город Ростов-на-Дону |
|
01 октября 2019 г. |
дело N А32-10131/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель Голубцов А.А., доверенность от 09.07.2019 (до перерыва);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бакумченко Елены Анатольевны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2019 по делу N А32-10131/2019 по иску администрации муниципального образования город Новороссийск к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бакумченко Елене Анатольевне (ОГРНИП 315231500004548, ИНН 231508575799) о взыскании, принятое в составе судьи Дуб С.Н.,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования г.Новороссийск (далее - далее - истец, администрации) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бакумченко Елене Анатольевне (далее - ответчик, ИП глава КФХ Бакумченко Е.А., предприниматель) о взыскании субсидии в размере 3 203 260 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель указывает, что предпринимателем был соблюден порядок предоставления субсидий. Судом первой инстанции не дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, подтверждающим реализацию предпринимателем продукции растениеводства.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 произведена замена судьи Мисника Н.Н. (в связи с нахождением в отпуске) на судью Фахретдинова Т.Р.
От истца поступили письменные пояснения, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В судебное заседание истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 30.09.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 30.09.2019 до 17 час. 45 мин., после окончания которого, судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках реализации государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 944, а так же в соответствии с Порядком предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства, и личным подсобным хозяйствам на поддержку сельскохозяйственного производства на территории муниципального образования город Новороссийск в 2016 году, утвержденный постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 12.10.2016 N 8480, заключено два соглашения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на строительство теплицы для выращивания овощей защищенного грунта от 18 октября 2016 и от 14 декабря 2016 между администраций муниципального образования город Новороссийск и главой крестьянского фермерского хозяйства Бакумченко Е.А.
Предметом указанных соглашений является предоставление главе крестьянского фермерского хозяйства Бакумченко Е.А. администрацией муниципального образования город Новороссийск субсидии за счет бюджетных средств на возмещение части затрат на строительство теплицы для выращивания овощей защищенного грунта, а также сотрудничество и взаимодействие сторон по реализации мероприятий Программы.
Денежные средства перечислены главе КФХ Бакумченко Е.А., что подтверждается платежным поручением N 4172 от 10.11.2016 на сумму в размере 1 500 000 руб. и платежное поручение N 4958 от 20.12.2016 на сумму в размере 1 703 260 руб.
В 2017 году управлением финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения и составлен акт управления финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск от 19 июня 2017 года о необоснованном выделении субсидии главе КФХ Бакумченко Е.А., в размере 3 203 260 руб.
Администрацией муниципального образования город Новороссийск в адрес главы КФХ Бакумченко Е.А. направлено претензионное письмо с требованием о возвращении в местный бюджет излишне выделенные субсидии в размере 3 203 260 руб.
Требование администрации не исполнено, субсидия не возвращена, что и послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Договор субсидирования соответствует императивным нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 209-ФЗ и Порядка субсидирования. Как видно Частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно ч. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 1.4.4 Порядка предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства, и личным подсобным хозяйствам на поддержку сельскохозяйственного производства на территории муниципального образования город Новороссийск в 2016 году, утвержденный постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 12.10.2016 N 8480 индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность менее 1 года и имеющие соответствующий вид деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 - код 01.1 - "Растениеводство", код 01.2 - "Животноводство", код 01.3 -"Растениеводство в сочетании с животноводством".
Как следует из материалов дела, дата подачи заявления на выделении субсидии в размере 1 703 260 руб. - 15.12.2016, дата подачи заявления на выделении субсидии в размере 1 500 000 руб. - 20.10.2016.
Судом первой инстанции установлено, что ИП Бакумченко Е.А. зарегистрирована в качестве предпринимателя 01.04.2015, в связи с чем не могла быть претендентом на получение субсидии.
В нарушение п. 1.5.1 Порядка предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства, и личным подсобным хозяйствам на поддержку сельскохозяйственного производства на территории муниципального образования город Новороссийск в 2016 году, утвержденный постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 12.10.2016 N 8480 справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 04.10.2016, т.е. более 30 дней до даты подачи заявления - 15.12.2016.
В нарушение п. 1.4.2 Порядка предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства, и личным подсобным хозяйствам на поддержку сельскохозяйственного производства на территории муниципального образования город Новороссийск в 2016 году, утвержденный постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 12.10.2016 N 8480 предоставление субсидий осуществляется при соблюдении следующих условий: реализация продукции растениеводства (за исключением семенного и посадочного материала сельскохозяйственных культур) на территории Российской Федерации в году, предшествующем получению субсидий, по направлениям, обеспечивающим развитие растениеводства (кроме граждан ведущих личное подсобное хозяйство) главой КФХ Бакумченко Е.А. не выполнено обязательное условие для предоставления субсидий в 2016 году - реализация продукции растениеводства (за исключением семенного и посадочного материала сельскохозяйственных культур) на территории Российской Федерации в году, предшествующему получению субсидий.
