г. Краснодар |
|
18 ноября 2019 г. |
Дело N А63-2727/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (ИНН 2635040105, ОГРН 1022601934630) - Григоряна А.Г. (доверенность от 09.01.2019), от заинтересованного лица - Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (ИНН 2635105024, ОГРН 1072635017575) - Гладких О.В. (доверенность от 16.01.2019), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Терос" (ИНН 2626028253, ОГРН 1022601220267), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольводоканал" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 по делу N А63-2727/2019, установил следующее.
ГУП Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие, водоканал) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (далее - тарифная комиссия) о признании незаконным постановления от 08.02.2019 N 04/4 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объекта "Микрорайон "Северный-2" и "Северный-3"" (заявитель - ООО "Терос"), к 2 централизованной системе водоотведения ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в индивидуальном порядке".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Терос".
Решением от 08.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.08.2019, суд отказал в удовлетворении заявленного предприятием требования. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленного водоканалом требования, ввиду законности и обоснованности оспариваемого постановления тарифной комиссии.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. По мнению предприятия, вывод судов о том, что выполнение мероприятий по реконструкции спорных сооружений не включено в инвестиционную программу предприятия и о наличии технической возможности на подключение объектов ООО "Терос", является необоснованным. Тарифной комиссией превышены полномочия, поскольку установление индивидуальной платы производится на основании сметной стоимости работ, представленной организацией водопроводно-канализационного хозяйства; предприятие не представляло расчет стоимости работ по подключению канализационного коллектора в размере 4 165 рублей 20 копеек и не просило включать указанные расходы при установлении индивидуальной платы при подключении спорного объекта.
В отзыве на кассационную жалобу тарифная комиссия просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. По мнению тарифной комиссии, ею сделан правильный вывод о наличии технической возможности присоединения объектов капитального строительства - микрорайонов "Северный-2" и "Северный-3" к централизованным системам водоотведения общества. Плата за подключение по индивидуальному проекту не является источником финансирования мероприятия "Реконструкция очистный сооружений канализации региона КМВ с увеличением производительности с 170 тыс. куб. метров в сутки до 250 тыс. куб. метров в сутки, расположенных по адресу: Предгорный район, в границах земель муниципального образования Этокский сельсовет, 2-й километр Георгиевского шоссе". Экспертами тарифной комиссии стоимость врезки рассчитана по существующим сметным нормативам и имеющимся у комиссии фактическим расходам предприятия на выполнение аналогичных работ, и включена в состав платы. Присутствовавший на заседании правления представитель предприятия не высказал несогласия с определенной экспертами тарифной комиссии величиной стоимости врезки.
ООО "Терос" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они являются законными и обоснованными. Общество полагает, что отсутствие в инвестиционной программе регулируемой организации отдельных расходов на выполнение мероприятий по фактическому присоединению абонентов к централизованным системам водоотведения не является основанием для взимания с абонента какой-либо дополнительной платы сверх установленных постановлением тарифной комиссии от 08.02.2019 N 04/4 тарифов за подключение и противоречит части 14 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", устанавливающей запрет на взимание организацией, осуществляющей водоотведение с абонентов платежей, помимо установленных данным законом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 15.11.2018 ООО "Терос" обратилось в ПТП Кавминводские ОСК филиала предприятия "Предгорный" с заявлением о подключении объекта: "Микрорайон "Северный-2", "Северный-3"" по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, в северной части города, микрорайон "Северный-2", "Северный-3" (далее - объект) к централизованным системам водоотведения. Объем запрашиваемой подключаемой нагрузки объекта по водоотведению составил 627,73 м куб./сутки.
Согласно заключению технической комиссии предприятия междугородний канализационный коллектор Кисловодск-Ессентуки-Пятигорск позволит пропустить увеличенный на 627,73 м куб./сутки объем сточных вод. Сточные воды, поступающие по данному коллектору, проходят очистку на Кавминводских ОСК, резерв мощности и пропускной способности которых исчерпан, что послужило основанием для вывода предприятия о том, что техническая возможность подключить объект капитального строительства ООО "Терос" к централизованной системе водоотведения предприятия отсутствует.
Инвестиционная программа предприятия предполагает модернизацию систем водоснабжения и канализации на период 2015 - 2019 годы; имеется мероприятие (N 45) по реконструкции Кавминводских ОСК с увеличением производительности с 170 тыс. м куб./сутки до 250 тыс. м куб./сутки, но из-за высокой стоимости мероприятия (более 3,5 млрд. рублей) в него включены только подготовительные работы на сумму 37,6 млн. рублей, в виде разработки проектной документации и ее экспертизы. При этом запланированные инвестиционной программой подготовительные работы по реконструкции не увеличивают производительность сооружений.
