г. Краснодар |
|
20 ноября 2019 г. |
Дело N А18-101/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Сидоровой И.В., судей Мещерина А.И. и Соловьева Е.Г., при ведении протокола помощником судьи Исаковой А.С., при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Ингушетия - Банхаева Б.М. (доверенность от 22.07.2019); Хаштырова А.К. (доверенность от 15.10.2019), от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Ингушетия - Шадыжева А.И. (доверенность от 04.03.2019), Котиева Б.Р. (доверенность от 25.04.2019), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Эрзи"" - Газдиева А.С. (доверенность от 13.11.2019), в отсутствие третьих лиц: Комитета Республики Ингушетия по туризму, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия, Комитета Республики Ингушетия по лесному хозяйству, администрации Джейрахского района Республики Ингушетия, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Ингушетия на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 по делу N А18-101/2016, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Ингушетия (далее - территориальное управление) обратилось с заявлением о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Ингушетия (далее - кадастровая палата), выразившихся во внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) и восстановлении сведений ГКН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28, расположенных в Джейрахском районе Республики Ингушетия по состоянию до 01.09.2012; возложении на кадастровую палату обязанности аннулировать записи (сведения), внесенные в ГКН, о земельных участках площадью 29 254 390 кв. м (кадастровый номер 06:07:0000000:70), площадью 23 325 577 кв. м (кадастровый номер 06:07:0000000:74), площадью 20 288 704 кв. м (кадастровый номер 06:07:0000000:71), площадью 40 872 790 кв. м (кадастровый номер 06:07:0000000:75); восстановить границы, площади и конфигурации земельных участков площадью 2200 тыс. кв. м (кадастровый номер 06:07:0000003:5), площадью 16 800 тыс. кв. м (кадастровый номер 06:07:0000001:28), площадью 36 770 тыс. кв. м (кадастровый номер 06:07:0000005:5), площадью 105 120 тыс. кв. м (кадастровый номер 06:07:0000002:5) по координатам и сведениям о характерных точках границ участков, отраженных в кадастровых делах от 26.03.2010, на основании которых в ГКН внесены сведения; о прекращении права собственности Республики Ингушетия на земельный участок площадью 40 872 790 кв. м (кадастровый номер 06:07:0000000:75, запись о регистрации от 27.12.2013 N 06-06-01/007/2013-763), земельный участок площадью 23 325 577 кв. м (кадастровый номер кадастровый номер 06:07:0000000:74, запись о регистрации от 27.12.2013 N 06-06-01/007/2013-759); о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 20 288 704 кв. м (кадастровый номер 06:07:0000000:71, запись о регистрации от 27.12.2013 N 06-06-01/007/2013-710), земельный участок площадью 29 254 390 кв. м (кадастровый номер 06:07:0000000:70, запись о регистрации от 27.12.2013 N 06-06-01/007/2013-709) (с учетом изменения предмета заявленных требований).21 ноября 2019 года
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Государственный природный заповедник "Эрзи"" (далее - заповедник), Комитет Республики Ингушетия по лесному хозяйству (далее - комитет лесного хозяйства), Комитет Республики Ингушетия по туризму (далее - комитет по туризму), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее - министерство), администрация Джейрахского района Республики Ингушетия (далее - администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия (далее - регистрационная служба).
Решением от 14.06.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 26.09.2016 решение от 14.06.2016 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.02.2017 решение от 14.06.2016 и апелляционное постановление от 26.09.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Ингушетия. Кассационный суд указал, что требования заявлены к органу кадастрового учета, тогда как предмет спора включает оспаривание действий кадастровой палаты, выразившихся во внесении изменений в сведения ГКН, требования о прекращении права собственности Республики Ингушетия и Российской Федерации на спорные земельные участки, об аннулировании записей в отношении этих объектов. Таким образом, в рассматриваемом случае имеется спор о праве в отношении части сформированных земельных участков, находящихся в собственности публичных образований, то есть требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, заявителем избран ненадлежащий способ защиты прав. Суды должны правильно квалифицировать взаимоотношения сторон, определить круг юридических фактов, имеющих значение для дела, процессуальное положение лиц, участвующих в деле, исследовать доказательства, относящиеся к спору. По смыслу статьи 6, части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагает истец, а должен сам правильно квалифицировать спорные правоотношения и определить нормы права, подлежащие применению в рамках фактического основания и предмета иска. В соответствии со статьей 46 Кодекса при невозможности рассмотрения дела без участия другого лица в качестве ответчика арбитражный суд первой инстанции привлекает его к участию в деле как соответчика по ходатайству сторон или с согласия истца. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, прекратил право собственности Республики Ингушетия на спорные земельные участки, тогда как данное лицо ответчиком в деле не участвовало. Приведенное процессуальное нарушение суд второй инстанции не устранил, констатировав при этом наличие спора о праве между публичными собственниками.
