г. Ессентуки |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А63-2727/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 15.08.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковым М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.05.2019 по делу N А63-2727/2019 (судья Русанова В.Г.), при участии в судебном заседании представителей: ГУП "Ставрополькрайводоканал" - Олейника П. А. (доверенность от 09.01.2019); ООО "Терос" - Голец А. В. (доверенность от 06.03.2019); Региональной тарифной комиссии Ставропольского края - Войтенко Н. И. (доверенность от 18.01.2019), Гусева Н. В. (доверенность от 23.01.2019) о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к региональной тарифной комиссии Ставропольского края, (г. Ставрополь), (далее - заинтересованное лицо, тарифная комиссия) о признании незаконным постановления от 08.02.2019 N 04/4 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объекта "Микрорайон "Северный-2" и "Северный-3"" (заявитель - ООО "Терос"), к централизованной системе водоотведения ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в индивидуальном порядке".
Судом первой инстанции решением от 08.05.2019 в удовлетворении заявленных требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом заявитель, обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 08.05.2019 по делу отменить, принять новый судебный акт. Признать недействительным постановление Региональной тарифной комиссией Ставропольского края N 04/4 от 08.02.2019 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объекта "Микрорайон "Северный-2" и "Северный-3"" (заявитель - ООО "Терос"), к централизованной системе водоотведения ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в индивидуальном порядке". В апелляционной жалобе заявитель, ссылается на нарушение прав и законных интересов предприятия, а так же на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует: в ПТП Кавминводские ОСК филиала предприятия "Предгорный" 15.11.2018 с заявлением о подключении объекта: "Микрорайон "Северный-2", "Северный-3"" по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, в северной части города, микрорайон "Северный-2", "Северный-3" (далее - объект) к централизованным системам водоотведения обратилось ООО "Терос". Объем запрашиваемой подключаемой нагрузки объекта по водоотведению составил 627,73 м3 /сутки.
В заключение технической комиссии предприятия сказано, что междугородний канализационный коллектор Кисловодск-Ессентуки-Пятигорск позволит пропустить увеличенный на 627,73 м3 /сутки объем сточных вод.
Заявителем было установлено, что сточные воды, поступающие по данному коллектору, проходят очистку на Кавминводских ОСК, резерв мощности и пропускной способности которых исчерпан, техническая возможность подключить объект капитального строительства ООО "Терос" к централизованной системе водоотведения предприятия отсутствует.
Инвестиционная программа предприятия предполагает модернизацию систем водоснабжения и канализации на период 2015 - 2019 годы имеется мероприятие (N 45) по реконструкции Кавминводских ОСК с увеличением производительности с 170 тыс. м3 /сутки до 250 тыс. м3 /сутки, но из-за высокой стоимости мероприятия (более 3,5 млрд. руб.) в него включены только подготовительные работы на сумму 37,6 млн. руб.
Сказано, что к данным работам относится разработка проектной документации и ее экспертиза.
Запланированные инвестиционной программой подготовительные работы по реконструкции не увеличивают производительность сооружений.
При этом техническая комиссия предприятия установила, что для обеспечения возможности подключения объекта ООО "Терос" необходимо выполнить строительство одного четырехкоридорного аэротенка и двух новых вторичных отстойников на общую сумму 259 135,89 тыс. руб. (без НДС). В результате чего повысится производительность Кавминводских ОСК на 40 тыс. м3 /сутки. Расчетным путем стоимость 1 м3 /сутки подключаемой нагрузки составит 6 478,00 руб. (без НДС).
Предприятие посчитало, что для увеличения производительности Кавминводских ОСК в целях подключения объекта ООО "Терос" с нагрузкой 627,73 м 3 /сутки, предприятию в 2019 году необходимо будет провести мероприятия на сумму 4 066 434,94 руб. (без НДС). Подключение объекта (врезка) будет выполняться заявителем самостоятельно. 14 декабря 2018 года в тарифную комиссию поступило заявление предприятия об установлении платы за подключение объекта к централизованной системе водоотведения в размере 4 879 722 руб. без учета НДС.
Приказом председателя тарифной комиссии от 20.12.2018 N 255 создана экспертная группа для рассмотрения представленных предприятием материалов, назначен уполномоченный по делу и определен срок подготовки материалов об установлении платы, включая проект постановления. 11.11.2019 приказом председателя тарифной комиссии от 09.01.2019 N 01 срок подготовки материалов продлен до 08.02.2019.
В ходе проведения заинтересованным лицом экспертизы было установлено следующее. ООО "Терос" обратилось к предприятию с заявлением о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения объекта капитального строительства микрорайон "Северный -2" и "Северный -3" в северной части г. Ессентуки. Согласно заявлению ООО "Терос" от 14.11.2018 N 533 общий объем подключаемой к централизованной системе водоотведения нагрузки составляет 627,73 м 3 /сутки.
