г. Краснодар |
|
06 декабря 2019 г. |
Дело N А32-14149/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Денека И.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Кубаньэнерго" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Свечкаревой М.В. (доверенность от 03.12.2018) и Схаплок А.К. (доверенность от 03.12.2018), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Москаленко Г.В. (доверенность от 15.05.2019), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Кубаньэнерго" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 по делу N А32-14149/2019, установил следующее.
ПАО "Кубаньэнерго" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным постановления от 14.03.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 86А/2019, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 28.05.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.08.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в деянии общества события и состава вмененного ему административного правонарушения и отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить. По мнению заявителя, Лапшина О.А. не исполнила обязанность по уведомлению сетевой организации о выполнении технических условий. Факт совершения обществом ранее аналогичного правонарушения не может расцениваться административным органом и судом в качестве отягчающего обстоятельства. Суду надлежало признать деяние малозначительным.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы, представитель управления просил в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, в управление поступило заявление Лапшиной О.А., содержащее указание на неправомерные действия общества, выразившиеся в нарушении срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению.
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ с учетом того, что общество уже ранее привлекалось к ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, административным органом в отношении общества в присутствии его представителя по доверенности составлен протокол об административном правонарушении от 04.03.2019.
По результатам рассмотрения материалов административного производства управление в отношении общества вынесло постановление от 14.03.2019 N 5684/6 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 тыс. рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 1 данного постановления, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
Повторное совершение названного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила) определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В силу пункта 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1),14 и 34 названных Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
По договору от 30.07.2018 N 10401-18-00457892-1, заключенному обществом и Лапшиной О.А., сетевая организация обязалась осуществить технологическое присоединение ЭПУ "шкаф учета для индивидуального жилищного строительства", расположенных по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, п. Заречный, ул. Шишкина, д. 31. Срок выполнения мероприятий по договору составляет шесть месяцев со дня заключения договора (пункт 5 договора). Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет 5 кВт, III категория надежности, класс напряжения эл. Сетей - 0,22 кВ. Таким образом, Лапшина О.А. относится к категории потребителей, указанных в пункте 14 Правил.
Поскольку договор заключен 30.07.2018, общество должно было осуществить технологическое присоединение объекта заявителя в срок до 30.01.2019. Однако, как установлено, общество этого не сделало. При этом суды обоснованно исходили из того, что общество, заключив с потребителем договор, возложило на себя обязательства по исполнению его условий в предусмотренные Правилами сроки. Нормы Правил являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля. Антимонопольный орган представил необходимые и достаточные доказательства нарушения обществом Закона N 35-ФЗ, а общество документально не подтвердило обстоятельства, препятствующие ему своевременно исполнить положения Правил при соблюдении баланса интересов заказчиков (граждан) и сетевой организации.
Суды исследовали доводы общества и обоснованно указали, что сетевая организация независимо от бездействия потребителя должна выполнить обязательства, возложенные на нее договором. Вместе с тем, общество не представило доказательства выполнения пунктов 10.1 - 10.4 технических условий в установленный срок, и доказательства, что не могло их выполнить без Лапшиной О.А.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, судебные инстанции правомерно указали, что антимонопольный орган доказал событие и состав административного правонарушения, вину общества в его совершении; отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие обществом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей. Суды с учетом конкретных обстоятельств не нашли правовых оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения.
Обжалуя судебные акты, общество документально не опровергло правильности сделанных судами выводов и факта совершения правонарушения. Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 по делу N А32-14149/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку договор заключен 30.07.2018, общество должно было осуществить технологическое присоединение объекта заявителя в срок до 30.01.2019. Однако, как установлено, общество этого не сделало. При этом суды обоснованно исходили из того, что общество, заключив с потребителем договор, возложило на себя обязательства по исполнению его условий в предусмотренные Правилами сроки. Нормы Правил являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля. Антимонопольный орган представил необходимые и достаточные доказательства нарушения обществом Закона N 35-ФЗ, а общество документально не подтвердило обстоятельства, препятствующие ему своевременно исполнить положения Правил при соблюдении баланса интересов заказчиков (граждан) и сетевой организации.
...
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, судебные инстанции правомерно указали, что антимонопольный орган доказал событие и состав административного правонарушения, вину общества в его совершении; отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие обществом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей. Суды с учетом конкретных обстоятельств не нашли правовых оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 декабря 2019 г. N Ф08-10925/19 по делу N А32-14149/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10925/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10925/19
21.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11672/19
28.05.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-14149/19