г. Краснодар |
|
29 ноября 2019 г. |
Дело N А32-10131/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бакумченко Елены Анатольевны (ОГРНИП 315231500004548, ИНН 231508575799) - Савченко Г.В. (доверенность от 28.10.2019), в отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315061988, ОГРН 1032309077635) (направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 17372 8, 18401 4, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бакумченко Елены Анатольевны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А32-10131/2019, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бакумченко Е.А.
(далее - предприниматель) о взыскании 3 203 260 рублей субсидий.
Решением суда от 13.06.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.10.2019, в удовлетворении ходатайства предпринимателя об истребовании доказательств отказано. С предпринимателя в пользу администрации взыскано 3 203 260 рублей субсидий, в доход федерального бюджета - 39 016 рублей 30 копеек судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы наличием оснований возврата субсидий, поскольку предприниматель не соответствовал требованиям и условиям их предоставления. В кассационной жалобе и дополнении к ней предприниматель просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств подачи заявления о выделении 1 703 260 рублей субсидии 15.12.2016. Предоставление сведений об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов на дату подачи заявления является правом предпринимателя, а у администрации существует обязанность по их запросу. Администрация приняла документы предпринимателя без возражений. Ссылается на реализацию в 2015 году томатов, выращенных в открытом грунте, соблюдение порядка предоставления субсидий. Предприниматель действовал как глава крестьянско-фермерского хозяйства (далее - КФХ), относится к категории лиц, указанных в пункте 1.4.2 Порядка предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства, и личным подсобным хозяйствам на поддержку сельскохозяйственного производства на территории муниципального образования город Новороссийск в 2016 году, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 12.10.2016 N 8480 (далее - Порядок N 8480). Суд неправильно применил пункт 1.4.4 Порядка N 8480. Основания для возврата субсидий отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя предпринимателя, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что при реализации государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 944, а также в соответствии с Порядком N 8480 администрация и предприниматель заключили соглашения от 18.10.2016 и 14.12.2016 о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на строительство теплицы для выращивания овощей защищенного грунта, предметом которых предоставление предпринимателю субсидий за счет бюджетных средств на возмещение части затрат на строительство теплицы для выращивания овощей защищенного грунта, а также сотрудничество и взаимодействие сторон по реализации мероприятий программы.
Денежные средства в размере 3 203 260 рублей перечислены предпринимателю платежными поручениями от 10.11.2016 N 4172 и 20.12.2016 N 4958.
В 2017 году управление финансового контроля администрации провело проверку, по результатам которой составила акт от 19.06.2017 о необоснованном выделении предпринимателю 3 203 260 рублей субсидий.
Администрация направила предпринимателю претензионное письмо с требованием о возврате в муниципальный бюджет излишне выделенных субсидий.
Неисполнение предпринимателем данного требования послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Кодекса).
По правилам подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 Кодекса субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 Кодекса (пункт 3.1 статьи 78 Кодекса).
Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Установленная Кодексом необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.
Согласно пункту 1.4.4 Порядка N 8480 претендентами на получение субсидии являются индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность менее 1 года и имеющие соответствующий вид деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 - код 01.1 - "Растениеводство", код 01.2 - "Животноводство", код 01.3 - "Растениеводство в сочетании с животноводством".
Суд установил и материалами дела подтверждается, что заявление о выделении 1 703 260 рублей субсидий подано 15.12.2016, о выделении 1500 тыс. рублей субсидий - 20.10.2016. Поскольку предприниматель зарегистрирован в данном качестве 01.04.2015 (выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 27.02.2019 (далее - ЕГРИП, л. д. 105 - 108 т. 1), суд сделал вывод об отсутствии у него на те периода статуса претендента на получение субсидий.
Довод предпринимателя об отсутствии в материалах дела доказательств направления заявления о выделении 1 703 260 рублей субсидий 15.12.2016 опровергается представленной в суд апелляционной инстанции копией журнала регистрации заявлений на получение субсидий 02.6-6 (л. д. 38 т. 2), и не свидетельствует о наличии оснований удержания незаконно полученной субсидии.
