Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах
Комментарий к ст.15.3-15.5 КоАП РФ
Общие положения об административной ответственности
1. Понятие вида правонарушения.
В соответствии с п.4 ст.108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
Административным правонарушением согласно ст.2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Как установлено в ч.1 ст.1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Таким образом, на федеральном уровне административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена только в КоАП РФ. Кодекс устанавливает административную ответственность:
в статьях 15.3-15.9 и 15.11 гл.15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг" - за нарушения отдельных положений законодательства о налогах и сборах;
в статье 16.22 гл.16 "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)" - за неуплату в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;
в части 1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, 19.6 и 19.7 гл.19 "Административные правонарушения против порядка управления" - за воспрепятствование исполнению обязанностей и осуществлению прав налоговыми органами, федеральными органами налоговой полиции и таможенными органами.
Согласно положениям ст.5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"*(1) исчисление административных штрафов с 1 января 2001 г. производится из минимального размера оплаты труда (МРОТ), равного 100 рублям.
2. Субъект ответственности.
Административной ответственности подлежат физические лица, должностные лица и юридические лица (организации).
В соответствии со ст.2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.
Должностное лицо согласно ст.2.4 КоАП РФ подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к статье под должностным лицом в Кодексе понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Как установлено в ст.2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Статья 2.10 Кодекса устанавливает также правила привлечения юридического лица к административной ответственности в случае его реорганизации (ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации):
при слиянии нескольких юридических лиц привлекается вновь возникшее юридическое лицо;
при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу привлекается присоединившееся юридическое лицо;
при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;
при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
3. Содержание форм вины совершения правонарушения.
Статья 2.2 КоАП РФ устанавливает, что административное правонарушение признается совершенным:
умышленно - если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;
по неосторожности - если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
4. Давность привлечения к ответственности за совершение правонарушения.
Сроки давности привлечения к административной ответственности установлены в ст.4.5 КоАП РФ. Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Исходя из изложенного сроки давности привлечения к ответственности составляют:
за совершение правонарушений, предусмотренных ст.15.3-15.9 и 15.11, - один год;
за совершение правонарушения, предусмотренного ст.16.22, - один год;
за совершение правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, 19.6 и 19.7, - два месяца.
Согласно положениям ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки давности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки давности начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
5. Должностные лица и органы, осуществляющие производство по делам о правонарушениях. Порядок производства.
В соответствии с ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Исходя из положений ч.4 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, которое рассматривается в настоящей главе, считается возбужденным с момента:
составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования.
Административное расследование в соответствии с п.1 ст.28.7 КоАП РФ проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области налогов и сборов осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола гражданину, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, указаны в ст.28.3 КоАП РФ. Исходя из положений указанной статьи протоколы об административных правонарушениях вправе составлять:
о правонарушениях, предусмотренных ст.15.3-15.9, 15.11 Кодекса, согласно п.5 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ должностные лица налоговых органов; ч.5 ст.28.3 Кодекса устанавливает полномочия должностных лиц государственных внебюджетных фондов составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.3, 15.4, ч.1 ст.15.6, ч.1 ст.15.7, ст.15.8; согласно п.12 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.15.6, ч.2 ст.15.7, ст.15.8 и 15.9, также уполномочены составлять должностные лица таможенных органов;
о правонарушениях, предусмотренных ст.16.22 Кодекса, - согласно ч.1 ст.23.8 и ч.1 ст.28.3 КоАП РФ должностные лица таможенных органов;
о правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, 19.6 и 19.7 Кодекса, - согласно п.5, 6 и 12 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ должностные лица (соответственно) налоговых органов, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов (право составлять протоколы о перечисленных правонарушениях предоставлено должностным лицам довольно широкого круга органов исполнительной власти, однако это не относится к осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах).
Как определено в п.7 ст.101 и п.13 ст.101.1 НК РФ, по выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица (в том числе налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков - организаций) подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Необходимо отметить, что предоставление должностным лицам государственных внебюджетных фондов права составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.3, 15.4, ч.1 ст.15.6, ч.1 ст.15.7, ст.15.8 КоАП РФ, не вполне согласуется с положением ст.9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (см. разд. "Общие положения о налоговой ответственности" гл.I). Напомним, что в отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога в порядке, установленном НК РФ. О составе государственных внебюджетных фондов РФ см. разд. "Общие положения о налоговой ответственности" гл.I.
