г. Краснодар |
|
13 ноября 2019 г. |
Дело N А20-2148/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Гиданкиной А.В., при ведении протокола помощником судьи Виниченко Е.А., при участии в судебном заседании от Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике - Базиева Т.М. (доверенность от 26.06.2019), в отсутствие конкурсного управляющего должника - общества с ограниченной ответственностью "Стройтехэнергопроект" (ИНН 0708015036, ОГРН 1160726054961) - Касаева А.Х., иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике на определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.07.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2019 по делу N А20-2148/2018, установил следующее.
В рамках дела о банкротстве ООО "Стройтехэнергопроект" (далее - должник) конкурсный управляющий обратился с заявлением о прекращении упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника и переходе к процедуре конкурсного производства.
Определением от 04.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.08.2019, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе уполномоченный орган просит судебные акты отменить, ссылаясь на отсутствие предусмотренных пунктом 3 статьи 228 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) оснований для переходае к процедуре конкурсного производства, регулируемой главой VII Закона о банкротстве, поскольку принятие судебного акта о привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности не свидетельствует об обнаружения имущества должника.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, уполномоченный орган обратился с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом; решением от 07.09.2018 должник признан банкротом, открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.
Конкурсный управляющий 08.12.2018 обратился с заявлением о прекращении упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника и переходе к процедуре конкурсного производства, указав на наличие в собственности одного из участников должника имущества в виде трех легковых автомобилей.
Согласно пункту 1 статьи 227 Закона о банкротстве в случаях, если гражданин - должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности. В силу пункта 2 названной статьи заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 228 Закона о банкротстве арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства или о введении процедуры реализации имущества гражданина в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.
В силу пункта 3 статьи 228 Закона о банкротстве конкурсный управляющий при обнаружении им имущества отсутствующего должника, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве, обязан направить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Бремя доказывания наличия у должника имущества, позволяющего покрыть судебные расходы по делу в силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложено на управляющего, заявившего соответствующее ходатайство.
В данном случае суды пришли к выводу о переходе к процедуре конкурсного производства, регулируемой главой VII Закона о банкротстве, указав на принятие судебных актов о привлечении контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности.
При этом само по себе привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц не свидетельствует о наличии имущества и денежных средств, за счет которых могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве. Суды не установили на момент принятия обжалуемых судебных актов факт поступления в конкурсную массу денежных средств в сумме 2 379 458 рублей 91 копейки во исполнение судебных актов о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности; в отчете конкурсного управляющего не отражено поступление названной суммы должнику. Тот факт, что управляющий в отчете отразил наличие у учредителя должника трех легковых автомобилей, не свидетельствует об обнаружении имущества должника, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве. Сведения о том, на какой стадии находится исполнение актов о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к преждевременному выводу об открытии в отношении должника общей процедуры конкурсного производства при отсутствии доказательств, свидетельствующих о выявлении управляющим имущества должника, размер которого соизмерим с расходами, которые повлечет за собой переход к общей процедуре конкурсного производства.
В силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неправильное применение судами норм материального права является основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Для разрешения спора по существу кассационной инстанции не требуется установления новых обстоятельств и исследования новых доказательств, поэтому согласно пункту 2 статьи 287 Кодекса суд вправе, не передавая дела на новое рассмотрение, принять решение об отказе в удовлетворении заявления управляющего.
Управляющий при поступлении в конкурсную массу имущества, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве, не лишен возможности повторно обратиться с соответствующим заявлением.
Кроме того, Положение о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573) предусматривает возможность компенсации уполномоченным органом расходов управляющего в связи с проведением процедуры банкротства отсутствующего должника в соответствии с перечнем расходов, подлежащих компенсации, с учетом особенностей, установленных пунктом 7 настоящего Положения. Согласно пункту 7 Положения N 573 в случае обнаружения и реализации конкурсным управляющим имущества отсутствующего должника кроме выплат, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящего Положения, конкурсному управляющему выплачивается вознаграждение в размере 10 процентов денежных средств, полученных от продажи имущества отсутствующего должника. Указанное вознаграждение удерживается конкурсным управляющим из денежных средств, полученных от продажи имущества отсутствующего должника, после поступления их в полном размере на основной счет отсутствующего должника. Из денежных средств, оставшихся после удержания указанных 10 процентов, конкурсным управляющим удерживаются единовременное вознаграждение и сумма компенсации фактических затрат на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника, предусмотренные пунктами 3 и 5 настоящего Положения. Уполномоченный орган осуществляет выплату единовременного вознаграждения и компенсацию расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника в части, не покрытой денежными средствами, поступившими от продажи имущества отсутствующего должника.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.07.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2019 по делу N А20-2148/2018 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управляющий при поступлении в конкурсную массу имущества, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве, не лишен возможности повторно обратиться с соответствующим заявлением.
Кроме того, Положение о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573) предусматривает возможность компенсации уполномоченным органом расходов управляющего в связи с проведением процедуры банкротства отсутствующего должника в соответствии с перечнем расходов, подлежащих компенсации, с учетом особенностей, установленных пунктом 7 настоящего Положения. Согласно пункту 7 Положения N 573 в случае обнаружения и реализации конкурсным управляющим имущества отсутствующего должника кроме выплат, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящего Положения, конкурсному управляющему выплачивается вознаграждение в размере 10 процентов денежных средств, полученных от продажи имущества отсутствующего должника. Указанное вознаграждение удерживается конкурсным управляющим из денежных средств, полученных от продажи имущества отсутствующего должника, после поступления их в полном размере на основной счет отсутствующего должника. Из денежных средств, оставшихся после удержания указанных 10 процентов, конкурсным управляющим удерживаются единовременное вознаграждение и сумма компенсации фактических затрат на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника, предусмотренные пунктами 3 и 5 настоящего Положения. Уполномоченный орган осуществляет выплату единовременного вознаграждения и компенсацию расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника в части, не покрытой денежными средствами, поступившими от продажи имущества отсутствующего должника."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2019 г. N Ф08-9886/19 по делу N А20-2148/2018
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1226/19
13.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9886/19
30.08.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1226/19
31.05.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1226/19
25.03.2019 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1226/19
06.12.2018 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-2148/18
07.09.2018 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-2148/18