Согласно расчету платы за подключение, представленному предприятием, в состав платы предлагалось включить расходы на реконструкцию ОСК региона КМВ с увеличением производительности с 170 000 м 3 /сутки до 250 000 м3 /сутки в размере 4 066,44 тыс. руб. 08 февраля 2019 года тарифной комиссией вынесено постановление N 04/4 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объекта "Микрорайон "Северный-2" и "Северный-3" (заявитель - ООО "ТЕРОС"), к централизованной системе водоотведения ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в индивидуальном порядке", которым установлена плата за подключение объекта в размере 4 165,20 руб. (НДС начисляется дополнительно) в индивидуальном порядке.
Не согласившись с указанным ненормативным правовым актом тарифной комиссии, предприятие обратилось в арбитражный суд. В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, совместным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из смысла приведенных норм следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 07.122011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 31 Закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится, в том числе подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.
Частью 9 статьи 31 Закона N 416-ФЗ определено, что регулированию подлежит также плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке. Порядок расчета такой платы определяется Основами ценообразования.
Согласно пункту 4 Основ ценообразования тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения входит в систему регулируемых тарифов в сфере водоотведения.
Плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены Основами (пункт 81 Основ ценообразования).
Пунктом 86 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения установлено, что при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ. Установление регулируемых тарифов производится по предложению регулируемой организации.
Согласно пункту 16 Правил регулирования тарифов предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 названных Правил.
Частью 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ и пункта 85 Основ ценообразования в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ мероприятия по реконструкции и модернизации централизованных систем водоотведения осуществляются в соответствии с инвестиционной программой организации ВКХ. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) и контроля за их исполнением определен Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 (далее - Правила N 641).
Согласно пункту 10 Правил N 641 инвестиционная программа организации ВКХ должна содержать: перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, модернизации и реконструкции существующих объектов централизованных систем водоотведения; график реализации мероприятий инвестиционной программы; источники финансирования мероприятий инвестиционной программы, с разделением по видам деятельности, а именно: -амортизация; -прибыль; -плата за технологическое присоединение; -займы и кредиты; -бюджетные средства; -прочие источники судом апелляционной инстанции установлено, что инвестиционная программа предприятия по модернизации систем водоснабжения и канализации на период 2015-2019 годы утверждена приказом министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 10.10.2014 N 543 (с изменениями, внесенными приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 05.10.2018 N 287).
Пунктом 45 инвестиционной программы на 2019 год предусмотрено выполнение подготовительных работ по мероприятию "Реконструкция очистных сооружений канализации региона КМВ с увеличением производительности с 170 000 м 3 /сутки до 250 000 м3 /сутки, расположенных по адресу: Предгорный район, в границах земель муниципального образования Этокский сельсовет, 2-й километр Георгиевского шоссе", стоимостью 37 603,932 тыс. руб. с источниками финансирования - амортизация текущего года 1 455,036 тыс. руб., прибыль текущего года 33 741,014 тыс. руб. и плата за подключение к централизованным системам водоотведения, полученная в 2015 году (постановление региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 28.01.2015 N 06/1).
Плата за подключение по индивидуальному проекту не является источником финансирования указанного мероприятия. Необходимость выполнения мероприятий по реконструкции Кавминводских ОСК, стоимостью 259 135,89 тыс. руб., установленная технической комиссией предприятия, не могла быть учтена при формировании платы за подключение.
В нарушение Правил N 641 техническое задание органов местного самоуправления региона Кавминвод на реконструкцию ОСК отсутствовало, экспертиза предложенной стоимости мероприятия министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края как органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным на утверждение инвестиционных программ организаций ВКХ, не проводилась, мероприятие не включено в инвестиционную программу предприятия, сроки выполнения мероприятия и источники его финансирования не были определены надлежащим образом. Основания для включения в плату заявленной предприятием суммы у тарифной комиссии отсутствовали.
В апелляционной жалобе предприятие ссылается на информационное письмо Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 04.08.2014 N СЗ-8458/5 "По вопросу установления платы за подключение к системам водоснабжения и водоотведения" (том 3 стр. 11). Согласно пункту 1 указанного информационного письма отсутствие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы не является основанием для не установления органом регулирования индивидуальной платы за подключение. Судом апелляционной инстанции установлено, что в рассматриваемом случае инвестиционная программа предприятия на соответствующий период в установленном порядке утверждена и предполагает выполнение определенных мероприятий, в том числе, за счет платы за подключение. Однако реконструкция ОСК региона КМВ указанной программой не предусмотрена, то есть необходимость выполнения этого мероприятия в установленном порядке не признана, не определена его стоимость, срок реализации и источники финансирования. Судебная коллегия считает данный довод несостоятельным и отклоняет его.
