г. Краснодар |
|
25 ноября 2019 г. |
Дело N А32-28271/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Соловьева Е.Г. при участии в судебном заседании от истца - администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301027017, ОГРН 1022300523057) - Хухрина Н.С. (доверенность от 04.10.2019), в отсутствие представителей ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019 по делу N А32-28271/2018, установил следующее.
Администрация муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление Росимущества) о признании незаконными изложенных в письмах от 17.04.2018 N 05/5774, от 23.05.2018 N 04/7854 решений об отказе в предоставлении в собственность муниципального образования город-курорт Анапа земельного участка площадью 32 500 кв. м с кадастровым номером 23:37:0000000:41, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ивана Голубца, 141, с разрешенным использованием для строительства и дальнейшей эксплуатации гостиничного комплекса (далее - земельный участок), о понуждении к передаче земельного участка из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования город-курорт Анапа.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019, в удовлетворении заявления отказано со следующей мотивировкой.
Право федеральной собственности на земельный участок зарегистрировано после вступления в силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ), поэтому его положения в рассматриваемой ситуации неприменимы. Поскольку земельный участок относится к особо охраняемым природным территориям, он не может быть передан в муниципальную собственность и в порядке статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Администрация обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой апелляционной инстанции. Актом осмотра установлено, что земельный участок свободен от строений и не используется в течении длительного периода времени. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним после вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ. Земельный участок в силу закона отнесен к муниципальной собственности.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено, право собственности Российской Федерации на земельный участок зарегистрировано 03.06.2009 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (запись с номером регистрации 23-23-26/075/2009-324).
Администрация направила в управление Росимущества письмо от 22.03.2018 N 103-2228/18-07 с предложением о передаче земельного участка из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования город-курорт Анапа. Управление Росимущества письмами от 17.04.2018 N 05/5774, от 23.05.2018 N 04/7854 известило администрацию о принятом решении об отказе в передаче земельного участка в муниципальную собственность.
По сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа земельный участок находится в границах II зоны округа санитарной охраны курорта Анапа (информационное письмо от 30.10.2018 N 17.2108/1810).
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения администрации в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в действующей с 01.03.2015 редакции предусмотрена безвозмездная передача находящихся в федеральной собственности земельных участков, расположенных на территориях поселений, городских округов, в собственность этих муниципальных образований при условии наличия их утвержденных генеральных планов, правил землепользования и застройки (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.30). Такая передача осуществляется по соответствующему заявлению главы муниципального образования, поданному в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1 статьи 39.31). Этот орган не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления главы муниципального образования обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или решение об отказе в такой передаче, в котором должны быть указаны все основания для отказа в передаче и к которому должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие названных оснований (пункт 5 статьи 39.31).
В силу пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с рассматриваемой статьей, в том числе земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения (подпункт 2).
Законом N 244-ФЗ установлены права публичных образований на земельные участки, расположенные в границах курортов федерального значения. Указанный закон определяет также основания и порядок передачи из федеральной собственности в иную публичную (в том числе муниципальную) собственность соответствующих земельных участков. В части 7 статьи 1 названного Закона закреплено, что участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу настоящего Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 настоящей статьи.
К федеральной собственности относятся участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям (пункт 1, 2 части 8 статьи 1). К собственности муниципальных районов или городских округов относятся любые земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу настоящего Закона, за исключением участков, которые относятся к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 настоящей статьи (часть 11 статьи 1). Положения статьи 1 названного закона не распространяются на земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения (пункт 12 статьи 1).
В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ), пункта 5 статьи 31, пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ), статьи 1, пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ), Указа Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, расположенные в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Геленджика и Сочи земельные участки относятся к категории земель особо охраняемых природных территорий федерального значения. До вступления в силу Закона N 244-ФЗ такие участки находились в собственности Российской Федерации.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Земельный участок расположен в границах курорта федерального значения и относится к особо охраняемым природным территориям.
Право федеральной собственности на него зарегистрировано после вступления в силу закона N 244-ФЗ. Положения закона N 244-ФЗ и пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса к нему неприменимы. Иные законные основания для передачи земельного участка в муниципальную собственность отсутствуют.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019 по делу N А32-28271/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ), пункта 5 статьи 31, пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ), статьи 1, пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ), Указа Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, расположенные в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Геленджика и Сочи земельные участки относятся к категории земель особо охраняемых природных территорий федерального значения. До вступления в силу Закона N 244-ФЗ такие участки находились в собственности Российской Федерации.
...
Право федеральной собственности на него зарегистрировано после вступления в силу закона N 244-ФЗ. Положения закона N 244-ФЗ и пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса к нему неприменимы. Иные законные основания для передачи земельного участка в муниципальную собственность отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 ноября 2019 г. N Ф08-10576/19 по делу N А32-28271/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10576/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10576/19
03.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13666/19
31.05.2019 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9598/19
20.03.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28271/18