г. Краснодар |
|
16 ноября 2019 г. |
Дело N А53-2372/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - товарищества собственников жилья "Проселочная, 7" (ИНН 6162050503, ОГРН 1106194001649), заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029), третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Жилищник" (ИНН 6163147931, ОГРН 1166196082139), открытого акционерного общества "Жилищно-коммунальное хозяйство Советского района г. Ростова-на-Дону" (ИНН 6168024549, ОГРН 1086168004625), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Проселочная, 7" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 по делу N А53-2372/2019, установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Проселочная, 7" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 19.11.2018 N 1567-л об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления (далее - приказ N 1567-л); обязании инспекции с 01.10.2018 исключить из лицензии ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство Советского района г. Ростова-на-Дону" на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 30.04.2015 N 265 (далее - лицензия N 265) многоквартирный дом N 7 по ул. Проселочная в г. Ростове-на-Дону (далее - спорный МКД) (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство Советского района г. Ростова-на-Дону" (далее - ОАО "ЖКХ") и ООО "Жилищник".
Решением суда от 06.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2019, признан недействительным приказ N 1567-л; в удовлетворении остальной части требований отказано; с инспекции в пользу товарищества взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированы отсутствием у инспекции правовых оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с расторжением договора управления спорным МКД между товариществом и ОАО "ЖКХ". В силу статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), вопрос о внесении изменений по заявлению товарищества подлежит рассмотрению инспекцией.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось товарищество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований изменить, в указанной части принять по делу новый судебный акт, которым обязать инспекцию рассмотреть вопрос о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области на основании обращения товарищества от 05.10.2018 и признать законным выставление товариществом квитанций за коммунальные услуги жильцам спорного МКД. По мнению подателя жалобы, отказав товариществу в удовлетворении требований, суды оставили не решенным вопрос о порядке платежей и взносов товарищества, не устранили противоречие, обусловленное наличием двойного способа управления спорным МКД в лице товарищества и управляющей организации (ОАО "ЖКХ"), в связи с чем с 05.10.2018 по 01.09.2019 у товарищества образовались расходы. Товарищество повторно обратилось в инспекцию с заявлением, представив тот же самый пакет документов, и инспекция исключила ОАО "ЖКХ" из реестра лицензий Ростовской области.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Жилищник" просит решение суда и постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований товарищества изменить, в указанной части принять по делу новый судебный акт, которым обязать инспекцию рассмотреть вопрос о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области на основании обращения товарищества от 05.10.2018, признать законным выставление товариществом квитанций за коммунальные услуги жильцам спорного МКД.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "ЖКХ" не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 05.10.2018 товарищество обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с расторжением договора управления спорным МКД (далее - заявление).
Приказом N 1567-л до 19.11.2018 приостановлено рассмотрение заявления товарищества в связи с отсутствием заявления ОАО "ЖКХ" о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с изменением способа управления спорным МКД, а также несоблюдением собственниками помещений в спорном МКД процедуры расторжения договора, заключенного с ОАО "ЖКХ", а именно: ненадлежащее уведомление ОАО "ЖКХ" о расторжении с ним договора.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации товарищество обжаловало приказ N 1567-л в арбитражный суд.
К установленным по делу обстоятельствам суды правильно применили положения статей 46, 146, 161, 162, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядка N 938/пр, полно и всесторонне исследовали представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили требования товарищества в части признания недействительным приказа N 1567-л.
Суды установили, что согласно протоколу от 17.09.2018 собственники помещений спорного МКД на общем собрании приняли решение о расторжении с 01.10.2018 договора управления с ОАО "ЖКХ", выборе способа управления многоквартирного дома посредством товарищества собственников жилья, а также решение о заключении с 01.10.2018 договора оказания услуг и выполнения работ по содержанию, ремонту общего имущества жилого дома, оказании коммунальных услуг с ООО "Жилищник". Протокол от 17.09.2019 и приложение к протоколу, являющееся его неотъемлемой частью (решения собственников, бюллетени для голосования по вопросам повестки дня), содержат необходимые и достаточные данные для идентификации участвующих в собрании собственников спорного МКД.
01 октября 2019 года между товариществом и ООО "Жилищник" заключен договор на обслуживание и техническое содержание спорного МКД.