Согласно ст.28.5 КоАП РФ протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, за следующими исключениями:
в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения;
в случае проведения административного расследования протокол составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст.28.7 КоАП РФ (срок проведения расследования не может превышать один месяц, в исключительных случаях срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца).
В соответствии с ч.1 ст.28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
6. Должностные лица и органы, рассматривающие дела о правонарушениях.
Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, указаны в гл.23 КоАП РФ. Согласно положениям указанной главы дела об административных правонарушениях рассматривают:
о правонарушениях, предусмотренных ст.15.3-15.9 и 15.11 КоАП РФ, - в соответствии с ч.1 и 3 ст.23.1 Кодекса судьи районных судов, если производство по делу осуществляется в форме административного расследования, и мировые судьи в остальных случаях;
о правонарушении, предусмотренном ст.16.22 КоАП РФ, - в соответствии со ст.23.8 Кодекса от имени таможенных органов руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (т.е. ГТК России), и его заместители, начальники региональных таможенных управлений и их заместители, начальники таможен и их заместители, начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами;
о правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, 19.6 и 19.7 КоАП РФ, - в соответствии с ч.1 и 3 ст.23.1 Кодекса судьи районных судов, если производство по делу осуществляется в форме административного расследования, и мировые судьи в остальных случаях.
Административные правонарушения в области налогов и сборов связаны с неисполнением (ненадлежащим исполнением) организациями обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Ответственность непосредственно организаций за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей установлена в соответствующих статьях гл.16 и 18 НК РФ. Статьи 15.3-15.9, 15.11 КоАП РФ (за исключением отдельных положений ч.1 ст.15.6) предусматривают административную ответственность руководителей и других работников организаций за неисполнение или ненадлежащее исполнение этими организациями обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица:
налоговых органов (п.5 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ);
государственных внебюджетных фондов (ч.5 ст.28.3 КоАП РФ).
Налоговая ответственность организации и индивидуального предпринимателя за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе предусмотрена ст.116 НК РФ, за уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе) ст.117 НК РФ.
1. Объектом правонарушения является установленный порядок управления в сфере налоговых правоотношений и правоотношений по обязательному социальному страхованию, непосредственным объектом - установленный порядок постановки на учет (регистрации) в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда.
2. Объективную сторону правонарушения образуют деяния по непостановке (несвоевременной постановке) организации на учет в налоговом органе или нерегистрации (несвоевременной регистрации) организации в органе государственного внебюджетного фонда. Состав правонарушения по конструкции объективной стороны является формальным. Объективная сторона состава правонарушения включает в себя только противоправные деяния по неподаче (бездействие) или несвоевременной подаче (действия) заявления организацией о постановке на учет (регистрации). Правонарушение является оконченным в момент наступления установленного НК РФ срока для подачи организацией заявления о постановке на учет (регистрации).
Организация обязана встать на учет в налоговом органе (см. пояснения к ст.116 НК РФ).
В соответствии с подп.1 п.2 ст.12 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"*(2) страхователи (организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи) обязаны встать на учет и сняться с учета у страховщика (некоммерческих организаций, создаваемых в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев, т.е. в органах государственных внебюджетных фондов) в сроки, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Согласно подп.7 п.2 ст.11 вышеназванного Закона страховщики обязаны осуществлять регистрацию страхователей.
В отношении положений действующего законодательства, обязывающих организации регистрироваться в органах государственных внебюджетных фондов (о составе государственных внебюджетных фондов РФ см. разд. "Общие положения о налоговой ответственности" гл.I), необходимо отметить следующее.
Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п.1 ст.6 и п.2 ст.14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"*(3) организации, производящие выплаты физическим лицам, обязаны зарегистрироваться как страхователи в порядке, установленном ст.11 названного Закона. В свою очередь п.1 ст.11 Федерального закона устанавливает, что регистрация работодателей-организаций в территориальных органах ПФ РФ является обязательной и осуществляется в 30-дневный срок со дня государственной регистрации по месту их нахождения. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, регистрируются по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.
