г. Краснодар |
|
29 ноября 2019 г. |
Дело N А77-716/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Соловьева Е.Г. в отсутствие в судебном заседании представителей истца - общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Адилат"" (ОГРН 1092034000068, ИНН 2004005613), ответчиков: общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Агротехника"" (ОГРН 1032001205532, ИНН 2013428894), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике (ОГРН 1042002611496, ИНН 2027000989), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чеченской Республике (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), государственного унитарного предприятия Чеченской Республики "Госхоз "Атагинский"" (ОГРН 1022001543783, ИНН 2004000950), министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики (ОГРН 1032001201946, ИНН 2014024069), администрации Грозненского муниципального района Чеченской Республики (ОГРН 1022001542463, ИНН 2020002899), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 по делу N А77-716/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Адилат"" (далее - общество-1) подало в Арбитражный суд Чеченской Республики иск к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике (далее - управление Росреестра), обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Агротехника"" (далее - общество-2) об установлении границ земельного участка площадью 235 га с кадастровым номером 20:03:6602000:85, расположенного по адресу: Чеченская Республика, Грозненский район, госхоз "Атагинский" (далее - земельный участок с кадастровым номером 20:03:6602000:85), об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке площадью 227 106 кв. м с кадастровым номером 20:03:6602000:99, расположенном по адресу: Чеченская Республика, Грозненский район, госхоз "Атагинский" (далее - земельный участок с кадастровым номером 20:03:6602000:99;
с учетом изменения предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чеченской Республике (далее - кадастровая палата), государственное унитарное предприятие Чеченской Республики "Госхоз "Атагинский"" (далее - предприятие), администрация Грозненского муниципального района Чеченской Республики (далее - администрация).
Министерство имущественных и земельных отношений Чеченской Республики (далее - министерство) вступило в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора об аннулировании кадастровых сведений о земельном участке с кадастровым номером 20:03:6602000:85.
Решением Арбитражного суда 26.07.2018 в удовлетворении иска общества-1 и самостоятельных требований министерства отказано. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 26.07.2018 по делу N А77-716/2017 отменено в части, установлены границы земельного участка с кадастровым номером 20:03:6602000:85 с координатами ее характерных точек, из Единого из государственного кадастра недвижимости исключены сведения (снят с кадастрового учета) о земельном участке с кадастровым номером 20:03:6602000:99). Судебный акт мотивирован следующим. Вступившими в законную силу судебными актами по делам N А18-1440/2004, А77-521/2008 преюдициально установлено, что постановлением Кабинета Министров Чеченской Республики Ичкерия от 07.10.1998 N 363 правопредшественнику общества-1 был выделен земельный участок, в последующем поставленный на кадастровый учет под кадастровым номером 20:03:6602000:85. Экспертным путем установлено наложение земельных участков с кадастровыми номерами 20:03:6602000:85, 20:03:6602000:99. Межевой план земельного участка с кадастровым номером 20:03:6602000:99 содержит некорректные сведения о его уникальных характеристиках. Такие сведения подлежат исключению из Единого из государственного кадастра недвижимости (снятию с кадастрового учета).
Управление Росреестра обжаловало постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса, приведя следующие основания проверки законности судебного акта суда апелляционной инстанции. Иск об установлении границ земельного участка относится к иску о правах на недвижимое имущество. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права (соответственно и установление границ земельного участка) или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Управление Росреестра должно быть привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В Единый государственный реестр недвижимости 25.09.2018 внесены сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 20:03:6602000:85, отличных от установленных обжалуемым судебным актом и не пересекающих границы земельного участка с кадастровым номером 20:03:6602000:99. Форма свидетельства на право пользования землей от 25.10.1998 не соответствует формам, действовавшим в тот период. Исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 20:03:6602000:99 без прекращении зарегистрированного договора аренды противоречит нормам материального права.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Судом апелляционной инстанции установлено, что общество-1 создано 11.11.2015 в результате реорганизации путем преобразования его правопредшественника - закрытого акционерного общества "Научно-производственная фирма "Адилат"", созданного 13.08.1997. Основной видом деятельности общества является смешанное сельское хозяйство. Постановлением Кабинета Министров Чеченской Республики Ичкерия от 07.10.1998 N 363 за правопредшественником общества-1 на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплены 235 га пашни предприятия для организации плодопитомника (свидетельство на право пользования землей от 25.10.1998 серии ЧРИ N 00008). Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.10.2004 по делу N А18-1440/2004 по иску правопредшественника общества-1 кадастровая палата присуждена к постановке названного земельного массива на кадастровый учет, а Межрайонная ИФНС России N 1 по Чеченской Республике - к перерегистрации правопредшественника общества-1.
В рамках дела N А77-521/2008 по заявлению правопредшественника общества-1 признаны незаконными действия комитета по земельным ресурсам и землеустройству Чеченской Республики, выразившиеся в уклонении от перерегистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 235 га, правоустанавливающим документом на который признано постановление Кабинета Министров Чеченской Республики Ичкерия от 07.10.1998 N 363. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 20:03:6602000:85 как о ранее учтенном объекте внесены в государственный кадастр недвижимости по решению кадастровой палаты от 03.02.2012 N 2000103-12-569 (запись от 26.01.2012 N 20-0-1-29/3002/2012-152). Распоряжение представительства Правительства Российской Федерации в Чеченской Республике от 25.05.2000 N 83 "Об отмене законов, принятых в период с 1991 по 1999 года в Чеченской Республике Ичкерия" признано не действующим на постановление Кабинета Министров Чеченской Республики Ичкерия от 07.10.1998 N 363.