Довод предпринимателя об ошибочном применении судом пункта 1.4.4 Порядка N 8480 и неприменении пункта 1.4.2 Порядка N 8480 подлежит отклонению в связи с предоставлением ему субсидий по иным, не предусмотренным последней нормой, основаниям.
Согласно пункту 1.4.2 Порядка N 8480 претендентами на получение субсидии являются КФХ, зарегистрированные на территории Краснодарского края и осуществляющие деятельность в области производства сельскохозяйственной продукции на территории муниципального образования город Новороссийск.
Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании КФХ (статья 23), вправе создать юридическое лицо - КФХ. КФХ, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами КФХ имущественных вкладов (часть 1 статьи 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
КФХ (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений (части 1 - 3 статьи 1 Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании КФХ, заключенного в соответствии с законом о КФХ. Главой КФХ может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (часть 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность существования КФХ как в форме юридического лица, так и без образования юридического лица на основе соглашения о создании КФХ или без него, учитывая различия в правовых последствиях каждого варианта.
Согласно свидетельству от 01.04.2015 в ЕГРИП в отношении КФХ, главой которого является Бакумченко Е.А., внесена запись о создании КФХ (л. д. 15 т. 1).
Однако статус предпринимателя при обращении в администрацию за получением субсидий не влияет на рассмотрение вопроса о наличии оснований для выдачи спорных субсидий, поскольку предприниматель получал субсидию не по перечисленным в пункте 1.4.2 Порядка N 8480 основаниям и по иным условиям.
Одним из требований, которым должны соответствовать на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, является отсутствие у получателя субсидии задолженности по налогам и сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.5.1 Порядка N 8480).
Суд установил, что представленная предпринимателем справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов датирована 04.10.2016 - более, чем за 30 дней до даты подачи заявления - 15.12.2016.
Наличие у администрации в силу пункта 3.5.1 Порядка N 8480 для предоставления субсидии полномочий в течение 5 рабочих дней со дня предоставления заявителем документов, предусмотренных подпунктом 3.3 пункта 3 Порядка, запросить межведомственным запросом сведения об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов на дату регистрации заявления о предоставлении субсидии не устраняет нарушение, допущенное предпринимателем. Последний самостоятельно предоставил эти документы по собственной инициативе.
При этом представленная справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов должна быть получена по состоянию не ранее 30 дней до даты регистрации заявления о предоставления субсидии. Поскольку представленная им справка не соответствовала предъявляемому временному периоду, ее отсутствие правомерно расценено судом одним из ряда обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии оснований для выдачи субсидий.
Согласно пункту 1.4.2 Порядка N 8480 предоставление субсидий осуществляется при соблюдении следующего условия: реализация продукции растениеводства (за исключением семенного и посадочного материала сельскохозяйственных культур) на территории Российской Федерации в году, предшествующем получению субсидий, по направлениям, обеспечивающим развитие растениеводства (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство).
Считая предпринимателя не выполнившим это обязательное условие предоставления субсидий в 2016 году, суд правильно руководствовался пунктом 2.1.1.7 Порядка N 8480, подпунктом "е" пункта 2 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2018 N 1413, отметив, что предприниматель не мог реализовать в 2015 году продукцию растениеводства, поскольку строительные материалы для строительства теплицы приобретены в конце октября 2015 года, а земельный участок на ее строительство предоставлен по договору аренды от 25.09.2015.
Кроме того, копии кассовых чеков, подтверждающих, оплату строительных материалов на строительство теплицы, заверены ненадлежащим образом, без указания плательщика.
Суд также отметил, что выращивание овощей на территории Краснодарского края возможно на открытом грунте, однако, заключенное между предпринимателем и администрацией соглашение от 18.10.2016 предполагает предоставление субсидий на возмещение части затрат на строительство теплицы для выращивания овощей защищенного грунта. В связи с этим суд обоснованно отклонил ссылку предпринимателя на книгу учета доходов и расходов, отражающую продажу томатов, отметив, что она не подтверждает продажу овощей, выращенных в теплице, расположенной на земельном участке предоставленного на основании договора аренды земельного участка от 25.09.2015. Компенсация расходов, с целью которой выданы спорные субсидии, как раз и предполагают возмещение затрат, связанных с выращиванием урожая в теплицах, а не в открытом грунте, для чего не требуется строительство теплиц.