Постановлением Правления ПФ РФ от 11 марта 2001 г. N 33а утвержден Временный порядок регистрации налогоплательщиков (страхователей), представляющих в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования"*(4). Форма заявления организации о регистрации приведена в приложении 1 к Временному порядку. Вместе с заявлением о регистрации подаются заверенные копии следующих документов: свидетельства о государственной регистрации; письма органа статистики о присвоении кодов по ОКПО и классификационных признаков; зарегистрированных в установленном порядке учредительных документов; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Как сообщил ПФ РФ в письме от 11 мая 2001 г. N КА-16-25/3953 "О регистрации плательщиков взносов в органах ПФР", порядок обращения налогоплательщиков в органы ПФ РФ по вопросу регистрации, представления необходимых для регистрации документов и выдачи органами ПФ РФ извещения страхователя, предусмотренный указанным Временным порядком, аналогичен ранее действовавшему в ПФ РФ порядку регистрации плательщиков страховых взносов, но порядок регистрации обособленных подразделений юридических лиц в качестве страхователей имеет ряд существенных отличий*(5).
О существовании обязанности организаций регистрироваться в территориальных органах ПФ РФ как неотъемлемой части реализации п.5 ст.243 НК РФ и ст.15 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" Фонд давал разъяснения в письме от 13 апреля 2001 г. N СД-16-21/3191*(6).
Фонд социального страхования РФ.
Об обязанности организации по регистрации в исполнительных органах ФСС РФ см. пояснения к ст.116 НК РФ.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В пункте 6 Инструкции "О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование", утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1018*(7), определено, что вновь созданные или реорганизованные хозяйствующие субъекты обязаны в 30-дневный срок со дня их учреждения зарегистрироваться в территориальных ФОМС в качестве плательщиков страховых взносов. В соответствии со ст.2 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 г. признаны утратившими силу подп.1, 8, 10 п.3, абз.17 п.5 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1, в части организации территориальными фондами банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов и осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов на обязательное медицинское страхование.
В статье 9 указанного Закона установлено, что с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (в том числе в фонды ОМС) осуществляется налоговыми органами РФ в порядке, установленном Налоговым кодексом. В связи с вышеизложенным с 1 января 2001 г. фонды обязательного медицинского страхования не осуществляют регистрацию организаций (как и иных хозяйствующих субъектов) в качестве плательщиков страховых взносов в фонды ОМС, о чем ФФОМС и указал в письме от 16 января 2001 г. N 310/20-1/и "О представлении плательщиками в банки документов о регистрации в фондах ОМС".
Часть 2 ст.15.3 КоАП РФ предусматривает квалифицированный состав правонарушения. Квалифицирующим признаком является ведение организацией деятельности. О толковании понятия "ведение деятельности" см. пояснения к ст.117 НК РФ.
3. Субъектами правонарушений, предусмотренных п.1 и 2 рассматриваемой статьи, являются руководитель и иной работник организации, в чьи функции входит подача заявления о постановке этой организации на учет в налоговом органе или о регистрации в ПФР и ФСС РФ. Индивидуальный предприниматель субъектом правонарушения не является, в случае совершения указанных в диспозиции статьи деяний он подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст.116 или 117 НК РФ.
4. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Статья 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации
Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица:
налоговых органов (п.5 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ);
государственных внебюджетных фондов (ч.5 ст.28.3 КоАП РФ).
Налоговая ответственность организации-налогоплательщика за нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии и закрытии счета в банке установлена в ст.118 НК РФ. Ответственность банков за несообщение налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем установлена в п.2 ст.132 НК РФ.
1. Объектом правонарушения является установленный порядок управления в сфере налоговых правоотношений и правоотношений по обязательному социальному страхованию, непосредственным объектом - установленный порядок представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.
2. Объективную сторону правонарушения образуют деяния по несообщению или несвоевременному сообщению в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации. Состав правонарушения по конструкции объективной стороны является формальным. Объективная сторона состава правонарушения включает в себя только противоправные деяния по непредставлению (бездействие) или несвоевременному представлению информации об открытии или о закрытии счета. Правонарушение является оконченным в момент наступления установленного законодательством срока для сообщения в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета.
