город Ростов-на-Дону |
|
21 августа 2019 г. |
дело N А32-14149/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Схаплок А.К. по доверенности от 03.12.2018,
от заинтересованного лица - Москаленко Г.В. по доверенности от 15.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2019 по делу N А32-14149/2019 (судья Нигоев Р.А.)
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
об отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Энергетики и электрификации Кубани" (далее - ПАО "Кубаньэнерго", общество, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Краснодарское УФАС России) об отмене постановления от 14.03.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 86А/2019.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Кубаньэнерго" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861, пунктом 5 договора срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, составляет 6 месяцев. В рамках выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения общество выполнило проектно-изыскательские работы (проектирование), закупку материалов и строительно-монтажные работы по строительству участка воздушной линии электропередачи от точки присоединения до земельного участка заявителя. Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению обществом были фактически выполнены в установленный Правилами N 861 и договором срок. Правила не содержат императивного для сетевой организации обязательства по направлению заявителю письменного уведомления о выполнении ею мероприятий по технологическому присоединению. Напротив, подпунктом "а" пункта 16.6. Правил N 861 установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению считается нарушенным заявителем в случае, если он не направил в адрес сетевой организации уведомление о выполнении им мероприятий, предусмотренных техническими условиями, в том числе уведомление об устранении замечаний, полученных по результатам проверки выполнения технических условий. Технологическое присоединение носит заявительный характер. В соответствии с Правилами N 861 заявитель обязан уведомить сетевую организацию об исполнении им технических условий, после чего сетевая организация обязана проверить выполнение им технических условий и осуществить присоединение с выдачей документов, предусмотренных правилами. В связи с тем, что заявителем не была исполнена обязанность уведомления сетевой организации о выполнении им технических условий, после истечения срока для выполнения мероприятий по технологическому присоединению филиалом заявителю было направлено уведомление от 28.02.2019 NАдЭС/113/569, в котором сообщалось о реализации обществом обязательств по осуществлении технологического присоединения и предлагалось уведомить общество о готовности и планируемых сроках технологического присоединения. При таких условиях вывод УФАС КК, с которым согласился суд первой инстанции, о том, что обществом нарушены правила (порядок обеспечения) недискриминационного доступа или установленный порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям по формальному признаку - ненаправлению письменного уведомления заявителю противоречит законодательству РФ. Факт совершения обществом ранее аналогичного правонарушения не может расцениваться административным органом и судом в качестве отягчающего обстоятельства и не может рассматриваться как причина отказа в признании правонарушения малозначительным.
В отзыве на апелляционную жалобу Краснодарское УФАС России указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Краснодарского УФАС России не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступило обращение Лапшиной О.А. на действия сетевой организации ПАО "Кубаньэнерго".
По результатам рассмотрения указанной жалобы антимонопольный орган установил в действиях ПАО "Кубаньэнерго" нарушение пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861.
Антимонопольным органом в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении N 86А/2019 по признакам нарушения ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведения административного расследования антимонопольным органом 14.03.2019 принято оспариваемое постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 86А/2019 в размере 600 000 руб.
Антимонопольным органом вынесено представление от 14.03.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым ПАО "Кубаньэнерго" указано на необходимость устранить допущенное нарушение; осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта Лапшиной О.А., расположенного по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, п. Заречный, ул. Шишкина, 31, по договору от 30.07.20189 N 10401-18-00457892-1 согласно выданным ТУ.
Не согласившись с указанным постановлением от 14.03.2019 по делу об административном правонарушении N 86А/2019, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения N 861), установлены порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
В соответствии с пунктом 1 Правил технологического присоединения N 861 сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ПАО "Кубаньэнерго" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
На основании пункта 3 Правил технологического присоединения N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как следует из материалов дела, между ПАО "Кубаньэнерго" и Лапшиной О.А. заключен договор от 30.07.2018 N 10401-18-00457892-1 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Предметом указанного договора является обязанность сетевой организации осуществить технологическое присоединение ЭПУ "шкаф учета для индивидуального жилищного строительства", расположенных (которые будут располагаться) по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, п.Заречный, ул. Шишкина, д.31.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является одним из существенных условий договора на технологическое присоединение (п. 16 Правил технологического присоединения N 861).
В соответствии с п. 5 договора срок выполнения мероприятий составляет шесть месяцев со дня заключения договора.
Условия п. 5 договора не противоречат пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861.
Неотъемлемым приложением к договору являются технические условия от 30.07.2018 N 01-02/0287-18-вд (далее - ТУ).
Согласно ТУ максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет 5 кВт, III категория надежности, класс напряжения эл. сетей - 0,22 кВ.
Таким образом, Лапшина О.А. относится к категории потребителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения N 861.
На основании вышеизложенного ПАО "Кубаньэнерго"должно было осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя согласно пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 5 договора в срок до 30.01.2019.
Согласно акту об осуществлении технологического присоединения общество осуществило технологическое присоединение Лапшиной О.А. к электрическим сетям 07.03.2019 (т. д. 1 д. л. 44-46).
При этом неисполнение обязательства одной из сторон договора технологического присоединения не влечет для другой право не исполнять свои обязательства.
Сетевая организация независимо от бездействия потребителя должна выполнить мероприятия, возложенные на нее договором.
Общество, заключив с потребителем публичный договор, возложило на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные Правилами технологического присоединения N 861 сроки.
На основании вышеизложенного в действиях ПАО "Кубаньэнерго", выразившихся в несоблюдении срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению в рамках заключенного договора, предусмотренного пунктом 16 Правил N 861, управлением установлены признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управлением учтено, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело N А32-7098/2018).
ПАО "Кубаньэнерго" как лицо, занимающее доминирующее положение и являющееся владельцем объектов электросетевого хозяйства, допустившее нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и установленного порядка подключения (технологического присоединения), является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Оспариваемым постановлением обществу назначено административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Оснований для квалификации совершенного административного правонарушения в качестве малозначительного не имеется, поскольку неоднократное совершение обществом однородных правонарушений в отсутствие исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, свидетельствует о пренебрежительном отношении последнего к исполнению возложенных на него законом обязанностей и создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям (статья 2.9 КоАП РФ, пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"). Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований, предусмотренных Правилами технологического присоединения N 861.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Между тем, как уже указано выше, совершенное обществом правонарушение свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований, предусмотренных Правилами технологического присоединения N 861, ущемляет права и интересы другого лица, что исключает возможность замены штрафа на предупреждение.
С учетом повторности привлечения к административной ответственности оснований для снижения штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 000 рублей, соответствующий минимальному размеру санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное административным органом наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 600 000 рублей, соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений и тяжести содеянного.
Общество не представило в материалы дела доказательства о своем тяжелом финансовом положении, об исключительности случая совершенного им правонарушения. Выявленное нарушение существенно нарушает права потребителя, ранее общество было привлечено к административной ответственности за аналогичные правонарушения.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1, 4.1 КоАП РФ об административных правонарушениях является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2019 по делу N А32-14149/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14149/2019
Истец: ПАО "Кубаньэнерго", ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ КУБАНИ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по КК
Третье лицо: ПАО "Кубаньэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10925/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10925/19
21.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11672/19
28.05.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-14149/19