При этом техническая комиссия предприятия установила, что для обеспечения возможности подключения объекта ООО "Терос" необходимо выполнить строительство одного четырехкоридорного аэротенка и двух новых вторичных отстойников на общую сумму 259 135 890 рублей (без НДС), в результате чего повысится производительность Кавминводских ОСК на 40 тыс. м куб./сутки. Определенная расчетным путем стоимость 1 м куб./сутки подключаемой нагрузки составила 6 478 рублей (без НДС).
Предприятие посчитало, что для увеличения производительности Кавминводских ОСК в целях подключения объекта ООО "Терос" с нагрузкой 627,73 м куб./сутки, предприятию в 2019 году необходимо будет провести мероприятия на сумму 4 066 434 рубля 94 копейки (без НДС). Подключение объекта (врезка) будет выполняться заявителем самостоятельно.
14 декабря 2018 года в тарифную комиссию поступило заявление предприятия об установлении платы за подключение объекта к централизованной системе водоотведения в размере 4 879 722 рублей (без учета НДС).
Приказом председателя тарифной комиссии от 20.12.2018 N 255 создана экспертная группа для рассмотрения представленных предприятием материалов, назначен уполномоченный по делу и определен срок подготовки материалов об установлении платы, включая проект постановления. 11.11.2019 приказом председателя тарифной комиссии от 09.01.2019 N 01 срок подготовки материалов продлен до 08.02.2019.
В ходе проведения экспертизы тарифная комиссия установила следующее. ООО "Терос" обратилось к предприятию с заявлением о заключении договора на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения объекта капитального строительства микрорайон "Северный-2" и "Северный-3" в северной части г. Ессентуки. Согласно заявлению ООО "Терос" от 14.11.2018 N 533 общий объем подключаемой к централизованной системе водоотведения нагрузки составляет 627,73 м куб./сутки.
Согласно расчету платы за подключение, представленному предприятием, в состав платы предлагалось включить расходы на реконструкцию ОСК региона Кавказских минеральных вод с увеличением производительности с 170 тыс. м куб./сутки до 250 тыс. м куб./сутки в размере 4 066,44 тыс. рублей.
По итогам рассмотрения заявления предприятия тарифная комиссия вынесла постановление от 08.02.2019 N 04/4 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объекта "Микрорайон "Северный-2" и "Северный-3" (заявитель - ООО "ТЕРОС"), к централизованной системе водоотведения ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в индивидуальном порядке", которым установлена плата за подключение объекта в размере 4 165 рублей 20 копеек (НДС начисляется дополнительно) в индивидуальном порядке.
Полагая, что постановление тарифной комиссии является незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленного предприятием требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 31 Закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится, в том числе подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.
Частью 9 статьи 31 Закона N 416-ФЗ определено, что регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке. Порядок расчета такой платы определяется Основами ценообразования в сфере водоснабженияи водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 31 Закона N 416-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), а также Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно пункту 4 Основ ценообразования тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения входит в систему регулируемых тарифов в сфере водоотведения.
Плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены Основами ценообразования (пункт 81 Основ ценообразования).
Пунктом 86 Основ ценообразования установлено, что при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов, с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ. Установление регулируемых тарифов производится по предложению регулируемой организации.
Согласно пункту 16 Правил регулирования тарифов предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов.
Согласно части 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ и пункту 85 Основ ценообразования в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 м куб./сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона N 416-ФЗ мероприятия по реконструкции и модернизации централизованных систем водоотведения осуществляются в соответствии с инвестиционной программой организации водопроводно-канализационного хозяйства. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций водопроводно-канализационного хозяйства и контроля за их исполнением определен Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 (далее - Правила N 641).
Согласно пункту 10 Правил N 641 инвестиционная программа организации водопроводно-канализационного хозяйства должна содержать: перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, модернизации и реконструкции существующих объектов централизованных систем водоотведения; график реализации мероприятий инвестиционной программы; источники финансирования мероприятий инвестиционной программы, с разделением по видам деятельности, а именно: амортизация; прибыль; плата за технологическое присоединение; займы и кредиты; бюджетные средства; прочие источники.