О понятиях "банк" и "иная кредитная организация" см. разд. "Общие положения об ответственности банков за нарушения законодательства о налогах и сборах" гл.II.
Представлять сведения об открытии или закрытии счета в банке в налоговый орган обязаны: организация - об открытии или закрытии своего счета в банке (см. пояснения к ст.118 НК РФ), банк - об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем в этом банке (см. пояснения к п.2 ст.132 НК РФ). Необходимо отметить, что, в отличие от п.2 ст.132 НК РФ, устанавливающего ответственность только за несообщение сведений об открытии или закрытии счета, ст.15.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за несвоевременное сообщение таких сведений.
В отношении положений действующего законодательства, обязывающих организации- плательщики страховых взносов и банки (не как плательщики страховых взносов) сообщать в органы государственных внебюджетных фондов (о составе государственных внебюджетных фондов РФ см. разд. "Общие положения о налоговой ответственности" гл.I) об открытии или закрытии счета, необходимо отметить следующее.
Пенсионный фонд РФ.
Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ*(8) были внесены изменения и дополнения в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденный постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1*(9). Согласно этим изменениям плательщик страховых взносов-юридическое лицо обязано было сообщать в соответствующие органы ПФ РФ по месту его регистрации в качестве плательщика страховых взносов обо всех открытых (закрытых) банковских счетах (расчетных (текущих), бюджетных, депозитных, аккредитивных, валютных и иных) организации в течение 5 дней со дня их открытия (закрытия) в банках и иных кредитных организациях.
Согласно ст.2 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)" с 1 января 2001 г. утратил силу. Таким образом, действующим законодательством обязанность организации-плательщика страховых взносов сообщать в органы ПФ РФ об открытии или закрытии счета не предусмотрена.
По мнению ПФ РФ, выраженному в вышеупомянутом письме (см. пояснения к ст.15.3 КоАП РФ) от 13 апреля 2001 г. N СД-16-21/3191 и в письме от 26 февраля 2001 г. N СД-22-25/1710, обязанность банков в 5-дневный срок сообщать в территориальные органы Пенсионного фонда РФ об открытии (отметим, что только по открытию) счетов плательщикам страховых взносов сохраняется. Позиция ПФ РФ основана на том, что не признаны утратившими силу закрепляющие такую обязанность банков Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1166 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации"*(10), Порядок применения положений этого Указа, утвержденный ПФ РФ 22 января 1996 г. N ВБ-01-28/337 и ЦБ РФ 26 января 1996 г. N 231*(11), а также п.3 совместного письма Минфина РФ от 4 февраля 1997 г. N 11, ГНС РФ от 4 февраля 1997 г. N ВЕ-4-07/2н, ЦБ РФ от 3 февраля 1997 г. N 405 и ПФ РФ от 4 февраля 1997 г. N ВБ-16-28/700 "Об усилении контроля за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации"*(12).
Представляется, что изложенная позиция ПФ РФ недостаточно обоснованна - она не учитывает, что перечисленные акты не приведены, как того требует ст.33 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", в соответствие с ч.II НК РФ. Кроме того, в соответствии с п.2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009*(13), издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Соответственно, действующим законодательством также не предусмотрена обязанность банков сообщать в территориальные органы ПФ РФ об открытии или закрытии счетов плательщиков страховых взносов.
Фонд социального страхования РФ.
Банк обязан сообщать в исполнительный орган ФСС РФ сведения об открытии или закрытии счета организацией, являющейся плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (см. пояснения к п.2 ст.132 НК РФ). Законодательство не предусматривало и не предусматривает обязанности плательщика страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний направлять в исполнительные органы ФСС РФ информацию об открытии или закрытии своего счета в банке.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Ни Инструкция "О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование", утвержденная постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1018, ни другие нормативные правовые акты не предусматривают обязанности плательщиков страховых взносов сообщать в фонды ОМС об открытии или закрытии своего счета в банке, а также обязанности банков сообщать в фонды ОМС об открытии или закрытии счета плательщика страховых взносов.
