г. Краснодар |
|
25 октября 2019 г. |
Дело N А32-12927/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания" (ИНН 2365026587, ОГРН 1172375020080), заинтересованного лица - администрации муниципального образования Туапсинский район (ИНН 2355006983, ОГРН 1032330758910), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019 по делу N А32-12927/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о понуждении администрации муниципального образования Туапсинский район (далее - администрация) заключить соглашение (договор) о предоставлении обществу 18 млн рублей субсидии в связи с фактически понесенными убытками; взыскании 28 750 рублей расходов на оплату услуг представителя.
Решением суда от 26.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.08.2019, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что субсидирование коммерческих организаций не осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования Туапсинский район; договорные отношения по организации теплоснабжения между обществом и администрацией отсутствуют, соответственно администрация не имеет перед обществом обязательств финансового характера; вопросы по организации теплоснабжения на территории Туапсинского района не отнесены к компетенции администрации, поскольку данными полномочиями наделены городские и сельские поселения Туапсинского района; убытки у общества возникли по причине неэффективной организации им финансово-хозяйственной деятельности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, удовлетворить требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что согласно статье 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) организация надежного теплоснабжения потребителей на территории поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации мер теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа данных организаций от исполнения своих обязательств, относится к полномочиям органов местного самоуправления; понуждение к заключению соглашения о субсидировании теплоснабжающей организации является необходимой мерой, направленной на обеспечение потребителей Туапсинского района тепловой энергией. Суды не учли, что в аудиторском заключении по результатам проверки, проведенной по инициативе администрации, указано: убытки общества связаны с поставкой тепловой энергии юридическим и физическим лицам на территории муниципального образования Туапсинский район.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, являясь гарантирующим поставщиком - ресурсоснабжающей организацией, общество с 15.10.2017 по 15.04.2018 оказывало юридическим и физическим лицам услуги по поставке тепловой энергии (теплоснабжения) на территории поселений муниципального образования Туапсинский район: Новомихайловское городское, Джубгское городское, Георгиевское сельское, Шаумянское сельское, Октябрьское сельское, Тенгинское сельское, Вельяминовское сельское.
В соответствии с Законом о теплоснабжении, Законом Краснодарского края от 06.04.2015 N 3161-КЗ "О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края", приказами региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 27.11.2017 N 54/2017-т и от 11.12.2017 N 66/2017-т для общества установлены тарифы на 2017 и 2018 годы, с которыми общество согласилось в расчете на будущие выплаты межтарифной разницы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Краснодарского края и субсидии муниципального образования Туапсинский район.
В декабре 2017 года общество выявило убытки по результатам финансово-хозяйственной деятельности и поставило вопрос о прекращении подачи тепловой энергии юридическим и физическим лицам в городских и сельских поселениях Туапсинского района ввиду возможного банкротства общества, о чем уведомило администрацию.
В целях недопущения срыва отопительного сезона общество и администрация достигли договоренности о предоставлении обществу субсидии в I полугодии 2018 года. Согласно отчету от 29.05.2018, составленному по результатам аудиторской проверки, проведенной по инициативе администрации, убытки общества за 2017 год - I квартал 2018 года составили 9 122 тыс. рублей. Фактические убытки, как указывает общество, составили 18 млн рублей.
Письмом от 26.07.2018 N 743/05.4 администрация уведомила общество об отсутствии у администрации права заключить соглашение о предоставлении обществу субсидии для компенсации убытков, возникающих вследствие применения комбинированных и льготных тарифов на ресурсы, поставляемые в целях оказания коммунальной услуги теплоснабжения в поселениях Туапсинского района.
Ввиду непредставления администрацией субсидии, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о понуждении администрации заключить с обществом соответствующее соглашение.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований, правомерно исходя из следующего.
Статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и условия предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Таким образом, в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации вопросы предоставления субсидий находятся в компетенции органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Как установлено пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), к полномочиям муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам городского поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ определен круг полномочий сельского поселения и предусмотрена возможность закрепления за сельскими поселениями Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельских поселений других вопросов местного значения из предусмотренных пунктом 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ.
Согласно пункту 1.1 статьи 6 Закона о теплоснабжении полномочия по организации теплоснабжения на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 N 3459-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений" за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18 и 19 (в части организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 33.1, 34 и 38 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ.
Исходя из указанных нормативных актов, суды правильно указали, что полномочиями по организации теплоснабжения на территории Туапсинского района наделены городские и сельские поселения Туапсинского района.
Суды установили, что в рамках правоотношений по организации теплоснабжения на территории Туапсинского района администрация не заключала с обществом договоры и соглашения и, соответственно, не имеет перед обществом обязательств по субсидированию.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, установленных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете, и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок предоставления указанных субсидий из местных бюджетов устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации.
Суды установили, что решением о бюджете муниципального образования Туапсинский район не предусмотрено субсидирование коммерческих организаций.
Так, статьей 12 решения Совета муниципального образования Туапсинский район от 21.12.2018 N 76 "О бюджете муниципального образования Туапсинский район на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - решение N 76) установлено, что субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложениями N 14, 15, 16 к решению N 76. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий устанавливается муниципальными правовыми актами администрации муниципального образования Туапсинский район; предоставление грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных решением N 76, осуществляется в соответствии с решениями администрации муниципального образования Туапсинский район в порядке, установленном муниципальными правовыми актами администрации муниципального образования Туапсинский район, если данный порядок не определен указанными решениями.
Суды также учли, что в отчете аудитора от 29.05.2018 по результатам анализа работы общества с 01.11.2017 по 31.12.2017 и с 01.01.2018 по 01.04.2018 зафиксированы причины возникновения убытков общества, вызванные неэффективной организацией деятельности общества.
Данное обстоятельство суды оценили как опровергающее довод общества о возникновении убытков исключительно в связи с обеспечением им юридических и физических лиц тепловой энергией на территории Туапсинского района.
Таким образом, установив, что полномочиями по организации теплоснабжения на территории Туапсинского района наделены городские и сельские поселения Туапсинского района, субсидирование коммерческих организаций не предусмотрено решением N 76, а администрация в рамках правоотношений по организации теплоснабжения не заключала с обществом договоры, соглашения и не несет перед ним никаких обязательств, обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований о понуждении администрации заключить соглашение (договор) о предоставлении обществу 18 млн рублей субсидии в связи с фактически понесенными убытками.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019 по делу N А32-12927/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что решением о бюджете муниципального образования Туапсинский район не предусмотрено субсидирование коммерческих организаций.
Так, статьей 12 решения Совета муниципального образования Туапсинский район от 21.12.2018 N 76 "О бюджете муниципального образования Туапсинский район на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - решение N 76) установлено, что субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложениями N 14, 15, 16 к решению N 76. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий устанавливается муниципальными правовыми актами администрации муниципального образования Туапсинский район; предоставление грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных решением N 76, осуществляется в соответствии с решениями администрации муниципального образования Туапсинский район в порядке, установленном муниципальными правовыми актами администрации муниципального образования Туапсинский район, если данный порядок не определен указанными решениями."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 октября 2019 г. N Ф08-9155/19 по делу N А32-12927/2019