22 сентября 2019 года председатель товарищества направил в адрес ОАО "ЖКХ" уведомление N 5 о расторжении договора управления с приложением протокола от 17.09.2018, что ОАО "ЖКХ" не оспаривает.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования товарищества и признали недействительным приказ N 1567-л.
Суды отказали товариществу в удовлетворении требований об обязании инспекции исключить из лицензии ОАО "ЖКХ" управление спорным МКД с 01.10.2018, сославшись на то, что внесение изменений в лицензию возможно лишь при соблюдении инспекцией порядка внесения таких изменений, предусматривающего наличие полного пакта необходимых документов, прилагаемых к заявлению, которые должна проверить инспекция в силу компетенции, предоставленной ей действующим законодательством.
При этом суды правильно указали, что в силу пункта 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании заявления о внесении изменений в реестр.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка N 938/пр.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка N 938/пр, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр (пункт 6 Порядка N 938/пр).
Суды верно указали, что в связи с признанием недействительным приказа N 1567-л инспекции надлежит разрешить вопрос о внесении изменений по заявлению товарищества.
Суды отметили, что исходя из положений пункта 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, избрание способа управления спорным МКД товариществом исключает возможность управления спорным МКД ОАО "ЖКХ", и соответствующие сведения подлежат внесению в реестр лицензий.
Таким образом, выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и не подлежат отмене или изменению.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как указано в кассационной жалобе, товарищество повторно обратилось в инспекцию с заявлением, представив тот же пакет документов, который уже направлялся в инспекцию, и инспекция исключила из лицензии ОАО "ЖКХ" управление спорным МКД. Таким образом, истребуемое право товарищества восстановлено.
Вместе с тем, решение инспекции о внесении изменений в реестр лицензий не может содержать календарную дату изменения сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, определенную ранее календарной даты издания такого решения.
Изложенное в кассационной жалобе требование товарищества о признании законным выставления товариществом квитанций за коммунальные услуги жильцам спорного МКД с 05.10.2018 является новым, заявлено после вступления в законную силу решения суда от 06.06.2019 по настоящему делу и свидетельствует об изменении товариществом предмета спора в суде кассационной инстанции, что недопустимо в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, пределы полномочий суда кассационной инстанции определены статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, состоят в проверке законности и обоснованности судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, и не предусматривают рассмотрение новых требований, которые не заявлялись в судах первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы товарищества отсутствуют.
При обращении с кассационной жалобой на судебные акты по настоящему делу товарищество представило платежное поручение от 26.09.2019 N 77 об уплате 3 тыс. рублей государственной пошлины, в то время как в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации надлежало уплатить 1500 рублей. Вместе с тем, излишне уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату из федерального бюджета ввиду непредставления товариществом подлинного экземпляра платежного поручения от 26.09.2019 N 77, содержащего отметку филиала "Южный" ПАО Банка "ФК "Открытие"" о зачислении 3 тыс. рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета, подтвержденным оттиском печати банка и подписью главного бухгалтера банка. Кроме того, в основании платежа не указано, что государственная пошлина уплачена за рассмотрение кассационной жалобы на судебные акты по делу N А53-2372/2019.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 по делу N А53-2372/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды отказали товариществу в удовлетворении требований об обязании инспекции исключить из лицензии ОАО "ЖКХ" управление спорным МКД с 01.10.2018, сославшись на то, что внесение изменений в лицензию возможно лишь при соблюдении инспекцией порядка внесения таких изменений, предусматривающего наличие полного пакта необходимых документов, прилагаемых к заявлению, которые должна проверить инспекция в силу компетенции, предоставленной ей действующим законодательством.
При этом суды правильно указали, что в силу пункта 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании заявления о внесении изменений в реестр.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка N 938/пр.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка N 938/пр, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр (пункт 6 Порядка N 938/пр).
...
Суды отметили, что исходя из положений пункта 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, избрание способа управления спорным МКД товариществом исключает возможность управления спорным МКД ОАО "ЖКХ", и соответствующие сведения подлежат внесению в реестр лицензий."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2019 г. N Ф08-10086/19 по делу N А53-2372/2019