г. Краснодар |
|
04 декабря 2019 г. |
Дело N А32-9609/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Коржинек Е.Л. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от истца - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Крохмаля Д.А. (доверенность от 10.12.2018), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Шампань Холл" (ИНН 2304051882, ОГРН 1082304000415), третьего лица - публичного акционерного общества "Крайинвестбанк", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019 по делу N А32- 9609/2018, установил следующее.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском ООО "Шампань Холл" (далее - общество) о возложении обязанности снести незаконно возведенные строения и привести лесной участок в состояние, обусловленное договором аренды лесного участка от 28.06.2010 N 10-05а-002 (далее - договор), и о расторжении названного договора аренды лесного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Крайинвестбанк".
Решением от 26.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.08.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
По мнению министерства, суды не приняли во внимание, что размещенные на арендуемом земельном участке строения запланированы проектом освоения лесов, срок действия которого установлен до 01.01.2019, новый проект общество не представило; не устранило нарушения в разумный срок. Несоблюдение ответчиком лесного законодательства и нарушение условий договора аренды является основанием к расторжению договора аренды.
В отзыве на жалобу общество просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель министерства повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установили суды, Департамент лесного хозяйства Краснодарского края (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка сроком на 49 лет.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 "О Министерстве природных ресурсов Краснодарского края" Департамент лесного хозяйства Краснодарского края реорганизован путем присоединения его к Министерству природных ресурсов Краснодарского края, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись (свидетельство от 17.01.2013 серия 23 N 007886494).
11 апреля 2013 года в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности Департамента лесного хозяйства Краснодарского края.
16 августа 2017 года государственный лесной инспектор в ходе проведения проверочных мероприятий в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений лесного законодательства на территории лесного фонда Российской Федерации в квартале 45Б, части выделов 3, 12, 35, 40, 41, 43 и 44 (лесничество Геленджикское, участковое лесничество Кабардинское) выявил строения N 4 (административное помещение) и 8 (пункт питания), возведенные в прибрежной полосе Черного моря, которые ограничивают свободный проход граждан к береговой линии Черного моря.
В северо-восточной части арендованного лесного участка в пойме ручья находятся каркасно-щитовые строения N 1 (сторожка) и 6 (хозяйственное помещение), возведенные в соответствии с проектом освоения лесов, однако указанные строения соединены металлоконструкцией в виде въездных ворот с калиткой, что не предусмотрено проектом освоения лесов.
В соответствии с пунктом 3.4.1 договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором аренды лесного участка.
Согласно пункту 8.5 договора аренды лесного участка к существенным условиям договора относится соответствие фактического использования лесного участка проекту освоения лесов и лесной декларации.
Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ (использование лесов с нарушением условий договора аренды) с наложением административного штрафа на должностное лицо - 5 тыс. рублей, на юридическое лицо - 40 тыс. рублей.
Министерство в адрес общества направило требования от 10.11.2017 N 202-36464/17-06.1 и от 16.01.2018 N 202-06.1-746/18 об устранении нарушений лесного законодательства, которые оставлены без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в суд с иском.
Разрешая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Кодексом.
В силу части 2 статьи 24 Лесного кодекса невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений.
В случае, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями, либо существенно ухудшает имущество, договор аренды может быть досрочно расторгнут по требованию арендодателя (статья 619 Гражданского кодекса).
Суды установили, что на момент принятия судебного акта на участке находятся объекты, которые предусмотрены проектом освоения лесов. Иное имущество с земельного участка удалено в разумный срок.
Так, согласно акту планового рейдового осмотра, обследования территории от 08.05.2018, составленного на основании планового (рейдового) задания от 07.05.2018 N 90 государственными лесными инспекторами Краснодарского края, в квартале 45Б части выделов Кабардинского участкового лесничества расположен лесной участок площадью 3 га, арендатором которого является общество. В ходе осмотра установлено, что в прибрежной полосе Черного моря возведено два строения N 8 и 4 (пункт питания и административное помещение) общей площадью 103 кв. м. Площадь занимаемых объектов и их местоположение соответствует площади и местоположению проекта освоения лесов. Эти строения сборно-разборные, каркасно-щитовые свайного типа, сваи представляют собой металлические трубы. Ранее данные строения (входная дверь) ограничивали свободный доступ граждан к береговой линии Черного моря. На момент осмотра ограничение (входная дверь) демонтировано, что обеспечивает свободный доступ гражданам к береговой полосе Черного моря. В северо-восточной части арендованного лесного участка в пойме ручья согласно проекту освоения лесов возведены каркасно-щитовые строения N 1 и 6 (сторожка и хозяйственное помещение), строения были соединены металлоконструкцией, представляющей с собой въездные ворота с калиткой, такое сооружение не предусмотрено проектом освоения лесов (фото прилагается). На момент осмотра въездные ворота с калиткой демонтированы. Местоположение оставшихся на лесном участке сооружений соответствуют проекту освоения лесов (тематическая карта N 10).
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии оснований для расторжения договора является законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В пункте 22 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 29 постановления N 10/22 положения статьи 222 Гражданского кодекса не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом.
Апелляционный суд определением от 21.03.2019 с целью выяснения обстоятельств, касающихся конструктивных и технологических характеристик возведенных на арендованном лесном участке объектов, назначил судебную строительно-техническую экспертизу, в результате которой установлено, что все обследованные строения не имеют фундамента, опираются непосредственно на грунт или деревянные прокладки. Коммуникации к строениям отсутствуют. На момент осмотра объекты не эксплуатируются.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе с учетом экспертного заключения, суды установили, что объекты, возведенные на лесном участке, не являются капитальными, представляют собой постройки сборно-разборного типа.
Учитывая, что размещение построек временного характера и элементов благоустройства предусмотрено договором и проектом освоения лесов, получившим положительное заключение экспертной комиссии (приказом департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 09.06.2011 N 515), суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для отнесения возведенных обществом объектов к самовольным постройкам и для расторжения договора аренды.
Довод заявителя о том, что по состоянию на 23.07.2019 общество не получило положительное заключение государственной экспертизы к проекту освоения лесов, а по проекту освоения лесов, утвержденному приказом департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 09.06.2011 N 515, истек срок действия (01.01.2019), обоснованно отклонен, поскольку на момент вынесения решения суда проект освоения лесов являлся действующим.
Доводы, изложенные истцом в кассационной жалобе, направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, нормы права применены правильно.
Основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019 по делу N А32- 9609/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В пункте 22 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
...
Согласно пункту 29 постановления N 10/22 положения статьи 222 Гражданского кодекса не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2019 г. N Ф08-10340/19 по делу N А32-9609/2018