Исходя из пункта 1.4.5 Порядка N 8480 субсидия предоставляется на возмещение части понесенных затрат на развитие сельскохозяйственного производства (далее - производственные затраты). В связи с этим суд обоснованно признал факт строительства предпринимателем теплицы для выращивания овощей после окончания сезона выращивания этой продукции растениеводства (26.04.2015, 30.05.2016, 26.10.2015 приобретены трубы и арматура, 25.09.2015 заключен договор аренды земельного участка), а не в году, предшествующему получению субсидии, свидетельствующим об отсутствии оснований для предоставления 10.11.2016 и 20.12.2016 субсидии, компенсирующей производственные затраты, связанные с реализацией продукции растениеводства в году, предшествующему получению субсидии (пункт 1.4.2 Порядка N 8480).
Доказательства факта несения предпринимателем иных затрат, связанных с выращиванием сельскохозяйственной продукции (кроме возведения теплицы в конце 2015 года) в материалах дела отсутствуют. Такие основания при получении субсидии не заявлялись.
Представленную в доказательство реализации продукции растениеводства (томатов) в 2015 году книгу учета доходов и расходов (л. д. 124, 125 т. 1) суд обоснованно счел не влияющей на рассмотрение вопроса о выращивании сельскохозяйственной продукции в оговоренном Порядком смысле, так как выращивание томатов в открытом грунте и их последующая реализация не свидетельствуют о расходах предпринимателя по строительству средств производства, необходимых для выращивания продукции, для целей чего и выдавались спорные субсидии.
Претенденты несут ответственность за нарушение условий и достоверность представленных им документов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края (раздел 5 Порядка N 8480).
В силу пункта 6.4 Порядка N 8480 возврату в доход краевого бюджета подлежат субсидии в случаях несоблюдения условий их предоставления, установления факта предоставления ложных сведений в целях их получения.
Поскольку предприниматель осуществлял свою деятельность более 1 года на дату подачи заявлений о выдаче субсидий, не могла реализовать продукцию растениеводства на территории Российской Федерации в году, предшествующем получению субсидий, по направлениям, обеспечивающим развитие растениеводства (так как строительные материалы приобрела после сезона выращивания урожая - в конце октября 2015 года, а земельный участок под строительство теплицы получила в аренду только 25.09.2015), вывод суда о его несоответствии обязательному условию предоставления субсидий (реализация продукции растениеводства в году, предшествующему получению субсидий) в целях возмещения части понесенных затрат (в том числе на строительство теплиц для ведения овощеводства защищенного грунта с 1 января 2015 года) основан на правильном применении норм права к конкретным фактическим обстоятельствам дела, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А32-10131/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Считая предпринимателя не выполнившим это обязательное условие предоставления субсидий в 2016 году, суд правильно руководствовался пунктом 2.1.1.7 Порядка N 8480, подпунктом "е" пункта 2 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2018 N 1413, отметив, что предприниматель не мог реализовать в 2015 году продукцию растениеводства, поскольку строительные материалы для строительства теплицы приобретены в конце октября 2015 года, а земельный участок на ее строительство предоставлен по договору аренды от 25.09.2015.
...
Исходя из пункта 1.4.5 Порядка N 8480 субсидия предоставляется на возмещение части понесенных затрат на развитие сельскохозяйственного производства (далее - производственные затраты). В связи с этим суд обоснованно признал факт строительства предпринимателем теплицы для выращивания овощей после окончания сезона выращивания этой продукции растениеводства (26.04.2015, 30.05.2016, 26.10.2015 приобретены трубы и арматура, 25.09.2015 заключен договор аренды земельного участка), а не в году, предшествующему получению субсидии, свидетельствующим об отсутствии оснований для предоставления 10.11.2016 и 20.12.2016 субсидии, компенсирующей производственные затраты, связанные с реализацией продукции растениеводства в году, предшествующему получению субсидии (пункт 1.4.2 Порядка N 8480)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 ноября 2019 г. N Ф08-10732/19 по делу N А32-10131/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9046/20
17.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11028/20
29.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10732/19
01.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13238/19
13.06.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-10131/19