3. Субъектами правонарушения являются:
руководитель и иной работник организации-налогоплательщика, в чьи функции входит представление в налоговый орган информации об открытии и закрытии счета этой организации в банке. Индивидуальный предприниматель субъектом правонарушения не является, в случае непредставления в налоговый орган информации об открытии и закрытии счета он подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст.118 НК РФ;
руководитель и иной работник банка (иной кредитной организации), в чьи функции входит сообщение налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем либо сообщение в исполнительный орган ФСС РФ сведений об открытии или закрытии счета организацией, являющейся плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. О понятиях "банк" и "иная кредитная организация" см. разд. "Общие положения об ответственности банков за нарушения законодательства о налогах и сборах" гл.II.
4. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации
Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица налоговых органов (п.5 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ). Налоговая ответственность организации-налогоплательщика за непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган предусмотрена ст.119 НК РФ.
1. Объектом правонарушения является установленный порядок управления в сфере налоговых правоотношений, непосредственным объектом - установленный порядок представления налогоплательщиками налоговых деклараций в налоговый орган.
2. Объективная сторона правонарушения выражается в деяниях по непредставлению (бездействие) или несвоевременному представлению налоговой декларации в налоговый орган. Состав правонарушения по конструкции объективной стороны является формальным. Правонарушение является оконченным в момент наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока для представления налоговой декларации.
Об обязанности организации-налогоплательщика представлять налоговую декларацию в налоговый орган см. пояснения к ст.119 НК РФ.
3. Субъектами правонарушения являются руководитель и иной работник организации-налогоплательщика, в чьи функции входит своевременное представление этой организацией в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган. Налогоплательщик - физическое лицо (индивидуальный предприниматель или лицо, не являющееся таковым) субъектом правонарушения не является, в случае непредставления в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган он подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст.119 НК РФ.
4. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
А.Н. Борисов,
начальник службы документальных проверок Управления ФСНП России
по Оренбургской области, майор налоговой полиции
И.Е. Махров,
заместитель начальника Управления ФСНП России
по Оренбургской области, подполковник налоговой полиции,
кандидат философских наук
"Право и экономика", N 8, август 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. - 2000. - N 26. - Ст.2729.
*(2) СЗ РФ. - 1999. - N 29. - Ст.3686.
*(3) СЗ РФ. - 2001. - N 51. - Ст.4832.
*(4) Экономика и жизнь. - 2001. - N 20.
*(5) Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. - 2001. - N 8.
*(6) Бизнес и банки. - 2001. - N 32.
*(7) Собрание актов Президента и Правительства РФ.- 1993. N 4. - Ст.4198.
*(8) СЗ РФ. - 2000. - N 2. - Ст.159.
*(9) Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1992. - N 5. - Ст.180.
*(10) СЗ РФ. - 1995. - N 48. - Ст.4655.
*(11) Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. - 1996. - N 3.
*(12) Российские вести. - 1997. - N 38.
*(13) СЗ РФ. - 1997. - N 33. - Ст.3895.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. Комментарий к ст.15.3-15.5 КоАП РФ
Авторы
А.Н. Борисов - начальник службы документальных проверок Управления ФСНП России по Оренбургской области, майор налоговой полиции
Родился в 1972 г. в г.Медногорске Оренбургской области. В 1993 г. окончил Ярославское высшее военное финансовое училище, в 2001 г. Оренбургский институт (филиал) МГЮА. С 1993 г. проходит службу в федеральных органах налоговой полиции. В настоящее время - аспирант Академии налоговой полиции ФСНП России.
Автор ряда публикаций по налоговому и административному праву.
И.Е. Махров - заместитель начальника Управления ФСНП России по Оренбургской области, подполковник налоговой полиции. Кандидат философских наук
Родился 25 марта 1964 г. в г.Каменск-Уральский Свердловской области. В 1986 г. окончил Уральский госуниверситет им. А.М. Горького. С 1993 г. проходит службу в федеральных органах налоговой полиции
Автор многочисленных по налоговому и административному праву.
"Право и экономика", 2003, N 8