Судебные инстанции установили, что инвестиционная программа предприятия по модернизации систем водоснабжения и канализации на период 2015 - 2019 годы утверждена приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 10.10.2014 N 543 (с изменениями, внесенными приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 05.10.2018 N 287). Пунктом 45 инвестиционной программы предприятия на 2019 год предусмотрено выполнение подготовительных работ по мероприятию "Реконструкция очистных сооружений канализации региона КМВ с увеличением производительности с 170 тыс. м куб./сутки до 250 тыс. м куб./сутки, расположенных по адресу: Предгорный район, в границах земель муниципального образования Этокский сельсовет, 2-й километр Георгиевского шоссе", стоимостью 37 603,932 тыс. рублей с источниками финансирования: амортизация текущего года 1 455,036 тыс. рублей; прибыль текущего года 33 741,014 тыс. рублей; плата за подключение к централизованным системам водоотведения, полученная в 2015 году (постановление региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 28.01.2015 N 06/1).
Суды установили, что плата за подключение по индивидуальному проекту, не является источником финансирования указанного мероприятия. Необходимость выполнения мероприятий по реконструкции Кавминводских ОСК, стоимостью 259 135,89 тыс. рублей, установленная технической комиссией предприятия, не могла быть учтена при формировании платы за подключение.
В нарушение Правил N 641 техническое задание органов местного самоуправления региона Кавминвод на реконструкцию ОСК отсутствовало, экспертиза предложенной стоимости мероприятия министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края как органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным на утверждение инвестиционных программ организаций ВКХ, не проводилась, мероприятие не включено в инвестиционную программу предприятия, сроки выполнения мероприятия и источники его финансирования не определены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, суды сделали правильный вывод о том, что основания для включения в плату заявленной предприятием суммы у тарифной комиссии отсутствовали.
Суды исследовали и обоснованно отклонили довод предприятия по вопросу ценообразования за подключение водопроводных и канализационных сетей.
Суды указали, что в рамках установленных действующим законодательством полномочий тарифная комиссия, установив наличие технической возможности подключения объектов ООО "Терос" к существующим сетям на основании выданных предприятием технических условий в целях установления платы за подключение (технологическое присоединение) согласно пунктам 85, 86 Основ ценообразования, проверила наличие соответствующих мероприятий в инвестиционной программе водоснабжающей организации. При этом тарифная комиссия жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, с учетом письма от 18.12.2018 N 11565/10 самостоятельно не давала оценку правилам разработки и утверждения инвестиционной программы предприятия, а также основаниям и порядку корректировки указанной программы. Отсутствие в инвестиционной программе регулируемой организации отдельных расходов на выполнение мероприятий по фактическому присоединению абонентов к централизованным системам водоотведения не является основанием для взимания в абонента дополнительной платы сверх установленных постановлением тарифной комиссии от 08.02.2019 N 04/4 тарифов за подключение и противоречит части 14 статьи 18 Закона N 416-ФЗ, устанавливающей запрет на взимание организацией, осуществляющей водоотведение с абонентов платежей, помимо установленных данным законом.
Согласно пункту 94 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, технические условия выдаются заявителю только при наличии технической возможности подключения.
Установив, что предприятие 04.06.2015 выдало ООО "Терос" технические условия на проектирование системы водоснабжения и водоотведения для объекта: микрорайон "Северный (2-я и 3-я очереди), которые были изменены 26.10.2018, 12.12.2018 ООО "Терос" и предприятие заключили договор ИДПВ 10-18/34-02/07710000/06 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения по объекту, суды обоснованно расценили указанное обстоятельство в качестве свидетельствующего о наличии у предприятия технической возможности для подключения спорного объекта, мощностью 627,73 м куб./сутки, к централизованным системам водоотведения предприятия.
Оспариваемым постановлением тарифной комиссии от 08.02.2019 N 04/4 установлена плата за подключение (технологическое присоединение) объекта к централизованной системе предприятия в индивидуальном порядке в размере 4 165 рублей 20 копеек (без НДС), при этом в составе платы учтены прямые расходы предприятия на подключение.
Доводы предприятия со ссылкой на письмо Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 04.08.2014 N СЗ-8458/5 "По вопросу установления платы за подключение к системам водоснабжения и водоотведения" и постановление тарифной комиссии от 30.04.2015 N 30/4 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объекта N 1409 "Южное региональное пограничное управление ФСБ России, Региональная служба специального назначения, г. Железноводск (Ставропольский край)", были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств, суды, в данном случае, сделали правильный вывод о том, что оспариваемое постановление тарифной комиссии соответствует закону и не нарушает права и законные интересы предприятия.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 по делу N А63-2727/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.