К вопросу об установления платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжение и водоотведения в индивидуальном порядке, заявитель ссылается на Перечень документов (том 3 стр. 13), утвержденный председателем тарифной комиссии, которые необходимо представить для установления платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжение и водоотведения в индивидуальном порядке, предусматривающий предоставление копии технических условий на подключение (технологическое присоединение), поскольку наличие этого документа подтверждает техническую возможность подключения. В отсутствие технической возможности ввиду дефицита мощности или пропускной способности, организация ВКХ отказывает в выдаче технических условий, определяет мероприятия, направленные на создание технической возможности и обращается в уполномоченный орган исполнительной власти (на территории Ставропольского края - министерство жилищно-коммунального хозяйства) с заявлением о внесении в инвестиционную программу необходимых мероприятий. После совершения указанных действий могут быть выданы технические условия с указанием срока подключения и направлено соответствующее заявление в тарифную комиссию.
На доводы предприятия по поводу ценообразования за подключение водопроводных и канализационных сетей, судом апелляционной инстанции установлено, что в рамках установленных действующим законодательством полномочий тарифная комиссия, установив наличие технической возможности подключить объекты ООО "Терос" к существующим сетям на основании выданных предприятием технических условий в целях установления платы за подключение (технологическое присоединение) согласно пунктам 85, 86 Основ ценообразования проверила наличие соответствующих мероприятий в инвестиционной программе водоснабжающей организации. В письме от 18.12.2018 N 11565/10 (том 3 стр. 56) тарифная комиссия министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края самостоятельно не давала оценку правилам разработки и утверждения инвестиционной программы предприятия, а также основаниям и порядку корректировки указанной программы.
Отсутствие в инвестиционной программе регулируемой организации отдельных расходов на выполнение мероприятий по фактическому присоединению абонентов к централизованным системам водоотведения не является основанием взимания в абонента какой-либо дополнительной платы сверх установленных постановлением тарифной комиссии от 08.02.2019 N 04/4 (том 1 стр. 13) тарифов за подключение и противоречит части 14 статьи 18 Закона N 416- ФЗ, устанавливающей запрет на взимание организацией, осуществляющей водоотведение с абонентов платежей, помимо установленных данным законом.
Согласно пункту 94 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 технические условия выдаются заявителю только при наличии технической возможности подключения. Как установлено из материалов дела, технические условия направлены предприятием в адрес ООО "Терос" письмом от 26.10.2018 N 04-08 (том 2 стр.92). Следовательно, техническая возможность подключения объекта, мощностью 627,73 м 3 /сутки к централизованным системам водоотведения предприятия имеется.
В связи с изложенным, постановлением тарифной комиссии от 08.02.2019 N 04/4 установлена плата за подключение (технологическое присоединение) объекта к централизованной системе предприятия в индивидуальном порядке в размере 4 165,2 руб. (без НДС). В составе платы учтены прямые расходы предприятия на подключение в размере 3 471 руб. и налог на прибыль в сумме 694,20 руб. Как видно из материалов дела, что технические условия выданы.
Указание предприятия на постановление тарифной комиссии от 30.04.2015 N 30/4 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объекта N 1409 "Южное региональное пограничное управление ФСБ России, Региональная служба специального назначения, г. Железноводск (Ставропольский край)" к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения предприятия не принята судом в качестве доказательства в данном деле, поскольку в данном случае плата в размере 5 003,64 млн. руб. (без НДС) включала расходы на строительство водопроводной сети от существующих сетей водоотведения до построенного объекта.
Расходы на реконструкцию существующих сетей водоотведения установленной тарифной комиссией платой не предусмотрены, что подтверждается экспертным заявлением. Подключение (технологическое присоединение) - это создание технической возможности перетока сточных вод из канализационной трубы заявителя в канализационную сеть организации ВКХ. То есть врезка в существующую сеть водоотведения является основным этапом технологического присоединения. Основная цель ценового регулирования - определение экономически обоснованной платы за подключение в каждом конкретном случае. Поэтому экспертами тарифной комиссии стоимость врезки рассчитана по существующим сметным нормативам и включена в состав платы. Расходы на строительство сетей канализации от точки подключения до объектов заявителя не должны быть включены в состав платы за подключение, поскольку по выданным техническим условиям указанное строительство отнесено на заявителя и выполнено ООО "Терос" самостоятельно за свой счет. 04 июня 2015 года предприятием были выданы технические условия на проектирование системы водоснабжения и водоотведения для объекта: Микрорайон "Северный" (2-я, 3-я очередь).
Технические условия были изменены 26.10.2018 и действовали до 16.11.2019. 15 ноября 2018 года в соответствии с требованиями, указанными в пункте 90 Правил холодного водоснабжения и водоотведения от 29.07.2013 N 644 ООО "Терос" обратилось с заявлением в предприятие о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения предприятия по объекту. 12 декабря 2018 года между ООО "Терос" и предприятием был заключен договор ИДПВ 10-18/34-02/07710000/06 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения по объекту.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.05.2019 по делу N А63-2727/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2727/2019
Истец: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬКРАЙВОДОКАНАЛ"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНАЯ ТАРИФНАЯ КОМИССИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ООО "ТЕРОС", РЕГИОНАЛЬНАЯ ТАРИФНАЯ КОМИССИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10398/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10398/19
15.08.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2690/19
08.05.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-2727/19