Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Е.Б. Матросова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Е.Б. Матросов оспаривает конституционность части третьей статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом или иными федеральными законами; в случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
По мнению заявителя, проходившего службу в исправительной колонии и отстраненного в 2021 году от работы в связи с отказом от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), оспариваемая норма, примененная в его деле судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 17 (часть 3) и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку предоставляет руководителю право прекратить выплату денежного довольствия сотруднику уголовно-исполнительной системы, который отстранен от исполнения своих обязанностей и не имеет противопоказаний к вакцинации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Часть третья статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет общее правило о том, что работнику при отстранении от работы не начисляется заработная плата, поскольку трудовые обязанности не выполняются им в связи с обстоятельствами, не зависящими от работодателя.
При этом исключения из данного правила могут предусматриваться названным Кодексом или иными федеральными законами. Следовательно, абсолютного запрета на выплату заработной платы работнику в период отстранения его от работы не предполагается, что позволяет федеральному законодателю учесть особые обстоятельства либо правовой статус отстраняемого лица.
Такое правовое регулирование само по себе не может рассматриваться как нарушающее права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 2079-О).
Вследствие этого жалоба Е.Б. Матросова, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Матросова Евгения Борисовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июля 2023 г. N 1847-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Матросова Евгения Борисовича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-