При новом рассмотрении дела определением от 06.07.2017 заявленные требования территориального управления разделены.
В отдельное производство выделены требования (дело N А18-539/2017):
- о признании отсутствующим права собственности Республики Ингушетия на земельные участки: с кадастровым номером 06:07:0000000:75 площадью 40 872 790 кв. м (запись регистрации от 27.12.2013 N 06-06-01/007/2013-763) и с кадастровым номером 06:07:0000000:74 площадью 23 325 577 кв. м (запись о регистрации от 27.12.2013 N 06-06-01/007/2013-759);
- о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки: с кадастровым номером 06:07:0000000:71 площадью 20 288 704,0 кв. м (запись регистрации от 27.12.2013 N 06-06-01/007/2013-710); с кадастровым номером 06:07:0000000:70 площадью 29 254 390 кв. м (запись регистрации от 27.12.2013 N 06-06-01/007/2013-709).
В отдельное производство выделены требования (дело N А18-101/2016):
- о признании незаконными действий кадастровой палаты, выразившихся во внесении изменений в сведения ГКН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28, расположенных в Джейрахском районе Республики Ингушетия;
- о признании реестровой ошибкой сведения о границах земельных участках с кадастровыми номерами: 06:07:0000001:28 площадью 5 877 834 кв. м (после сентября 2012 года); 06:07:0000002:5 площадью 49 788 202 кв. м (после ноября 2013 года); 06:07:0000003:5 площадью 45 316 кв. м (после сентября 2012 года); 06:07:0000005:5 площадью 105 054 110 кв. м (после ноября 2013 года), внесенных в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН);
- обязании регистрационной службы исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН о земельных участках с кадастровыми номерами: 06:07:0000003:5, установив площадь земельного участка, согласно значениям координат, равной 2200 тыс. кв. м и границы земельного участка по координатам характерных точек границ участков, отраженных в межевом плане, материалах кадастровых дел от 26.03.2010, на основании которых внесены сведения в ГКН 26.03.2010; 06:07:0000001:28, установив площадь земельного участка, согласно значениям координат, равной 16 800 тыс. кв. м и границы земельного участка по координатам характерных точек границ участков, отраженных в межевом плане, материалах кадастровых дел от 26.03.2010, на основании которых внесены сведения в ГКН 26.03.2010; 06:07:0000005:5, установив площадь земельного участка, согласно значениям координат, равной 36 770 тыс. кв. м и границы земельного участка по координатам характерных точек границ участков, отраженных в межевом плане, материалах кадастровых дел от 26.03.2010, на основании которых внесены сведения в ГКН 26.03.2010; 06:07:0000002:5, установив площадь земельного участка, согласно значениям координат, равной 105 120 тыс. кв. м и границы земельного участка по координатам характерных точек границ участков, отраженных в межевом плане, материалах кадастровых дел от 26.03.2010, на основании которых внесены сведения в ГКН 26.03.2010 (уточненные требования).
В качестве соответчика к участию в настоящем деле привлечена регистрационная служба; производство по делу N А18-101/2016 приостановлено до рассмотрения арбитражного дела N А18-539/2017.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.03.2019, разрешен спор по арбитражному делу N А18-539/2017: признано отсутствующим право собственности на земельные участки: с кадастровым номером 06:07:0000000:74 площадью 23 325 577 кв. м (запись о регистрации от 27.12.2013 N 06-06-01/007/2013-759) и с кадастровым номером 06:07:0000000:75 площадью 40 872 790 кв. м (запись о регистрации от 27.12.2013 N 06-06-01/007/2013-763), зарегистрированное за Республикой Ингушетия; признано отсутствующим право собственности на земельные участки: с кадастровым номером 06:07:0000000:70 площадью 29 254 390 кв. м (запись о регистрации от 27.12.2013 N 06-06-01/007/2013-709) и с кадастровым номером 06:07:0000000:71 площадью 20 288 704 кв. м (запись о регистрации от 27.12.2013 N 06-06-01/007/2013-710), зарегистрированное за Российской Федерацией.
Решением от 08.05.2019 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд указал, что заявитель избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Кроме того, территориальному управлению было известно о допущенных нарушениях с момента утверждения (27.04.2012, 07.11.2013) при согласовании с заповедником и администрацией проектов границ земельных участков, сформированных за счет заповедника, и обращения в кадастровую палату для устранения кадастровых ошибок, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в виду пропуска процессуального срока (часть 4 статьи 198 Кодекса).
