г. Краснодар |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А61-6667/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1510007380, ОГРН 1021500002556) - Антоненко И.А. (доверенность от 09.10.2019) и Серебряковой Т.С. (доверенность от 21.05.2019), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Колос" (ИНН 1510010022, ОГРН 1021500918900) - Циклаури М.Т. и Калоевой А.Н. (доверенность от 21.11.2018), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Колос" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.02.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019 по делу N А61-6667/2018, установил следующее.
Администрация местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "Колос" (далее - общество) о взыскании 2 617 867 рублей 75 копеек арендной платы с 17.03.2016 по 31.12.2016.
Решением от 05.02.2019 исковые требования удовлетворены; распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суд исходил из обоснованности предъявленных требований и правильности произведенного истцом расчета арендной платы.
Постановлением апелляционного суда от 06.08.2019 решение от 05.02.2019 изменено, с общества в пользу администрации взыскано 2 605 103 рубля 50 копеек задолженности по арендной плате, в остальной части в удовлетворении требований отказано; перераспределены судебные расходы. Судебный акт мотивирован ненадлежащим исполнением ответчиком обязательства по внесению арендной платы за пользование земельными участками сельскохозяйственного назначения. Расчет проверен судом и признан неверным в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 15:01:0202006:80, в связи с чем произведен перерасчет.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, при начислении арендной платы истец не учел, что решениями Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания установлена кадастровая стоимость арендуемых ответчиком земельных участков по состоянию на 01.01.2012. Апелляционный суд не исследовал доводы общества о наличии на его стороне переплаты. Акт сверки взаиморасчетов от 05.06.2019 является ненадлежащим доказательством, поскольку составлен администрацией в одностороннем порядке. В действиях истца имеются признаки злоупотребления правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс).
В отзыве на кассационную жалобу администрация указала на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители сторон повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании постановления главы администрации от 28.09.2006 N 99-з администрация (арендодатель) и общество (арендатор) подписали договор от 25.12.2006 N 71-06 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 15:01:0202006:0027 площадью 3190 га, расположенного в районе с. Веселое. Срок аренды - с 01.10.2006 по 01.09.2007.
Земельный участок передан арендатору по акту от 25.12.2006.
7 мая 2008 года стороны подписали дополнительное соглашение N 1/154, которым срок аренды продлен до 01.09.2056. В соглашении отражено, что земельный участок с кадастровым номером 15:01:0202006:0027 разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 15:01:0202005:23, 15:01:0202006:78, 15:01:0202004:78, 15:01:0202006:80, 15:01:0202006:81, 15:01:0202004:77 и 15:01:0202006:79. Местоположение данных участков уточнено: Моздокский район, межселенные земли, между с. Веселое и с. Комарово. Годовой размер арендной платы за 1 год составил 1 116 500 рублей.
Дополнительными соглашениями от 01.11.2010 и 13.11.2012 размер арендной платы увеличен до 3 187 225 рублей и 3 378 210 рублей соответственно. Внесены изменения в пункт 3.2 договора, согласно которым размер арендной платы исчисляется и изменяется в соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания; новый расчет арендной платы, врученный арендатору, принимается им в безусловном порядке и считается изменением договора в части порядка исчисления и определения размера арендной платы.
Как указано в иске, Контрольно-счетной палатой Республики Северная Осетия - Алания проведена проверка в администрации, по результатам которой составлен акт от 19.07.2018, согласно которому администрация за 2016 - 2017 годы недополучила доходы в виде арендной платы за земельные участки.
Администрация направила обществу уведомление от 07.03.2017 об изменении арендной платы с предложением заключить дополнительное соглашение, которое возвращено арендодателю в связи с истечением срока хранения.
Об изменении арендной платы обществу направлено уведомление от 23.07.2018 N 4186 с предложением внести доначисленную сумму арендной платы за 2016 год.
Ненадлежащее исполнение обществом обязательств по внесению арендной платы послужило основанием для обращения администрации с иском в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды. Плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса и статья 39.7 Земельного кодекса).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление N 73 разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Факт пользования ответчиком спорными земельными участками в заявленный период подтвержден материалами дела и не оспаривается арендатором. Размер доначисленной арендной платы с 17.03.2016 по 31.12.2016 рассчитан истцом на основании постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 15.03.2016 N 79 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности Республики Северная Осетия - Алания, а также за неразграниченные земельные участки, расположенные на территории Республики Северная Осетия - Алания и предоставляемые без торгов", исходя из кадастровой стоимости земельных участков и коэффициента 1,99% за 2016 год, предусмотренных для земель сельскохозяйственного назначения.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения участвующих в деле лиц, признав правильной методику начисления арендной платы и установив, что произведенный истцом расчет в части земельного участка с кадастровым номером 15:01:0202006:80 содержит неверную кадастровую стоимость этого участка, апелляционный суд произвел перерасчет долга и пришел к выводу о наличии правовых оснований для изменения решения и взыскания с ответчика 2 605 103 рублей 50 копеек арендной платы.
Довод кассационной жалобы о необходимости перерасчета арендной платы в связи с тем, что решениями Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания кадастровая стоимость земельных участков изменена (установлена в размере рыночной), подлежит отклонению окружным судом с учетом норм статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В абзаце пятом данной статьи указано следующее. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Заявления об изменении кадастровой стоимости земельных участков поданы обществом в 2017 году, администрация взыскивает с арендатора плату за пользование участком за период по 31.12.2016.
Ссылка заявителя на наличие в действиях администрации признаков недобросовестного поведения отклоняется кассационным судом с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Исходя из обстоятельств, установленных судами при разрешении данного спора, обращение администрации с требованием о взыскании с общества непогашенной задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, относящимся к неразграниченной государственной собственности, в размере, установленном действующим законодательством, не свидетельствует о злоупотреблении истцом своим правом на судебную защиту.
Утверждение заявителя о недоказанности истцом надлежащего уведомления арендатора об изменении размера арендной платы не принимается с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 16 и 19 постановления N 73. В силу регулируемого характера размер арендной платы за пользование земельным участком, право государственной собственности на который не разграничено, определяется только в порядке, установленном нормативными правовыми актами уполномоченных органов (постановление N 79). Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, независимо от уведомления арендатора об изменении размера платы.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают его выводы, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, которая не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019 по делу N А61-6667/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя на наличие в действиях администрации признаков недобросовестного поведения отклоняется кассационным судом с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Исходя из обстоятельств, установленных судами при разрешении данного спора, обращение администрации с требованием о взыскании с общества непогашенной задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, относящимся к неразграниченной государственной собственности, в размере, установленном действующим законодательством, не свидетельствует о злоупотреблении истцом своим правом на судебную защиту.
Утверждение заявителя о недоказанности истцом надлежащего уведомления арендатора об изменении размера арендной платы не принимается с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 16 и 19 постановления N 73. В силу регулируемого характера размер арендной платы за пользование земельным участком, право государственной собственности на который не разграничено, определяется только в порядке, установленном нормативными правовыми актами уполномоченных органов (постановление N 79). Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, независимо от уведомления арендатора об изменении размера платы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2019 г. N Ф08-10235/19 по делу N А61-6667/2018