город Ростов-на-Дону |
|
19 августа 2019 г. |
дело N А32-12927/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2019 по делу N А32-12927/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания" (ИНН 2365026587, ОГРН 1172375020080) к администрации Муниципального образования Туапсинский район (ИНН 2355006983, ОГРН 1032330758910) о понуждении к заключению соглашения о предоставлении субсидии принятое в составе Полякова Д.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к администрации муниципального образования Туапсинский район (далее - ответчик) с исковым заявлением:
- о понуждении МО "Туапсинский район" заключить соглашение (договор) о предоставлении ООО "ТСК" субсидии в размере 18 000 000 руб. в связи с фактически понесенными убытками;
- о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 28 750 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2019 по делу N А32-12927/2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, исковые требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба не мотивирована. Заявитель указал на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, указывая, что выводы изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 15.10.2017 по 15.04.2018 ООО "ТСК", являясь гарантирующим поставщиком ресурсоснабжающей организацией (РСО), оказывало услуги юридическим и физическим лицам по поставке тепловой энергии (теплоснабжения) на территории 7 (семи) поселений муниципального образования Туапсинский район, а именно: Новомихайловский городской, Джубгский городской, Георгиевский сельский, Шаумянский сельский, Октябрьский сельский, Тенгинской сельский, Вельяминовский сельский. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Законом Краснодарского края от 06.04.2015 N 3161-КЗ "О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края", приказами РЭК-Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 27.11.2017 N 54/2017-т и от 11.12.2017 N 66/2017-т для ООО "ТСК" были установлены тарифы на 2017 год и 2018 год соответственно. С данными тарифами ООО "ТСК" было вынуждено согласиться с учетом (в расчете) будущих выплат межтарифной разницы СФ Краснодарским краем и субсидии МО Туапсинский район.
Вместе с тем уже к декабрю 2017 года истцом в процессе осуществления хозяйственной деятельности были выявлены убытки, о которых был уведомлен Глава администрации МО Туапсинский район А.В. Русин. ООО "ТСК" даже ставился вопрос о прекращении подачи тепла в поселениях в виду возможного банкротства предприятия. Согласно подпункта 1 пункта 1 ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" организация надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств относится к полномочиям органов местного самоуправления. В целях недопущения срыва отопительного сезона были достигнуты договоренности с МО Туапсинский район о предоставлении им субсидии в первом полугодии 2018 года, что подтверждается актом аудиторской проверки, инициированной МО Туапсинский район, который подтвердил убытки ООО "ТСК" за отопительный сезон 2017-2018 гг. в размере 9 122 000 руб.
Фактические убытки, как указывает ООО "ТСК", составили 18 000 000 руб.
При этом субсидия МО Туапсинский район до настоящего времени истцу не представлена, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Правила распределения и совершения иных операций со средствами бюджетов различных уровней, в том числе предоставления бюджетных средств в виде субсидий определены Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Таким образом, в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации вопросы предоставления субсидий муниципальным бюджетным учреждениям находятся в компетенции органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Полномочия органов местного самоуправления определены действующим законодательством. В соответствии с п. 4 ч. 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Пунктом 4 части 1 статьи 14 указанного закона к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, ч. 3 указанной статьи определен круг полномочий сельского поселения, а также предусмотрена возможность закрепления за сельскими поселениями Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Отраслевым законом в данном случае является Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", частью 1.1 указанного закона предусмотрено, что полномочия по организации теплоснабжения на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 N 3459-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений" за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 19 (в части организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 33.1, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, полномочиями по организации теплоснабжения на территории Туапсинского района наделены городские и сельские поселения Туапсинского района.
При этом администрация муниципального образования Туапсинский район в рамках правоотношений по организации теплоснабжения с ООО "ТСК" не заключала никаких договоров, соглашений и не несет каких-либо обязательств.
Предоставление субсидий из бюджета разных уровней регламентировано статьями 78, 78.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии ч. 2 ст. 78 БК РФ предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 78.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок предоставления указанных субсидий из местных бюджетов устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации.
Нормативно-правовым актом администрации муниципального образования Туапсинский район является решение Совета муниципального образования Туапсинский район от 21.12.2018 N 76 "О бюджете муниципального образования Туапсинский район на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Статьей 12 указанного решения Совета установлено, что субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложениями N 14, 15, 16 к настоящему решению. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий устанавливается муниципальными правовыми актами администрации муниципального образования Туапсинский район, а также что предоставление грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных настоящим решением, осуществляется в соответствии с решениями администрации муниципального образования Туапсинский район в порядке, установленном муниципальными правовыми актами администрации муниципального образования Туапсинский район, если данный порядок не определен указанными решениями.
Так субсидирование коммерческих организаций не предусмотрено решением о бюджете муниципального образования Туапсинский район.
Кроме того, ссылаясь на отчет аудитора о проведении анализа работы ООО "ТСК" за период с 01.11.2017 года по 31.12.2017 и с 01.01.2018 по 01.04.2018, истец не отмечает, что в указанном отчете аудитор делает ряд выводов о причинах возникновения убытков ООО "ТСК", в том числе:
- аренда недвижимого имущества (административно-бытовое помещение и ангар) по договору с ЗАО "Туапсестрой" в марте 2018 года за период с 01.04.2017 года на 11 месяцев - 3 300 тыс. рублей.
- аренда федерального и муниципального имущества (котельные) - 647 тыс. руб. Оплата за муниципальные котельные ООО "ТСК" не производилась, ведется претензионная работа.
- факт неполного предъявления счетов за фактически оказанные услуги по теплоснабжению своим покупателям за ноябрь 2017 года - 2 833 тыс. руб. и другие.
Таким образом, из отчета следует, что убытки ООО "ТСК" сформированы, в том числе, и по причине неэффективной организации деятельности предприятия.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2019 по делу N А32-12927/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12927/2019
Истец: ООО "Теплоснабжающая компания"
Ответчик: Администрация МО Туапсинский район, Администрация муниципального образования Туапсинский район