Постановлением апелляционного суда от 31.07.2019 решение от 08.05.2019 отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявления. Суд второй инстанции признал незаконными действия кадастровой палаты, выразившиеся во внесении изменений в сведения ГКН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28, расположенных в Джейрахском районе Республики Ингушетия; признал реестровой ошибкой сведения о границах земельных участках с кадастровыми номерами: 06:07:0000001:28 площадью 5 877 834 кв. м (после сентября 2012 года); 06:07:0000002:5 площадью 49 788 202 кв. м (после ноября 2013 года); 06:07:0000003:5 площадью 45 316 кв. м (после сентября 2012 года); 06:07:0000005:5 площадью 105 054 110 кв. м (после ноября 2013 года), внесенные в ЕГРН, обязав регистрационную службу исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН о земельных участках с кадастровыми номерами: 06:07:0000003:5, установив площадь земельного участка согласно значениям координат, равной 2200 тыс. кв. м и границы земельного участка по координатам характерных точек границ участков, отраженных в межевом плане, материалах кадастровых дел от 26.03.2010, на основании которых внесены сведения в ГКН 26.03.2010; 06:07:0000001:28, установив площадь земельного участка согласно значениям координат, равной 16 800 тыс. кв. м и границы земельного участка по координатам характерных точек границ участков, отраженных в межевом плане, материалах кадастровых дел от 26.03.2010, на основании которых внесены сведения в ГКН 26.03.2010; 06:07:0000005:5, установив площадь земельного участка согласно значениям координат, равной 36 770 тыс. кв. м и границы земельного участка по координатам характерных точек границ участков, отраженных в межевом плане, материалах кадастровых дел от 26.03.2010, на основании которых внесены сведения в ГКН 26.03.2010; 06:07:0000002:5, установив площадь земельного участка согласно значениям координат, равной 105 120 тыс. кв. м и границы земельного участка по координатам характерных точек границ участков, отраженных в межевом плане, материалах кадастровых дел от 26.03.2010, на основании которых внесены сведения в ГКН 26.03.2010. Апелляционный суд руководствовался положениями, предусмотренными частью 3 статьи 25, частями 4, 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) и пришел к выводу о том, что действия кадастровой палаты нарушают права и законные интересы заявителя. Несмотря на то, что Закон N 221-ФЗ не предусматривает возможность восстановления аннулированных и исключенных из ГКН сведений о земельных участках, право истца подлежит защите путем принятия судебного решения о восстановлении в ГКН аннулированных и исключенных сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28 (так как отсутствие в специальном законе процедуры восстановления необходимых сведений не может служить правовым основанием для отказа в удовлетворении заявления). Ответчик располагает всеми необходимыми сведениями о спорных земельных участках для восстановления (виде объекта недвижимости (земельный участок); кадастровом номере; адресе и описании места положения; категории земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенном использовании; площади в квадратных метрах). Поскольку в случае восстановления в ГКН ранее исключенных и аннулированных сведений о земельном участке он не становится иным объектом недвижимости - препятствия для присвоения ему прежнего кадастрового номера отсутствуют. Даже признав отсутствующим право собственности Российской Федерации и Республики Ингушетия (дело N А18-539/2017) на вновь созданные земельные участки, невозможно восстановить первоначально зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельные участки (06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28) в отсутствие судебного акта, поэтому заявление подлежит удовлетворению.
В кассационной жалобе кадастровая палата, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить апелляционное постановление от 31.07.2019, оставить в силе решение от 08.05.2019, указав со ссылкой на часть 4 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав", что кадастровая палата не наделена полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на него. На территории Республики Ингушетия государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную регистрацию прав осуществляет регистрационная служба. С 01.01.2017 кадастровая палата не может исполнять судебные решения по делам, связанным с государственным кадастровым учетом и принимать решения по судебным актам, принятым ранее, в силу отсутствия соответствующих полномочий.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не поступили.
В судебном заседании, проводимом в режиме видеоконференц-связи, представители территориального управления и заповедника просили оставить в силе обжалуемое постановление. Иные лица явку процессуальных представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено на основании статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что постановление апелляционной коллегии от 31.07.2019 подлежит оставлению в силе.
Как видно из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 992 заповеднику предоставлены земельные участки общей площадью 5970 га в Джейрахском районе Республики Ингушетия (т. 3, л. д. 38).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.10.2009 N 1446-р территория заповедника расширена за счет отнесения к нему земель лесного фонда площадью 29 322 га в Сунженском и Джейрахском районах Республики Ингушетия, общая его площадь составила 35 292 га (т. 3, л. д. 40).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48, во исполнение пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.10.2009 N 1446-р проведены работы по оформлению надлежащим образом земельных участков лесного фонда, вошедших в состав заповедника, подготовлены землеустроительные дела, осуществлен государственный кадастровый учет, получены кадастровые паспорта на участки, на которых находится заповедник.
