город Ростов-на-Дону |
|
03 сентября 2019 г. |
дело N А32-28271/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Анапа
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 по делу N А32-28271/2018 (судья Данько М.М.),
по заявлению администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301027017, ОГРН 1022300523057)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330)
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея) о признании незаконными отказов, выраженных в письмах N 05/5774 от 17.04.2018, N 04/7854 от 23.05.2018 о предоставлении из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования город-курорт Анапа земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:41 общей площадью 32500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ивана Голубца, 141, с видом разрешенного использования - "строительство и дальнейшая эксплуатация гостиничного комплекса"; об обязании Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея передать из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования город-курорт Анапа земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:41 общей площадью 32500 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ивана Голубца, 141, с видом разрешенного использования - "строительство и дальнейшая эксплуатация гостиничного комплекса".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования город-курорт Анапа обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что актом осмотра земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:41 установлено, что указанный земельный участок свободен от строений и не используется в течение длительного периода времени. Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается, что право собственности Российской Федерации не было зарегистрировано в ЕГРН до вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ, в связи с чем данный земельный участок должен был быть отнесен к муниципальной собственности. Следовательно, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:41, общей площадью 32500 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ивана Голубца, 14Г, носит лишь правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер, ссылка МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея на то, что право зарегистрировано позже вступления в силу Закона N 244-ФЗ, в связи с чем участок не подлежит передаче в собственность муниципального образования, не находит правового подтверждения. Указанный земельный участок находится в границах населенного пункта г. Анапа, занимает значительную площадь. Документами территориального планирования относится к зоне жилой застройки рекреационной направленности (частично) и к зоне объектов образования и здравоохранения (частично). Более того, вид разрешенного использования земельного участка - "строительство и дальнейшая эксплуатация гостиничного комплекса" не соответствует целям и задачам федерального уровня собственности на землю, с учетом ведения Российской Федерации, определенного ст. 71 Конституции Российской Федерации. Принимая во внимание то обстоятельство, что испрашиваемый администрацией земельный участок свободен от строений, не предоставлен федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; не находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций, у МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея отсутствовали основания для отказа муниципальному образованию город-курорт Анапа в передаче земельного участка в муниципальную собственность.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрация муниципального образования город-курорт Анапа письмом N 103-2228/18-07 от 22.03.2018 обратилась в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея с вопросом о предоставлении из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования город-курорт Анапа земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:41, общей площадью 32500 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ивана Голубца, 141, с видом разрешенного использования - "строительство и дальнейшая эксплуатация гостиничного комплекса".
Письмами N 05/5774 от 17.04.2018, N 04/7854 от 23.05.2018 МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея в передаче земельного участка, кадастровый номер 23:37:0000000:41, из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Анапа отказано.
В обоснование отказа управление сослалось на то, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:41 зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 03.06.2009, запись N 23-23-26/075/2009-324, то есть после вступления в законную силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".
Администрация оспорила вышеуказанные отказы в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно выписке из ЕГРН 03.06.2009 уполномоченным государственным органом зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:41 площадью 32 500 кв. м категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием - строительство и дальнейшая эксплуатация гостиничного комплекса.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа от 30.10.2018 N 17.2108/1810 земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:41 находится в границе II зоны округа санитарной охраны курорта Анапа.
В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ), пункта 5 статьи 31, пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ), статьи 1, пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ), Указа Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, расположенные в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Анапы, земельный участок относится к категории земель особо охраняемых природных территорий федерального значения.
До вступления в силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" земельный участок находился в собственности Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ передача указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи земельных участков из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
Из приведенных норм следует, что соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (принятие уполномоченным органом решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность), допустимо в отношении тех участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (декабрь 2008 года).
Законом N 244-ФЗ не предусмотрена возможность и не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления в его силу.
Право федеральной собственности на земельный с кадастровым номером 23:37:0000000:41 площадью 32 500 кв. м категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием - строительство и дальнейшая эксплуатация гостиничного комплекса было зарегистрировано 03.06.2009, т.е. после вступления Закона N 244-ФЗ в силу, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т.д. 1 л.д. 24-24).
Т.о., правовые основания для передачи спорного земельного участка в муниципальную собственность в порядке, установленном Законом N 244-ФЗ, отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 указанной статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
В силу пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с рассматриваемой статьей, в том числе земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (подпункт 2).
Из смысла указанной нормы следует, что передача земельных участков особо охраняемых природных территорий из федеральной собственности регулируется специальным законом, которым является Закон N 244-ФЗ, по правилам которого спорный участок такой передаче не подлежит.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 по делу N А32-28271/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28271/2018
Истец: Администрация муниципального образования город-курорт Анапа
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10576/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10576/19
03.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13666/19
31.05.2019 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9598/19
20.03.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28271/18