Земельный участок с кадастровым номером 20:03:6602000:99 поставлен на государственный кадастровый учет 10.07.2014. До 18.11.2019 он находился в аренде у общества-2 на основании договора от 31.07.2014 N 2115 (запись в Едином государственном реестре недвижимости от 03.03.2015 N 20-20-20/004/100/2015-865/2).
По договору от 18.11.2019 права и обязанности арендатора по договору от 31.07.2014 N 2115 переданы обществу-1. Перенаем согласован с министерством (письмо от 15.11.2019 N 7312).
В результате проведенной по делу землеустроительной экспертизы установлено, что земельный участок с кадастровым номером 20:03:6602000:85 имеет границы, описанные при его кадастровом учете 03.02.2012, а его фактическая площадь составляет 2 262 440,6 кв. м. Границы земельного участка с кадастровым номером 20:03:6602000:99 описаны при его кадастровом учете 10.07.2014, а его фактическая площадь составляет 227 105,5 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером 20:03:6602000:99 находится в границах земельного участка с кадастровым номером 20:03:6602000:85. Устранение допущенной ошибки признано возможным путем аннулирования сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 20:03:6602000:99. Соответствующая претензия общества-1 оставлена обществом-2 без ответа.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества-1 в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Согласно статьям 1, 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в действовавшей до 01.01.2017 редакции (далее - Закон N 221-ФЗ), кадастровым учетом признавалось внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным законом сведений о недвижимом имуществе. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Аналогичные положения содержатся в пункте 7 статьи 1, пунктах 8, 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Статьей 61 действующего с 01.01.2017 Закона N 218-ФЗ реестровая ошибка определена как ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим законом. Такая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
По смыслу данных в пунктах 2, 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснений, иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество. Требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка (иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права или обременения), должно рассматриваться в исковом порядке.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.2015 N 1789-О отметил, что федеральное законодательство с учетом необходимого баланса частных и публичных интересов обеспечивает, с одной стороны, возможность оперативного исправления ошибок органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, а с другой стороны, в случае спора между смежными собственниками земельных участков или землепользователями о границах земельных участков - гарантии судебной защиты их прав от произвольного изменения сведений государственного кадастрового учета.
Федеральным законодательством не предусмотрено право на обращение в орган кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке не являющегося его правообладателем лица на основании того, что, по его мнению, при постановке на кадастровый учет этого земельного участка допущена кадастровая ошибка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2013 N 8410/13).
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения, разъяснения и правовые позиции высшей судебной инстанции, суд апелляционной инстанции вправе был заключить о следующем. В связи с пересечением на кадастровой карте (плане) территории границ земельного участка с кадастровым номером 20:03:6602000:85 с границами земельного участка с кадастровым номером 20:03:6602000:99 и наличием между обществами-1,-2 неразрешенного спора о праве на использование конкретной (физической) территории такой спор не мог быть разрешен только путем исправления соответствующей реестровой ошибки и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 20:03:6602000:99. Такое исправление, неминуемо влекшее за собой прекращение прав общества-2 на арендуемый им земельный участок с кадастровым номером 20:03:6602000:99, противоречило бы части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ. Такой спор мог быть разрешен путем установления смежной границы земельных участков с кадастровыми номерами 20:03:6602000:85, 20:03:6602000:99. Только при полном наложении названных участков установление смежной границы между ними по координатам характерных точек в целях устранения неопределенности в ее прохождении было невозможным. Удовлетворение иска общества-1 должно было привести к изменению в Едином государственном реестре недвижимости сведений об арендуемом обществом-2 земельном участке с кадастровым номером 20:03:6602000:99. Избранный обществом-1 способ судебной защиты должен был обеспечить восстановление его прав, нарушенных при кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 20:03:6602000:99, осуществленном без учета кадастровых сведений о земельном участке с кадастровым номером 20:03:6602000:85 как ранее учтенном объекте.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции, дополнительно исходит из того, что в настоящее время общество-1 является правообладателем в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 20:03:6602000:85, 20:03:6602000:99, то есть спор о праве на них исключается. Исполнение обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции должно осуществляться с учетом прав и законных интересов общества-1 как взыскателя в соответствующем исполнительном производстве.
Соответствие в основном выводов арбитражного суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
В связи с рассмотрением кассационной жалобы подлежит отмене приостановление исполнения судебного акта, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.09.2019.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 по делу N А77-716/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения, разъяснения и правовые позиции высшей судебной инстанции, суд апелляционной инстанции вправе был заключить о следующем. В связи с пересечением на кадастровой карте (плане) территории границ земельного участка с кадастровым номером 20:03:6602000:85 с границами земельного участка с кадастровым номером 20:03:6602000:99 и наличием между обществами-1,-2 неразрешенного спора о праве на использование конкретной (физической) территории такой спор не мог быть разрешен только путем исправления соответствующей реестровой ошибки и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 20:03:6602000:99. Такое исправление, неминуемо влекшее за собой прекращение прав общества-2 на арендуемый им земельный участок с кадастровым номером 20:03:6602000:99, противоречило бы части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ. Такой спор мог быть разрешен путем установления смежной границы земельных участков с кадастровыми номерами 20:03:6602000:85, 20:03:6602000:99. Только при полном наложении названных участков установление смежной границы между ними по координатам характерных точек в целях устранения неопределенности в ее прохождении было невозможным. Удовлетворение иска общества-1 должно было привести к изменению в Едином государственном реестре недвижимости сведений об арендуемом обществом-2 земельном участке с кадастровым номером 20:03:6602000:99. Избранный обществом-1 способ судебной защиты должен был обеспечить восстановление его прав, нарушенных при кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 20:03:6602000:99, осуществленном без учета кадастровых сведений о земельном участке с кадастровым номером 20:03:6602000:85 как ранее учтенном объекте."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 ноября 2019 г. N Ф08-9876/19 по делу N А77-716/2017