9 февраля 2012 года в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1195 "Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе" Правительство Российской Федерации в лице заместителя Министра Экономического развития Российской Федерации и Правительство Республики Ингушетия в лице Председателя правительства заключили соглашение о создании на территории Джейрахского и Сунженского муниципальных районов туристско-рекреационной особой охраняемой экономической зоны.
При выполнении кадастровых работ сформированы земельные участки за счет территории земель, предоставленных заповеднику в постоянное (бессрочное) пользование.
Территориальное управление 27.04.2012 и 07.11.2013 при согласовании с заповедником и администрацией утвердило проекты границ земельных участков, сформированных за счет заповедника, а именно: земельных участков с кадастровыми номерами 06:07:0000003:5; 06:07:0000005:5; 06:07:0000002:5; 06:07:0000001:28, после чего, указав на выявление несоответствия местоположения границ земельного участка заповедника (сведения о котором внесены в ГКН) его фактическому местоположению при подготовке межевого плана в 2010 году, обратилось в кадастровую палату об устранении кадастровых ошибок.
По заявлению территориального управления на кадастровый учет поставлены земельные участки 06:07:0000000:70 (площадью 29 254 390 кв. м), 06:07:0000000:74 (площадью 23 325 577 кв. м), 06:07:0000000:71 (площадью 20 288 704 кв. м), 06:07:0000000:75 (площадью 40 872 790 кв. м).
Право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 06:07:0000000:75 площадью 40 872 790 кв. м (запись о регистрации от 27.12.2013 N 06-06-01/007/2013-763) и 06:07:0000000:74 площадью 23 325 577 кв. м (запись о регистрации от 27.12.2013 N 06-06-01/007/2013-759) зарегистрированы за Республикой Ингушетия. Право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 06:07:0000000:71 площадью 20 288 704 кв. м (запись о регистрации от 27.12.2013 N 06-06-01/007/2013-710) и 06:07:0000000:70 площадью 29 254 390 кв. м (запись о регистрации от 27.12.2013 N 06-06-01/007/2013-709) зарегистрированы за Российской Федерацией (т. 4, л. д. 116, 117).
Считая действия кадастровой палаты по внесению изменений в ГКН незаконными, территориальное управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о восстановлении в ГКН сведений в отношении земельных участков: 06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28 (дело N А18-101/2016).
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в кадастр, в том числе сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики), а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.
Государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ). К числу сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, отображаемых в кадастре, относится описание местоположения границ земельного участка (пункт 3 части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ).
Изменение уникальных характеристик объекта недвижимости или любых иных указанных в данном Законе сведений об объекте недвижимости является одним из оснований осуществления кадастрового учета (части 1, 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ).
Круг лиц, имеющих право обратиться с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости (часть 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ), определен в части 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании данного Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (часть 3 статьи 25 Закона N 221-ФЗ).
Процедура исправления кадастровой ошибки закреплена Порядком ведения ГКН, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона N 221-ФЗ. Из пунктов 4, 18, 47 данного Порядка следует, что исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами статьи 27 данного Закона (часть 1 статьи 27 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 27 Закона N 221-ФЗ, при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
Как следует из совокупности положений, предусмотренных частью 3 статьи 25 и частями 4, 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ, при согласии всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.
Согласно положениям пункта 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 16 Кодекса, восстановление сведений об аннулированном и исключенном из ГКН земельном участке с тем же кадастровым номером, возможно на основании соответствующего решения суда об обязании органа, осуществляющего государственный кадастровый учет, восстановить сведения о земельном участке с ранее присвоенным ему кадастровым номером.
С учетом анализа положений Закона N 221-ФЗ, действующего в спорный период, и установленных по делу обстоятельств, апелляционный суд пришел к выводу о том, что действия кадастровой палаты нарушают права и законные интересы заявителя.
В рассматриваемом случае право Российской Федерации подлежит защите путем принятия судебного решения о восстановлении в ГКН аннулированных и исключенных сведений о земельных участках (кадастровые номера 06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28). Отсутствие в специальном законе процедуры по восстановлению таких сведений не может служить правовым основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 69 Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В рамках дела N А18-539/2017 признано отсутствующим право собственности Российской Федерации и Республики Ингушетия на вновь созданные земельные участки, В этой связи для восстановления нарушенных прав заявителя по настоящему делу суд апелляционной инстанции правомерно возложил на регистрационную службу обязанность по внесению в ЕГРН сведений о земельных участках (06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28).
Материалы дела исследованы судом апелляционной инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, приведенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены судебного акта второй инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 по делу N А18-101/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.