие не исполнило обязанность по внесению платы за НВОС в установленные сроки, поэтому управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов; пункт 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных данной статьей, и суммирования полученных величин.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год. Плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункты 2, 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
В пункте 5 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за НВОС.
Ставки платы за НВОС и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункты 1, 2, 4 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Согласно пункту 40 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", действовавшем на момент вынесения требований, в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
Из материалов дела следует, что предприятие представило в адрес управления декларацию о плате за НВОС за 2021 год 10.03.2022 (N 6307567) в форме электронного документа. В представленной в управление первичной декларации предприятие на всех объектах НВОС I, II и III категории произвело расчет платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, за размещение отходов и потребления с учетом осуществления предприятием хозяйственной деятельности в рамках установленных нормативов на выбросы/сбросы загрязняющих веществ и лимитов на размещение отходов, во всех разделах декларации коэффициент к ставке платы за выброс, сброс и размещение отходов указан 1.
Управление указало, что предприятие осуществляло свою деятельность в отчетном периоде в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух либо КЭР и деклараций о воздействии на окружающую среду, кроме того, к декларации не приложены копии договоров на размещение отходов и журналы учета движения отходов. Доказательств обратного не представлено.
Управление, посчитав, что предприятие применило коэффициенты, не подлежащие применению, с учетом отсутствия утвержденных лимитов, направило в адрес предприятия требование, согласно которому предприятию необходимо представить обоснованные пояснения по факту применения коэффициента к ставке платы за выброс и размещение отходов, равному 1, либо уточненную декларацию за 2021 год с применением указанных управлением коэффициентов в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня получения требования.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения сторон, установив, что предприятие не исполнило обязанность по внесению платы за НВОС в установленные сроки, что является нарушением требований статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пришли к выводу об обоснованности доначисления истцом ответчику платы за НВОС. Суды, проверив расчет управления и признав его верным, соответствующим действующему законодательству, удовлетворили иск в полном объеме. Отклоняя доводы предприятия о наличии трехлетнего срока на подачу уточненной декларации, суд апелляционной верно указал, что названные сроки не исключают обязанность предприятия соблюдать установленные в требовании сроки о представлении обоснования по первичной декларации или уточненную декларацию.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
В соответствии со статьей 110 Кодекса расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя жалобы. При подаче жалобы ответчику была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 3 тыс. рублей.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А32-2911/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска" (ИНН 2315178760, ОГРН 1132315000806) в доход федерального бюджета 3 тыс. рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
А.В. Тамахин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 40 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", действовавшем на момент вынесения требований, в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
...
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения сторон, установив, что предприятие не исполнило обязанность по внесению платы за НВОС в установленные сроки, что является нарушением требований статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пришли к выводу об обоснованности доначисления истцом ответчику платы за НВОС. Суды, проверив расчет управления и признав его верным, соответствующим действующему законодательству, удовлетворили иск в полном объеме. Отклоняя доводы предприятия о наличии трехлетнего срока на подачу уточненной декларации, суд апелляционной верно указал, что названные сроки не исключают обязанность предприятия соблюдать установленные в требовании сроки о представлении обоснования по первичной декларации или уточненную декларацию."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 января 2024 г. N Ф08-13257/23 по делу N А32-2911/2023