Глава КФХ Бакумченко Е.А. не могла реализовать в 2015 году продукцию растениеводства, так как строительные материалы были приобретены в конце октября 2015 года, а земельный участок на строительство теплицы предоставлен на основании договора аренды земельного участка от 25.09.2015 заключенный между Косенко И.И. и Бакумченко Е.А.
Кроме того, как указывает администрация, копии кассовых чеков, подтверждающих, оплату строительных материалов на строительство теплицы, заверены не надлежащим образом, без указания плательщика.
Как указывает истец, главой КФХ Бакумченко Е.А. не выполнено обязательное условие для предоставления субсидий в 2016 году - реализация продукции растениеводства (за исключением семенного и посадочного материала сельскохозяйственных культур) на территории Российской Федерации в году, предшествующему получению субсидий.
Согласно п.2.1.1.7 Порядка предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства, и личным подсобным хозяйствам на поддержку сельскохозяйственного производства на территории муниципального образования город Новороссийск в 2016 году, утверждённый постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 12.10.2016 N 8480 в соответствии с настоящим Порядком предоставление субсидий осуществляется в целях возмещения части понесенных затрат, в том числе на строительство теплиц для ведения овощеводства защищенного грунта с 1 января 2015 года.
Субсидии на возмещение части затрат на строительство теплиц предоставляются по завершению их монтажа и при условии заключения соглашения между администрацией и получателем субсидии об их эксплуатации в течение не менее 5 лет, а также при наличии акта обследования теплицы, подтверждающего ее наличие и эксплуатацию по целевому назначению на момент подачи заявления.
Согласно подп. е п.2 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса", утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.11.2018 N 1413 "тепличный комплекс для производства овощей в защищенном грунте" -комплекс зданий, строений или сооружений, в том числе остекленных, и (или) с пленочным покрытием, и (или) с покрытием из поликарбоната, предназначенных для круглогодичного промышленного производства овощей в защищенном грунте, оснащенных необходимым технологическим и агротехническим оборудованием и включающих при необходимости теплоэнергетические центры, котельные с соответствующим технологическим оборудованием, внутренние сети инженерно-технического обеспечения и наружные сети инженерно-технического обеспечения, включая объекты электросетевого хозяйства (подстанции, распределительные пункты, распределительные трансформаторные подстанции, линии электропередачи).
Как было указано, глава КФХ Бакумченко Е.А. не могла реализовать в 2015 году продукцию растениеводства, так как строительные материалы были приобретены в конце октября 2015 года, а земельный участок на строительство теплицы предоставлен на основании договора аренды земельного участка от 25 сентября 2015 года, заключенный между Косенко И.И. и Бакумченко Е.А. (Приложение N 4).
Выращивание овощей на территории Краснодарского края возможно на открытом грунте, однако, заключенное соглашение от 18 октября 2016 года между администрацией МО г.Новороссийск и главой КФХ Косенко И.И. предполагает предоставление субсидий на возмещение части затрат на строительство теплицы для выращивания овощей защищенного грунта.
Таким образом, представленная ответчиком книга учета доходов и расходов, отражающую "продажу томатов", не относится к овощам, выращенным в теплице, расположенной на земельном участке предоставленного на основании договора аренды земельного участка от 25 сентября 2015 года, заключенного между Косенко И.И. и Бакумченко Е.А.
Таким образом, главой КФХ Бакумченко Е.А. допущены нарушения, в соответствии п. 5 Порядка предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства, и личным подсобным хозяйствам на поддержку сельскохозяйственного производства на территории муниципального образования город Новороссийск в 2016 году, утвержденный постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 12.10.2016 N 8480.
Согласно п. 5 Порядка предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства, и личным подсобным хозяйствам на поддержку сельскохозяйственного производства на территории муниципального образования город Новороссийск в 2016 году, утвержденный постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 12.10.2016 N 8480 претенденты несут ответственность за нарушение условий и достоверность представленных им документов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
На основании изложенного Глава КФХ Бакумченко Е.А. не соответствовала требованиям и условиям предоставления субсидии, утвержденные постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 12.10.2016 N 8480, в результате чего был нанесен ущерб бюджету Краснодарского края в размере 3 203 260 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют приведенные при рассмотрении в суде первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2019 по делу N А32-10131/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10131/2019
Истец: Администрация МО г.Новороссийска, Администрация муниципального образования г.Новороссийск
Ответчик: индивидуальный предпрениматель глава крестянского (фермерского) хозяйства Бакумченко Елена Анатольевна, КФХ Глава Бакумченко Елена Анатольевна
Третье лицо: ГКФХ Бакумченко Елене Анатольевне
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9046/20
17.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11028/20
29.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10732/19
01.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13238/19
13.06.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-10131/19